Почему США так любят воевать

топ 100 блогов ntv27.01.2015 Еще с юности мне было интересно следить за новостями из военной области. В свое время в журнале PCWeek был целый разворот на эту тему. В ЖЖ мне известен ровно один блог, который хорошо пишет на тему оружия и военной техники – это блог bmpd. Однако хорошей военной политической аналитики на просторах интернета очень немного. Среди того, что есть в открытом доступе, нужно отметить блог "War is boring", который, кстати сказать, никак не назовешь пророссийским. Сегодня я хочу попробовать новый формат и поделиться с вами одной статьей, которая, на мой взгляд, немного проливает свет на возможно истинные причины некоторых аспектов внешней политики США. Переводил сам, поэтому лучше читать в оригинале. Поехали!

Триумф военно-промышленного комплекса Конгресса

Чтобы понять извращенную логику принятия решений, следите за деньгами



В своей прощальной речи в январе 1961-го президент Эйзенхауэр завещал американской общественности "бороться с неоправданным, желанным или не желанным, влиянием военно-промышленного комплекса". Сегодня цитирование предупреждения Эйзенхауэра для критиков чрезмерных расходов на ВПК превратилось в рутину. Увы, Эйзенхауэр не предупредил нас, что ВПК превратится в злокачественную опухоль, когда примет менее очевидные формы. "Комплекс" уже больше не "военный" и не "промышленный", теперь он вышел далеко за рамки "отделения Конгресса", которое старался обозначить Эйзенхауэр. Сейчас ВПК глубоко вшит в ткань американской политической системы, в научные и политические круги, в руководстве Министерства Обороны и все сильнее в сам Белый дом.

1*vqs8LuLuC2a4IIIkmNFxXw

ВПК проявился и быстро исчез из виду 5 декабря, когда президент Барак Обама объявил в Белом Доме о назначении профессора Гарвардского Университета Эштона Картера на должность министра обороны взамен неэффективного и легкозаменяемого Чака Хейгела.

hires_120105-D-BW835-007a


Внешне добродушный Картер, – ядерный физик увлекающийся средневековой историей, уже занимал несколько высоких должностей в Министерстве Обороны, занимаясь политикой национальной безопасности и закупками вооружений. В результате, Обама охарактеризовал назначение Картера, как "привнесение уникальной смеси стратегического видения и технических ноу-хау". Обама даже пошутил, что Картер "является одним из немногих людей, кто на самом деле знает, сколько оборонных систем США находятся в строю".

Но, посмотрим поближе и перед нами предстанет темная сторона Картера. После того, как он одним из первых и очень активно поддерживал начало войны в Ираке в 2003 и выступал за увеличение военного присутствия в Афганистане, Картер также высказался за инициирование войны с Северной Кореей и Ираном. С учётом того, что теперь Обама возвращает войска в Ирак и увеличивает военный контингент в Афганистане до 10000 человек, у этих двоих парней, похоже, много общих идей.

"Я обещаю предоставить вам мой самый прямой взгляд на стратегию" - сказал Картер Обаме на приеме в Белом Доме. Очень возможно, что ухудшение конфликта в Ираке и Сирии, а также продолжение войны в Афганистане было именно то, что он имел в виду.

Его стремление к затяжным и многочисленным военным конфликтам – не единственное темное пятно в его биографии. Между своими назначениями в Министерстве Обороны Картер работал вместе с компаниями, связанными с оборонной промышленностью, такими как MITRE, Goldman Sachs, Global Technology Partners и Textron.

В последнее время, что еще хуже, он также сотрудничал с компанией SBD Advisors, позиционирующую себя как компанию в "тени Вашингтона", так что только узкий круг людей знает о том, чем она занимается на самом деле. Фирма заявляет, что не имеет клиентов, связанных с оборонной промышленностью, но в ее правление входят бывший председатель объединенного комитета начальников штабов Майк Маллен и бывший глава ЦРУ Дэнис Блэр. Немного противоречиво, не так ли?

Диплом Гарварда и степени по физике в Йеле и Оксфорде, вопреки заявлению Обамы о том, что Картер – "является одним из немногих людей, кто на самом деле знает, сколько оборонных систем США работают", не очень гармонируют с его послужным списком в Пентагоне.

