Подробности потом

топ 100 блогов zis-man18.07.2016

Сначала я всё же хотел бы кратенько высказаться по поводу давешней дискуссии на просторах  fb, потому что это меня задело. Несмотря на то, что я пытался весь день сделать вид, что это не так.

Сошлюсь на Пушкина, потому что, как правило, он прав. Более того, я не могу припомнить случая, когда бы он был неправ. Можете вносить поправки и предложения.

За точность цитаты не ручаюсь, но Александр Cергеевич сказал примерно следующее: «По поводу нравов, царящих в моём отечестве я могу говорить что угодно, но если это скажет какой-нибудь французик или иной иностранец, пасть порву».

Я предупредил, что цитирую не буквально. Я к этому отношусь несколько спокойнее, чем Пушкин, но что-то существенное в его словах есть.

Поэтому по совокупности множества факторов я считаю, что могу говорить по поводу Великой Отечественной войны всё, что считаю необходимым. По поводу истории страны тоже. Могу рассказывать анекдоты типа истории образца 1942-44 года «Слушай, Мойше, я так думаю, что когда мы, наконец, выйдем из этого чёртова Освенцима, мы не расстанемся - будем лежать рядом на одной полке в магазине в отделе мыла». (Еврейский фольклор того времени и места).

И я знаю темы, в которых я должен быть предельно осторожен, чтобы не задеть чувства людей в тех областях, в которых я не свой и мне бы лучше помолчать.

Кроме того, я исхожу из презумпции лучшего в людях и для того, чтобы назвать человека мудаком, у меня должны быть достаточно веские и неоднократно проверенные основания.

Всё. Программная часть завершена.

Запоздалый выход в эфир объясняется большим километражом, не всегда доступным интернетом и вкусными продуктами, включая водку завода «Крышталь» и Шампанское минского завода с точно таким же вкусом, какой я помню с детства. Ладно, не с детства.

Привожу диалог: «Да вот, сыра сыну купили, он такой любит, а у нас его нет». Глаза у собеседницы становятся больше головы - «Это где же такое может быть? Вы откуда?». Скромно отвечаем - «Из Москвы». (Это про пармезан).

Позавчера мы перевалили за две тысячи километров по Белоруссии и остановились в Новополоцке.  Потому что в этих  местах с гостиницами плохо. Их просто мало. Но эта - замечательная. То, что она две звезды - гнусный поклёп.

Я толкнул дверь с надписью «на себя», и вошёл. Понял, что наконец нахожусь в гармонии с предлагаемой мне действительностью.  Но это, как всегда, оказалось иллюзией. Действительность опять меня переиграла - дверь открывалась в обе стороны.

Так, про Полоцк чуть позже. И вообще, подробности потом. Это тезисы. Сначала несколько обобщений.

О белорусской скульптуре. Заинтересованных лиц прошу не нервничать.

Она заметнейшим образом делится на несколько категорий.

Классическая скульптура - Франциск Скорина, Симеон Полоцкий, Симон Будный и т.д.  Здесь всё абсолютно канонично, уместно, профессионально. Без комментариев. Фотографировать, в общем, не имеет смысла.

Ленин. Их здесь до … Иногда по две штуки в пределах видимости. Ленин с кепкой на голове, Ленин с кепкой в руке, Ленин без кепки нигде, Ленин с партитурой, Ленин с торой, Ленин с вопросом на лице «и почём дают?», Ленин матовый, Ленин с глазурью, Ленин с герпесом, Ленин в две натуральные величины, в три… Их много, они каноничны и выполнены согласно предписаниям Имперской палаты художеств.

Патриотические памятники, посвящённые событиям Великой Отечественной. Их очень много. Комментировать не буду, а то опять кого-нибудь обижу. Как правило, разница между реальным событием и художественным воплощением оскорбительна. Интересующихся отсылаю к книге Энна Ветемаа «Монумент» или если кто застал, к одноимённому спектаклю театра «Современник» 80-х с Константином Райкиным в главной роли. (Просто я в те годы там работал и пересмотрел всё, на что хватило ума пересмотреть).

«…и в канаве пьянка продолжалась». (Это цитата оттуда, описание очередной скульптурной композиции с гранатами в руках).

И ещё один тип памятников - городская скульптура. А вот это просто замечательно. Оно есть. Памятник суворовцу в Минске я уже показывал. А вот малая скульптура в Полоцке.

Подробности потом

Подробности потом

Подробности потом

Кстати, да. Это указатель того, где находится географических центр Европы. Насколько мне известно, их несколько и находятся они в самых разных местах. Тем не менее...

Подробности потом

Как всегда, успели неприлично мало. Но зато ярко.

Сначала пошли в детский музей. Ну да,  видали и побогаче, и пошикарней, и выходили оттуда с головой, которая разбухала от шума, детского визга, спецэффектов  и впечатлений.

Подробности потом

Но здесь всё было тихо, вдумчиво, не спеша и трогательно. Часы и время. Тик-так, кап-кап.

