Почему русские принимают ислам?
avvakoum — 27.07.2014 Вот интересная статья, но мне кажется, причины здесь указаны не все. :Рене Генон,
Роже Гароди или Клаудио
Мутти, но кто скажет, что будет завтра? Тем более что
русские мусульмане это зачастую люди с весьма активной жизненной
позицией. В свое время громко заявила о себе Национальная
Организация Русских Мусульман, возникшая в июне 2004 года. Однако
судьба этой организации, которая пережила многочисленные внутренние
конфликты, показывает, что новообращенные в Ислам часто не ладят
друг с другом, погружаясь в яростную взаимную полемику и обвинения.
А причина одна: слишком разные мотивы бывают для принятия Ислама, и
слишком разные люди становятся мусульманами. Целью данной статьи
является рассмотрение причин, по которым русские принимаю
мусульманскую веру.
К первой группе относятся те, кто принимает Ислам, сочетаясь браком
с представителем этой религии. Пожалуй, эта самая крупная
группа новообращенных. От представителей этой группы следует
отличать тех, кто принимает ислам по какой-либо другой причине, а
потом уже находит себе супруга среди мусульман. Как правило, это
женщины, хотя бывает и наоборот. Например, автор этой статьи был
свидетелем, как мусульманскую веру принял русский парень, хотевший
жениться на аварке, и родители девушки поставили ему условием
обращение в Ислам. О мусульманской религии он знал очень мало, и в
мечети его потом никто больше не видел. То есть для подобных людей
принятие Ислама является чисто формальной процедурой, и о серьезной
мировоззренческой мотивации говорить не приходится. Хотя, возможно,
многие из них адаптируются в среде своих супругов и становятся
настоящими мусульманами, совершающими ибадат
(поклонение). В первую очередь речь идет о русских женщинах,
выходящих замуж за иностранцев-мусульман и переезжающих жить на
родину мужей. Такие женщины вызывают особенную ненависть со стороны
исламофобов вроде участников ДПНИ.
Вторую группу составляют те, которых привлекает мистика суфизма.
Это всем хорошо известный тип богоискателя-эзотерика, которые
также увлекаются адаптированными для западных людей формами
индуизма и буддизма. Как правило, они не проявляют никакого
интереса к общению с этническими мусульманами и не стремятся
попасть в традиционную мусульманскую среду, предпочитая вариться в
среде себе подобных. Аналогично и русские кришнаиты не рвутся
общаться с индусами или жить в Индии, отделываясь фразами
вроде: "Душа не имеет национальности" или "Кришна он в России
Кришна". Автору этих строк довелось в 2000 г. общаться с
представителем ордена Ниматуллахи, иранского по
происхождению, но активно занимающегося проповеднической
деятельностью за пределами Ирана[6]. Этого суфия
звали Алексей, по профессии он был программист. Алексей
рассказал о себе, что вступив в орден, он дал обещание
принять Ислам (по его словам, для того чтобы вступить в орден, быть
мусульманом необязательно, Ислам можно принять
позднее), но пока к этому не готов, а также заявил, что якобы
"суфизм это больше, чем Ислам". По его словам, в московском
отделении ордена "есть мусульмане, но восточных людей нет".
К третьей группе принадлежат те, кто сознательно принимает Ислам
как религию в ее конкретно историческом, этнографическом и
культурном проявлении. Этих людей, которые более серьезны, чем
неофиты из первой и второй групп, привлекает мусульманский Восток,
они стремятся адаптироваться в соответствующем этнокультурном
окружении, изучают языки; некоторые из них выезжают на учебу в
заграничные исламские образовательные центры. Они отождествляют
себя строго с каким-либо одним направлением в Исламе: сунниты
ханифитского мазхаба,
салафиты, шииты-двенадцатиричники. Вот,
что пишет о таких новообращенных астраханская газета
"Сегодня": "Но самое интересное, что число приверженцев ислама в
Астрахани растет и среди русских, в том числе и ранее
исповедовавших православие. Причем среди неофитов встречаются
исключительно прогрессивные и образованные, выбирающие жизнь по
шариату в силу настоятельного внутреннего побуждения, и люди с
полной внутренней дезориентацией, часто вырванные из
привычного жизненного уклада, чувствующие потребность вступления в
некую социальную группу. (…) Их вера носит более эмоциональный,
буквальный характер, а убеждения, как правило, лишены национальной
окраски. Русские мусульмане, с которыми нам удалось
познакомиться, люди исключительно религиозные, не устающие
благодарить Аллаха за то, что открыл для них шариат как Божий Закон
и позволил "предать себя" предопределенному Им пути в этой жизни и
после нее"[7]
нацболов самыми знаменитыми стали Фатима-Татьяна Тарасова и Ахмад-Павел Жеребин [10]. Из них Татьяна Тарасова впоследствии ушла из НБП (хотя и сохранила радикальные взгляды), а Павел Жеребин до сих пор остается лимоновцем.
