Почему русские принимают ислам?

топ 100 блогов avvakoum27.07.2014 Вот интересная статья, но мне кажется, причины здесь указаны не все. :



Рене Генон, Роже Гароди или Клаудио Мутти, но кто скажет, что будет завтра? Тем более что русские мусульмане это зачастую люди с весьма активной жизненной позицией. В свое время громко заявила о себе Национальная Организация Русских Мусульман, возникшая в июне 2004 года. Однако судьба этой организации, которая пережила многочисленные внутренние конфликты, показывает, что новообращенные в Ислам часто не ладят друг с другом, погружаясь в яростную взаимную полемику и обвинения. А причина одна: слишком разные мотивы бывают для принятия Ислама, и слишком разные люди становятся мусульманами. Целью данной статьи является рассмотрение причин, по которым русские принимаю мусульманскую веру.

К первой группе относятся те, кто принимает Ислам, сочетаясь браком с представителем  этой религии. Пожалуй, эта самая крупная группа новообращенных. От  представителей этой группы следует отличать тех, кто принимает ислам по какой-либо другой причине, а потом уже находит себе супруга среди мусульман. Как правило, это женщины, хотя бывает и наоборот. Например, автор этой статьи был свидетелем, как мусульманскую веру принял русский парень, хотевший жениться на аварке, и родители девушки поставили ему условием обращение в Ислам. О мусульманской религии он знал очень мало, и в мечети его потом никто больше не видел. То есть для подобных людей принятие Ислама является чисто формальной процедурой, и о серьезной мировоззренческой мотивации говорить не приходится. Хотя, возможно, многие из них адаптируются в среде своих супругов и становятся настоящими мусульманами, совершающими ибадат (поклонение). В первую очередь речь идет о русских женщинах, выходящих замуж за иностранцев-мусульман и переезжающих жить на родину мужей. Такие женщины вызывают особенную ненависть со стороны исламофобов вроде участников ДПНИ.

Вторую группу составляют те, которых привлекает мистика суфизма. Это всем хорошо известный  тип богоискателя-эзотерика, которые также увлекаются адаптированными для западных людей формами индуизма и буддизма. Как правило, они не проявляют никакого интереса к общению с этническими мусульманами и не стремятся попасть в традиционную мусульманскую среду, предпочитая вариться в среде себе подобных. Аналогично и русские кришнаиты не рвутся общаться с индусами или жить в Индии,  отделываясь фразами вроде: "Душа не имеет национальности" или "Кришна он в России Кришна".  Автору этих строк довелось в 2000 г. общаться с представителем ордена Ниматуллахи, иранского по происхождению, но активно занимающегося проповеднической деятельностью за пределами Ирана[6].  Этого суфия звали Алексей, по профессии он был программист.  Алексей рассказал о себе, что вступив в орден, он дал обещание принять Ислам (по его словам, для того чтобы вступить в орден, быть мусульманом необязательно, Ислам можно принять позднее), но пока к этому не готов, а также заявил, что якобы "суфизм это больше, чем Ислам".  По его словам, в московском отделении ордена "есть мусульмане, но восточных людей нет".

К третьей группе принадлежат те, кто сознательно принимает Ислам как религию в ее конкретно историческом, этнографическом и культурном проявлении. Этих людей, которые более серьезны, чем неофиты из первой и второй групп, привлекает мусульманский Восток, они стремятся адаптироваться в соответствующем  этнокультурном окружении, изучают языки; некоторые из них выезжают на учебу в заграничные исламские образовательные центры. Они отождествляют себя строго с каким-либо одним направлением в Исламе: сунниты ханифитского мазхаба, салафиты, шииты-двенадцатиричники. Вот, что пишет о таких новообращенных   астраханская газета "Сегодня": "Но самое интересное, что число приверженцев ислама в Астрахани растет и среди русских, в том числе и ранее исповедовавших православие. Причем среди неофитов встречаются исключительно прогрессивные и образованные, выбирающие жизнь по шариату в силу настоятельного внутреннего побуждения, и люди с полной внутренней дезориентацией, часто вырванные  из привычного жизненного уклада, чувствующие потребность вступления в некую социальную группу. (…) Их вера носит более эмоциональный, буквальный характер, а убеждения, как правило, лишены национальной окраски. Русские мусульмане, с которыми нам удалось познакомиться, люди исключительно религиозные, не устающие благодарить Аллаха за то, что открыл для них шариат как Божий Закон и позволил "предать себя" предопределенному Им пути в этой жизни и после нее"[7]


нацболов самыми знаменитыми стали Фатима-Татьяна Тарасова и Ахмад-Павел Жеребин [10]. Из них Татьяна Тарасова впоследствии ушла из НБП (хотя и сохранила радикальные взгляды), а Павел Жеребин до сих пор остается лимоновцем.

В подобном нет ничего удивительного, известно, что такие кумиры правых, как Юлиус Эвола, Фридрих Ницше, Эрнст Юнгер,  Константин Леонтьев весьма положительно относились к Исламу; исламофобия в духе Гийома Фая это исторически недавнее явление [11].