Дети смотрят и думают.

Весы. Старинные чугунные. На чашку весов можно положить камушек, мешочек с песком или гирю. И снова подумать. А девушка-экскурсовод присядет на корточки, чтобы её глаза и глаза ребёнка оказались  на одном уровне и поможет думать. Задаст, например, вопрос.

Патефон, который играет. Заводной, не от сети. Как он это делает? Не цифровой, аналоговый. И ручки громкости у него нет.

Я смотрел детскими глазами на предметы, существовавшие задолго до их рождения - огромные компьютеры 286-й серии, мобильные телефоны с антеннами и уж совершенно непонятный древний прибор под названием пейджер.

Подробности потом

А потом мы поговорили с совершенно чудесным и изумительным сотрудником музея о времени и детях. Он святой! Молодой парень.

Нет, действительно, они молодцы. Хоть что-то они смогут вытянуть. Потому что альтернатива - это уличные кафе, где папа и мама пьют пиво, а дети бегают вокруг.

Потом мы отправились в музей под названием «Прогулка по Нижне-Покровской». Он находится в здании под названием «Домик Петра I», что категорически не соответствует действительности, но работает на имидж и кассу музея. Пётр в Полоцке действительно был, жутко наскандалил, сгоряча убил несколько священников и уехал. Поэтому настоящий домик Петра вряд ли бы сохранился.

В общем, это просто домик. Вот такой.

Подробности потом

А в домике элементы бытовой и городской культуры Полоцка начала XX века. Воссозданный образ Нижне-Покровской улицы.

Подробности потом

Подробности потом

Подробности потом

Дальше было как всегда. Пока мы двигались в сторону Софийского собора, параллельно нам в ту же сторону, но по параллельной улице двигалось костюмированное шествие с хоругвями и мегафонами в ту же сторону. Впереди колонны медленно двигалась ГАИшная машина, за ней жутко поющие граждане, время от времени они останавливались у очередного храма вознести молитву. Останавливались и ГАИшники. Потом все продолжали движение.

Подробности потом

К собору мы подошли практически одновременно. Мы пошли внутрь, они расположились на лужайке для проповеди. Собор для посещения закрывался в 18 часов, потому что теперь он используется как музей и концертный зал, а время было уже без четверти шесть.

Подробности потом

Мы переглянулись - «Ну что, обойдём вокруг?». Надо сказать, что обычно мы к этому относимся достаточно серьёзно, потому что с тех пор, как мы обошли храм в Юрьеве-Польском, этот манёвр всегда заканчивался интересными встречами и продолжительными беседами. Тогда к нам вышел замечательный человек, бывший алкаш, а теперь мастеровой, восстанавливающий церковь, открыл, впустил, показал, рассказал…

Точно та же история повторилась и в Вишнево - там ведь тоже костёл был заперт. Мы его обошли и появились ксёндз Иосиф с Алесем.

Но здесь мы решили, что ничем не рискуем и обошли собор.

Когда уже удалялись в сторону города, меня окликнули по имени. Я решил, что это Господь и как всегда сделал вид, что не слышу. А вот фигушки! Среди паломников оказалась моя знакомая. Причём, с мужем и годовалым ребёнком. Это паломническое шествие униатов. Ну, слегка поговорили за жизнь…

Но вот чтобы так пересечься! При том, что никто из нас не имеет ни малейшего отношения к Полоцку.

Теперь по поводу Витебска.

Ещё раз, в очередной раз напоминание и мордой в оливье по поводу того, что нельзя делать никаких выводов на основании информации, полученной из внешних источников. Уж попадался, казалось бы, на этом.

Это я по поводу «Славянского базара». Просто мы угодили в самую гущу.

Моё впечатление об этом событии складывалось из репортажей центральных каналов российского телевидения и расписания событий фестиваля на сайте этого самого фестиваля. Результат ожидаемо тошнотворный.

В реальной действительности - город гуляет. Нормальный европейский городской праздник. Центральная часть - огромное количество точек на площадях и пешеходных улицах, где играют и поют, как правило, чрезвычайно профессиональные этнические музыкальные группы, где продают какие-то народные штуки, где происходят игры, танцы (как всегда, меня вытянули из толпы - я тихо себя вёл, честное слово - и в результате я танцевал что-то такое белорусское. Ну почему каждый раз я со своим латентным ДЦП?).

Можно поиграть в беспроигрышную лотерею - заплатить немножко денег и выиграть один из маленьких бутербродов с салом и рюмочку горилки. Да нет, куда мне… Я за рулём :(

Подробности потом

   
Подробности потом


Подробности потом

Подробности потом

Жара аццкая! Это зайчик перед этим ещё голову снял. Как там внутри костюма, даже не представляю себе.

Подробности потом

Подробности потом

Я этих ребят воспринимал как своих коллег. И радовался, и сочувствовал. Потому что нелёгкий у  них труд.