Сегодня мы пожинаем плоды провала программы вооружений предложенной Картером в его бытность руководителем по закупкам, логистике и технологиям, а затем и заместителем министра обороны. Среди печальных примеров того, как не надо закупать вооружения – сверхдорогой авиносец для ВМФ за 14 миллиардов долларов и 23-миллиардная программа боевых кораблей прибрежной зоны. Министерство Обороны подсчитало, что такие катера не в состоянии выжить в серьезном военном столкновении, слишком часто выходят из строя и при своей цене в 680 миллионов долларов за судно – слишком дороги для бюджета. Но обе программы: авианосец и боевые корабли – процветали именно при Картере.


1*mGKwq8LqKZd8dXlQCNn1Sw


Похожим образом, Картер рекомендовал внести лишь косметические изменения в самую дорогую в мире, 400-миллиардную оборонную программу – создание единого ударного истребителя F-35. К стыду для всех, связанных с этой программой людей, с момента ее официального старта стоимость боевой единицы выросла в два раза. Боевые характеристики выглядят устаревшими на 10 лет, таким образом что внедрение F-35 представляет из себя шаг назад даже от того самолета, на замену которому должен был прийти F-35.

Например, один из самолетов, которые новейший F-35 не может заменить – это дешевый и смертоносный штурмовик А-10 Бородавочник. Пентагон отчаянно пытался списать его все последнее время. А ключевыми заслугами Картера в речи Обамы на церемонии его назначения были обозначены стремления Картера к избавлению от "старых, неэффективных" и "ненужных" вооружений, тоесть именно так, как лоббисты F-35 рассматривают самолет А-10.

Доказавший свою эффективность в боях А-10 оказался центром ожесточенного противостояния в Конгрессе между законодателями-скептикми, желающими сохранить ветеранский самолет и высокопоставленными офицерами ВВС, стремящимися избавиться от всех 283-х низко- и медленно-летающих самолетов затем чтобы потратить "сэкономленные" 4,2 миллиарда долларов на дорогой F35.

А-10 стоит на вооружении армии США более 30 лет, и с учетом последний технических доработок мог бы летать вплоть до 2030 года. В Ираке и Афганистане он до сих пор участвует в поддержке пехоты, справляясь с этой задачей лучше, чем универсальные быстрые и высоколетающие самолеты, которые предпочитает ВВС. Бородавочник также является самым дешевым самолетом, состоящем в арсенале ВВС США.

Прекрасно понимая, насколько эффективны А-10, бывшие и нынешние пилоты, авиадиспетчеры и солдаты морской пехоты в практически всех званиях, чьи жизни были спасены бородавочником, встали на защиту А-10. Они пытались достучаться до Конгресса, сообщая о значимости и пользе А-10, писали статьи и аналитические доклады, завалив пристыженные ВВС данными и результатами боевых операций.

Результат оказался приятным сюрпризом – подавляющее большинство конгресменов, в том числе не связанных каким-либо образом с подрядчиками и обслуживающими А-10 организациями, проголосовали по всем четырем законопроектам за сохранение самолета. Но представители так называемой "большой четверки" действуя, как обычно, за закрытыми дверями, сумели остановить рвение сообщества А-10.

ВВС потребовали перевести 800 человек обслуживающего персонала А-10 в программу F-35, под предлогом досрочного списывания 36 самолетов А-10. Воздушные чиновники объяснили это тем, что после 14 лет программы внезапно возникла угроза срыва приведения в боевую готовность первой эскадрильи F-35 в 2016 году.

Закон, прошедший и палату представителей, и сенат, запрещал списывать какие-либо самолеты А-10, но председатели и некоторые члены комитетов "большой четверки" пошли вопреки достаточно однозначному законодательному акту и поддались на уговоры ВВС и возможно компаний-подрядчиков, обслуживающих F-35.

Такое коварство стало хорошим примером могущества военно-промышленно-конгрессного комплекса США, во власти которого перешагивать через многолетние боевые данные, опыт эксплуатации и даже превосходящее число голосов, все ради того, чтобы распылять ресурсы на дорогой и неэффективный самолет ценой уничтожения дешевого штурмовика, которого обожает пехота.

