Почему в современной детской литературе редко поднимается тема экологии.
Наталья Осипова — 22.07.2011
Если присмотреться повнимательней к русским народным сказкам,то тема экологии в них прослеживается постоянно.
Герои народных сказок, как правило, находятся с силами природы в доверительных отношениях, ведут с ними диалог. И ветер, и месяц, и речка, и деревья- кто только им не помогает! Яблонька закрывает Алёнушку своими ветвями, Ветер рассказывает герою, где находится спящая царевна. На помощь им приходят звери и птицы. Даже серый волк готов услужить: мчит через дремучие леса Ивана- царевича. Заметьте, что и герои сказок в долгу не остаются: вызволяют из западни медвежат, отпускают на волю птенцов, выпускают из невода в море Золотую рыбку. И получают добрых друзей на всю жизнь.
В сознание ребёнка,
читающего, подобные сказки, постепенно
закладывается представление о том, какими должны
быть отношения у человека с природой. В сказках
это гармония и любовь. Умение слушать и понимать
язык природы, бережно относиться к ней- вот поведенческая норма,
которую должен усвоить вступающий в мир
человек.
Русские народные сказки говорят с ребёнком ненавязчиво. Такова их традиция: самое сокровенное передается не вербально, а заключено в архитипичных образах. Когда-то, сказки были рассчитаны не только на детей, но и на взрослых. Это очень древний пласт человеческой культуры.
Что же касается современной детской литературы, то сегодня попытки говорить с ребёнком о сложных экологических проблемах современного мира, пока довольно скромны. Тема эта, на мой взгляд, не получила яркого художественного воплощения, возможно, ещё и потому, что и само общество до конца ещё не осознало необходимость формирования высокой меры ответственности человека перед природой.