В подобном нет ничего удивительного, известно, что такие кумиры правых, как Юлиус Эвола, Фридрих Ницше, Эрнст Юнгер, Константин Леонтьев весьма положительно относились к Исламу; исламофобия в духе Гийома Фая это исторически недавнее явление [11].
Однако столкнувшись с обычными традиционными мусульманами, подобные молодые люди часто оказываются разочарованными: для их братьев по вере оказываются важнее обывательские заботы, торговля и работа на стройке, а не борьба с империализмом. И так возникает четвертая и самая удивительная группа новообращенных, которую по аналогии с "черными мусульманами" Л. Фаррахана я бы назвал "белыми мусульманами". Представители этой группы соединяют Ислам либо с русским национализмом, неоязычеством и расизмом, либо с леворадикальными доктринами. Немало подобных новобращенных было и есть в НОРМ. Поначалу нормовцы даже причисляли славянских неозычников к числу людей Писания на том основании, что их святым писанием является Велесова книга, но потом отказались от этой идеи [12]. Ислам для таких неофитов это либо "путь к возрождению русской нации", либо "средство к всемирному освобождению угнетенных". Конкретные этнографические и исторические проявления им не интересны. Например, русской мусульманке Фатиме-Анастасии Ежовой не нравится, когда Ислам отождествляется с "пестрой картиной тенистых и узких улочек нагроможденного ближневосточного города, завернутых в разноцветные чадры арабских женщин с выводком шумных черноглазых ребятишек, степенных стариков в полосатых халатах, неспешно попивающих ароматный чай, изразцовых минаретов с громкоговорителями, прогуливающихся по городу ишаков в сочетании с впечатляющими сценами казней по шариату"[13]. К этническим мусульманам "белые мусульмане" зачастую относятся с нескрываемым презрением и враждебностью, особенно к тем, кто недавно приехал в Россию. Так, во время печально известных событий в Кондопоге НОРМ фактически заняли позицию вставала на сторону погромщиков[14], за что заслужила справедливое осуждение со стороны муфтия Аширова [15]. А уже в этом году Павел-Ахмад Жеребин (не принадлежащий к НОРМ) опубликовал в своем блоге статью, призывающую к депортации всех "безграмотных азиатов" (это его дословное выражение) из России [16]. Данную статью можно с небольшой правкой смело помещать на сайт ДПНИ. Из других известных русских мусульман позицию Жеребина поддержала Фатима-Анастасия Ежова [17]. Подобная позиция находит отклик и среди русских националистов, не являющихся мусульманами. Так известный теоретик русского этнического национализма Александр Севастьянов предоставлял в редактируемой им "Национальной газете" место для публикации материалов русских мусульман различного толка в приложении "Планирование правой перспективы" [18]. Сам А. Севастьянов писал, что здоровая мусульманская мораль ему симпатична гораздо больше, чем нравы, царящие среди современных европейцев, при этом, он, конечно, оставался противником мусульманской миграции в Россию. Однако у большинства наблюдателей подобная позиция "белых мусульман" вызывает лишь недоумение. Например, Валентин Пруссаков называет лидера НОРМа Харуна ар-Руси "полуисламистом-полуфашистом" [19], а Гейдар Джемаль, когда-то благоволивший НОРМ, вообще сомневается, зачем русским мусульманам создавать какую-то отдельную организацию [20]. Харун ар-Руси остается в долгу и предъявляет Г. Джемалю целый ряд обвинений: в том, что он проповедует "еретический шиизм", затем, что он примешивает к Исламу троцкизм и экзистенциализм, а также проповедует "кавказский расизм" [21]. Так что идейные баталии в среде новообращенных кипят нешуточные, что, в принципе, является вполне закономерной "болезнью роста".
Таковы, на мой взгляд, основные категории новообращенных в Ислам в России. У некоторых людей вроде Елены Чудиновой и Романа Силантьева [22] затрагиваемая мною тема вызывает приступ злобы. Однако если есть православные арабы или японцы, то почему не могут существовать русские мусульмане? Думается, что у феномена "русского мусульманства" большие перспективы. Тем более что мы живем в эпоху глобальных трансформаций, и то, что казалось невозможным вчера, сегодня уже обыденное явление. Процессы, идущие в современном мире, связанные со стремительным развитием многих стран Азии и увеличением миграционных потоков, ведут к значительному повышению восточного фактора в жизни России.
Андрей Игнатьев
|
</> |