Все это смотрится еще более отвратительно на фоне церемонии назначения Картера – "сокращающего устаревшую технику, чтобы высвободить средства на вооружения, которые так нужны нашим бойцам". Уничтожение А-10 чтобы потратить больше денег на F-35 – диаметрально противоположно оказанию поддержки пехоте и снабжению их необходимым оружием.

Вишенкой на торте стало присутствие на церемонии сенатора Карла Левина – демократа из Мичигана и главы комитета сената по вооруженным силам.

1*dCuA4FWl4m8-4qCYSzIFxg


Президент назвал сидящего в аудитории Левина своим "дорогим другом" и человеком, который "эффективно работал с Картером в прошлом". И действительно, именно Левин вместе с "Большой Четверкой" в свое время пошел вопреки законодательному постановлению о сохранении самолетов А-10.

Действия Левина легко объяснить и выстроить в линию. Один из публичных отчетов показывает, что он, как политик из Мичигана, получил политическую выгоду в виде трат размером в 186 миллионов долларов, осуществленных 22-мя компаниями, связанными с F-35, на территории своего штата, что привело, по заявлению Локхид, к созданию более 2000 прямых и косвенных рабочих мест.

Кроме этого, в рамках предвыборной кампании 2008 года Левин получил 209,000 долларов пожертвований и взносов в фонд избирательного штаба от частных лиц и организаций, связанных с ВПК, включая 10,000 долларов от компании Локхид. Так как затем он решил не избираться, прием пожертвований прекратился в 2009 году.

Сегодня получение такого количества денег – обычное дело для политика, что и с успехом демонстрирует оставшаяся часть "Большой Четверки". Коллегой Левина по палате представителей был конгрессмен Бак макКевин, калифорнийский республиканец и председатель комитета палаты представителей по вооруженным силам. Он, как и Левин, не стал переизбираться на выборах в 2014 году.

Однако, в противоположность Левину, в период с 2013 по 2014 год он получил 228,200 долларов от различных оборонных подрядчиков, включая еще 10,000 долларов от Локхид. Не ясно, что же он собирается делать с этими деньгами.

Одним из самых высокопоставленных республиканцев в комитете сената по вооруженым силам был Джеймс Инхоф, республиканец из Оклахомы. Он получил 373,700 долларов пожертвований от оборонной промышленности в период с 2009 по 2014 год, включая уже 30,000 долларов от Локхид.

Главный на тот момент демократ в комитете палаты представителей по вооруженым силам Адам Смит из Вашингтона получил от связанных с обороной компаний пожертвований на сумму 274,200 долларов в период с 2012 по 2014 год, включая 20,000 долларов от все той же компании Локхид.

Сегодня в обоих комитетах новые имена и лица. Но и они демонстрируют уже знакомую нам привычку получать деньги от оборонных компаний до и после голосования по оборонным программам, которые предлагают эти компании. Ничего не изменилось.

Новый руководитель комитета Сента по вооруженным силам – Джон МакКейн, республиканец. Ему перепало 246,300 долларов пожертвований от оборонки всего, и 32,500 долларов от Локхид в частности. Еще один новый член меньшинства на Род-Айлен – сенатор Джек Рид, демократ, получивший 419,500 долларов взносов, в числе которых 40,000 долларов от Локхид.

Председатель комитета палаты представителей по вооруженым силам Мак Торнбери из Техаса получил 419,400 долларов пожертвований, включая 20,000 долларов от Локхид.

Получение государственными служащими частных денег еще не описывает масштаб проблемы. Также как и Картер торгуется с фирмами на получение государственных контрактов, так и чиновники более низкого ранга, военные офицеры, члены Конгресса и их персонал, все занимаются теми же вещами.

Подобное поведение процветает и среди генералов и военных чиновников в отставке. Согласно статье Бостон Глоб от 2010 года, 80 процентов трех- и четырех-звездочных генералов после увольнения перешли на работу в фирмы, тесно связанные с ВПК, а год спустя это сделали 34 из 39 военных.

Проблема не в том, что все они получат слишком большую "прибавку" к достаточно щедрой государственной пенсии в будущем, а в том, что ее перспективы может и влияет на принятие текущих решений во время работы в правительстве.