Подробности потом

А этот, видимо, уже от себя. Тихонько стоял и замечательно играл "Stairway to Heaven".

Подробности потом

Поэт с бокалом в руке читал стихи

Подробности потом

Замечательный весёлый праздник. Чистенько одетые полицейские самым что ни на есть заботливым образом следят даже не за порядком, это и так в норме, а за тем, чтобы все, кто хочет перейти дорогу, могли это сделать максимально безопасно. Это действительно существенный момент, потому что народу много, а дороги в центре широкие.

Да, кстати, а вечером по Первому каналу Белорусского TV показали программы фестиваля - ну хорошо, это не моё, ладно. Но это ярко и очень профессионально. И совершенно не то , что я видел раньше - весь этот пошлый официоз и «вечно живых» на сцене.

Раскаиваюсь и общаю в очередной раз не делать выводов по результатам просмотра телевидения. Всё надо потрогать своими руками.

Следующая остановка - художественный музей. Собственно, из-за коллекции картин Юделя (Иегуды) Пэна. И, к тому же, там была заявлена выставка работ Марка Шагала.

С Шагалом всё более чем скромно - всего две небольших работы, заимствованные из Псковского музея, а вот экспозиция Пэна - открыв рот. Один зал - пейзажи. Не могу сказать, что замечательно, видимо на продажу… Не знаю. Но зал портретов! Такого на моей памяти не было никогда, чтобы я сидел на лавочке в музее и таращился на картину. Я в другой раз напишу подробнее, потому что и так припозднился.

Там было ещё несколько художественных выставок, в том числе зал Ивана Хруцкого - это XIX век. Просто видно, что очень хорошо.

Но после Пэна хотелось уйти, потому что после него уже ничего посредственного смотреть не хотелось.

Хрена! Нас отловили доблестные хранительницы музея и ни одна из попыток сбежать до окончания просмотра всей экспозиции не увенчалась успехом.

Пришлось посмотреть все залы, в том числе и ужас-ужас-ужас.

Всё, что хочется, всё равно сейчас не покажу и не расскажу. Позже.  Потом  мы отправились в дом-музей Марка Шагала, и это было замечательно. При том, что фактически, экспозиция очень небольшая. Но за счёт удивительных фотографий и документов она великолепна.

Подробности потом

Подробности потом

Затем ломанули в усадьбу И.Е.Репина в «Здравнёво» в 16 километрах от Витебска. Это его первая усадьба, он оставил её жене после развода. «Пенаты» были потом.

Подробности потом

Несколько удивляет местное видение истории, заметно отличающееся от того, к которому я привык. Это проявляется в обмолвках хранителей музеев или экскурсоводов, когда с ними не спеша разговариваешь. Такое лёгкое ощущение параллельного мира. Близкое к тому, какое возникает, когда слышишь у питерских поребрик или булка в значении «белый хлеб».

«…когда Финляндия отделилась от СССР…». Речь идёт о 1918 годе и это очень квалифицированный специалист говорит. По интонации слышно, что это не оговорка.

«…во время Великой Отечественной войны Шагал переехал из Парижа в США» - это другой специалист в другом месте.

Это вот так здесь видится.

Во многих городах мне попадалась улица 17 сентября. Ладно, улица 1-го Мая, Восьмого марта или Седьмого ноября. Такое бывало.

В первый раз, когда я увидел надпись «ул. 17 сентября» я вздрогнул и озадачился. Перебрал в памяти всё, что мог вспомнить.

Но вспомнил только 17 сентября 1939 года. День, когда Советский Союз, верный союзническому долгу, вступил во Вторую мировую войну.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
дорогие товарищи, рассудите меня, пожалуйста. участвую в первом своём кастоме (харти), хочу выпендриться с нитками, но не знаю как %)) а именно: нужен максимально нежаркий шарф для стремительно тяжелеющего младенца. 1. шелк малберри пугает склонностью к затяжкам. это так? 2. а бурет ск ...
Пока тов. Федоров отдыхает далеко и качественно, рыбнадзору быть! Завтра, 8-го числа, в период с 14-00 до 17-00 предлагаю-таки выбраться как тем, кто ещё не был в этом году на льду Москва-Реки, так и тем, кто был и кому понравилось. Для полноценного ...
Фирма Victoria's Secret для рекламы белья, как обычно, выбирает женщин с идеальными фигурами. Алессандра Амброзио, Кэндис Свейнпол и Адриана Лима. ...
Либералы будут разочарованы этим решением - суд почему-то не принимает участие в травле несогласных, а встает на их сторону, хотя всем известно, что российские суды - "кривосудие", как о них пишут и говорят те, кто считает, что живет в неправовом государстве. Мудрец-Макаревича первонач ...
Наше сообщество не раз касалось темы футбольного фанатизма, отмечая, в частности, что власть все последние годы старательно окучивала фанатскую среду. Цель ясна - заручиться поддержкой социально активной части молодежи, с одной стороны, и ...