Однако столкнувшись с обычными традиционными мусульманами, подобные молодые люди часто оказываются разочарованными: для  их братьев  по вере оказываются важнее обывательские заботы, торговля и работа на стройке, а не борьба с империализмом. И так возникает четвертая и самая удивительная группа новообращенных, которую по аналогии с "черными мусульманами" Л. Фаррахана я бы назвал "белыми мусульманами". Представители этой группы соединяют Ислам либо с русским национализмом, неоязычеством и расизмом, либо с леворадикальными доктринами. Немало подобных новобращенных было и   есть в НОРМ. Поначалу нормовцы даже причисляли славянских неозычников к числу людей Писания на том основании, что их святым писанием является Велесова книга, но потом отказались от этой идеи [12]. Ислам для  таких неофитов это либо "путь к возрождению русской нации", либо "средство к всемирному освобождению угнетенных".  Конкретные этнографические и исторические проявления им не интересны. Например, русской мусульманке Фатиме-Анастасии Ежовой не нравится, когда Ислам отождествляется с   "пестрой картиной тенистых и узких улочек нагроможденного ближневосточного города, завернутых в разноцветные чадры арабских женщин с выводком шумных черноглазых ребятишек, степенных стариков в полосатых халатах, неспешно попивающих ароматный чай, изразцовых минаретов с громкоговорителями, прогуливающихся по городу ишаков в сочетании с впечатляющими сценами казней по шариату"[13]. К этническим мусульманам "белые мусульмане" зачастую относятся с нескрываемым презрением и враждебностью, особенно к тем, кто недавно приехал в Россию. Так, во время  печально известных событий в Кондопоге НОРМ фактически заняли позицию вставала на сторону погромщиков[14], за что заслужила справедливое осуждение со стороны  муфтия Аширова [15]. А уже в этом году Павел-Ахмад Жеребин (не принадлежащий к НОРМ) опубликовал в своем блоге статью, призывающую к депортации всех "безграмотных азиатов" (это его дословное выражение) из России [16]. Данную статью можно  с небольшой правкой смело помещать на сайт ДПНИ. Из других известных русских мусульман позицию Жеребина поддержала Фатима-Анастасия Ежова [17]. Подобная позиция находит отклик и среди  русских националистов, не являющихся мусульманами. Так известный теоретик русского этнического национализма Александр Севастьянов предоставлял  в редактируемой им "Национальной газете" место для публикации материалов русских мусульман различного толка в приложении "Планирование правой перспективы" [18]. Сам А. Севастьянов писал, что здоровая мусульманская мораль ему симпатична гораздо больше, чем нравы, царящие среди современных европейцев, при этом, он, конечно, оставался противником мусульманской миграции в Россию. Однако у большинства наблюдателей подобная позиция "белых мусульман" вызывает  лишь недоумение.  Например, Валентин Пруссаков называет  лидера НОРМа Харуна ар-Руси    "полуисламистом-полуфашистом" [19], а Гейдар Джемаль, когда-то благоволивший НОРМ, вообще сомневается, зачем русским мусульманам создавать какую-то отдельную организацию [20]. Харун ар-Руси остается в долгу и предъявляет Г. Джемалю целый ряд обвинений:  в том, что он проповедует "еретический шиизм", затем, что он примешивает к Исламу троцкизм и экзистенциализм, а также проповедует "кавказский расизм" [21]. Так что  идейные баталии  в среде   новообращенных кипят нешуточные, что, в принципе, является вполне закономерной "болезнью роста".

Таковы, на мой взгляд, основные категории новообращенных в Ислам в России. У некоторых людей вроде Елены Чудиновой и Романа Силантьева [22] затрагиваемая мною тема вызывает приступ злобы. Однако если есть православные арабы или японцы, то почему не могут существовать русские мусульмане? Думается, что у феномена "русского мусульманства" большие перспективы. Тем более что мы живем в эпоху глобальных трансформаций, и то, что казалось невозможным вчера, сегодня уже обыденное явление. Процессы, идущие в современном мире, связанные со  стремительным развитием многих стран Азии и  увеличением миграционных потоков,  ведут к значительному  повышению  восточного фактора в жизни России.

Андрей Игнатьев



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мем, который удачно продали бабам двадцать первого века - "шикарная тёлка". Под этот мем было слито столько бабла, что тот, кто придумывает мемы, просто озолотился на луках, принтах, ботоксах, коллагенах и стразах Сваровски. Под мем придумали молекулы серебра, экстракты кашемира и наночаст ...
Сообщение Следственного комитета о том, что не нужно доверять информации террористов (имеется в виду заявление ИГИЛ об ответственности за взрыв в Магнитогорске) говорит лишь о том, что машина продолжает работать в прежней установке. Официальная версия событий в Магнитогорсе будет не ...
Дайджест об Украине 9 февраля Зеленский присвоил звание Героя Украины двум генералам – Залужному и Буданову. Очевидно, что в обоих случаях это сделано, чтобы подсластить пилюлю. Залужному, которого перед этим уволили с поста главкома, а Буданову – поскольку его не назначили на место ...
Вчера я отмечал день водолаза в петербургском океанариуме: на съёмках от ...
-Эдик! Я так рада, что нашла Вас! Несколько раз звонила - телефон не отвечал. -Я сейчас в Туле. Тоже рад, что вы живы и здоровы. -Вы навсегда уехали? -Не знаю. Как получится. Мы не виделись около двух лет. Война… Первое время иногда созванивались, а потом св ...