Многое, но не все из этого абсолютно законно. То, что законы, регулирующие поведение чиновника после государственной службы, содержат много дыр и лазеек – не случайно. Фактически, это эффект выбора государственной политики в пользу военно-промышленно-конгрессного комплекса.

Надутая риторика Белого дома, Конгресса, государственных медиа и "мозговых центров" – радушных получателей денег от ВПК, скрывает эгоизм, который в итоге выходит боком нашим войскам, раздувает траты на оборону и разрушает военную эффективность.

Прогибание под интересы индустрии стал настолько распространненым и одновременно отталкивающим, что невольно задумываешься, что же заставило Эйзенхаура выступить с осуждением подобной политики лишь в последние дни его восьмилетней карьеры.

Где же сегодняшний лидер, военный или гражданский, кто не заворачивает себя в знамена лихого патриотизма, благополучия солдат, военных реформ, спасения налогоплательщик или какие-там обычно клише говорят, и одновременно не будет заниматься обратным?

Сегодняшняя система национальной безопасности разъедает эту самую безопасность, не говоря уже о свободе каждого американца. Мы напрасно ищем в Белом доме, Конгрессе или Пентагоне человека, который восстановит обороноспособность нашей страны. К сожалению, и этот поиск бессмысленен и безнадежен, пока политические и военные лидеры могут получать деньги от военных подрядчиков.

Перспектива плюшевых рабочих мест в корпорациях для тех, кто сегодня по долгу службы принимает государственные решения в интересах этих корпораций, а также могучий поток денег, перетекающий к политикам во время и после их "сроков в кабинетах" – все это склоняет нашу демократию к преступлению. КОНЕЦ.


Оригинал статьи на английском: https://medium.com/war-is-boring/the-triumph-of-the-military-industrial-congressional-complex-a27d6e5fb1a8


Для тех, кому лень читать, общий смысл такой. Законодательство США позволяет государственным чиновникам и политикам получать деньги в виде пожертвований на предвыборную кампанию. Такие пожертвования очень плохо отрегулированы и фактически выступают в роли узаконенной взятки. Военный аспект вопроса заключается в том, что большое количество высокопоставленных государственных служащих и политиков, принимающих решения в области распределения оборонного госзаказа, получают деньги от компаний, входящих в ВПК и действуют в их интересах. Этим можно объяснить и чрезмерно раздутый военный бюджет США, и активное желание применять и "тратить" закупленное вооружение, участвуя в конфликтах по всему миру. Сюда же можно отнести и активную работу политиков по "расширению рынков сбыта", если вы понимаете, о чем я :)

Если примерить происходящее на Россию, то представьте себе политика, депутата Госдумы, который официально получает пожертвование на избирательную кампанию от частного танкового завода, а затем становится министром обороны и проталкивает идею закупки танков от этого завода. После исполнения контракта, он отправляет эти танки в очередной военный конфликт, а затем говорит о необходимости новых вооружений, и так до самой отставки, после которой он получает фиктивную должность и хорошую зарплату на этом самом танковом заводе. Нереальная история? Добро пожаловать в свободный мир.






Я в других социальных сетях:

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Продолжаю знакомиться с реалиями московских выборов, и выглядят они все комичнее и комичнее. Единого кандидата у оппозиции не получилось, там сразу и Митрохин, и Навальный, и Удальцов, и даже пытается втиснуться Прохоров - и ко всем вопросы, вопросы, вопросы. Вот Михаил Прохоров, ...
(© CATERS NEWS) Ночной вид на город Далянь в ...
...
Бывает так: человек следит за питанием, занимается спортом, а вес всё равно растёт. Возможно, дело не в образе жизни и есть проблемы со здоровьем. Рассказываем, что проверить. ...
17 ноября в 19.00 независимый актерский проект Ok/nO приглашает блогеров, можно с +1 , на спектакль «ПОТЁМКИ #ЗАГУГЛИТЬ НЕ ПОЛУЧИТСЯ» в музее Высоцкого Интригующий спектакль в музее Высоцкого заставит тебя выйти из зоны комфорта, испытать целый спектр эмоций и посмотреть на ...