Почему я действительно считаю приморских партизансвятыми мучениками?
hubris_ipod — 15.08.2010 Во-первых, как попадают в мученики? Оказывается, многие образованные люди не знают жития св. Бонифатия. При совке мы читали св.Бонифатию акафисты вечером 31 декабря, ибо 1 января как раз его память, а 31 мы чувствовали нужду в его молитвенной помощи от греха пьянства.Во-вторых, в древности вставал вопрос: а если за Христа умер некрещеный? Церковь дала однозначный ответ: такие крестились в собственной крови. Вопрос, более актуальный для нашего времени: а если крещеный, но не верующий сознательно, нецерковный? Был такой архиерей в истории Русской Церкви митрополит Анастасий /Грибановский/, следующий после митрополита Антония первоиерарх РПЦЗ, был посвящен в архиереи на рубеже веков и третьим за всю историю Русской Церкви справил полувековой юбилей пребывания в архиерейском сане. Чрезвычайно почитал Московского Митрополита Филарета и не без успеха подражал тому в искусстве неслащавого красноречия и красоты слога. Но самое главное отличался тонкостью и безупречной чистотой духовного рассуждения. Как то его спросили: а не согрешаем ли мы, служа панихиды по казакам в Линце, ведь они там кончали жизни свои самоубийством? На что митрополит Анастасий ответил, что по духовному смыслу это скорее святые мученики, и это был для них единственный способ спасти свои души, на которые охотились агенты сталинского гулага. Думаю, что казаки в церковь ходили, но вопрос насколько сознательно. По моим меркам сознательно, это когда в церковь начинает ходить советский инженер, кандидат наук, начальник отдела с окладом в 700 рублей. Вот это была полная осознанность, вплоть до риска угодить в психушку.
Обобщая сказанное, замечу, что разговоры типа «а какой же царь Николай святой, ведь он же курил», вариант – «он же отрекся от Престола» или «о.Даниил Сысоев был сам как бы православный ваххабит и вообще человек не шибко культурный и нетолерантный» к делу не идут. Святость – это все-таки иное измерение бытия, либо человек туда попал, либо нет – остальное не важно. Св.Николай тоже был не сахар – дал в морду Арию, Христос взял бич и начал выгонять торгующих из храма. Это как если б покойный Патриарх взял солдатский ремень и ну пряжкой мудохать сподвижников, приговаривая: я тебе покажу, сука, как табаком спекулировать.
Поэтому Новомученики – это не только Царская Семья, доктор Боткин и другие известные нам лица, служба и икона написаны им и сонму Новомучеников. На иконе – это нимбы без надписей, имена нам неизвестны, но их много – загораживающие друг друга и уходящие в бесконечность. Раскулачивали большевики крестьян, вывозили тысячами умирать на заснеженную равнину – вот святые мученики.
В 20-е – 30-е гг живое ощущение мученического подвига в России проявлялось сильнее, чем в Зарубежье, где Новомучеников только после дискуссий про курящего Царя прославили в 1982 году. А в России в лагерях за неимением Антиминсов иереи литургисали на груди друг у друга как на свв.мощах или даже у себя на груди.
В-третьих. Поставим мысленный эксперимент, как принято в хороших гимназиях на западе. Я встретился с собратьями по христианской вере из 3-го, 8-го, 13-го, 18-го веков, к примеру. Века могут быть любыми, главное, раньше 20-го. И мне надо рассказать про приморских партизан. Общий бэкграунд у нас христианский: Священное Писание, Священное Предание, жития, патерики, четьи-минеи, богослужебные тексты, акафисты. И вот, если в терминах этого бэкграунда я попытаюсь рассказать, кто такие менты, и кто такие партизаны, то кроме агарян-сарацын с одной стороны и свв. мучеников с другой у меня слов не будет.
Не знаю я, что со всем этим делать. Церковь стоит на крови мучеников. Стоит ли еще Русская Церковь на крови Новомучеников или это только видимость, повапленный гроб? Долго ли еще простоит, не принимая ответственности за кровь новейших мучеников?
Менты убили парней, которые мне в сыновья по возрасту годятся, а я ведь с этими ментами по сути мирно сосуществую в неразрывной гомеостатической гармонии: зачем им трогать не в первом поколении москвича, если у него нет шальных миллионов.
Чего стоит наше ЖЖ-сообщество, если смерть парней мы пережили как очередной инфоповод и выплюнули?
На высоте положения оказался один Владимир Вольфович: http://www.youtube.com/watch?v=LQdg4wtWBwQ