Всё трын-трава
Таинственная «трын-трава» это вовсе не какое-нибудь растительное
снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она
называлась «тын-трава», а тын это забор. Получалась «трава
подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный
сорняк.
Мастер кислых щей
Кислые щи – немудрёная крестьянская еда: водичка да квашеная
капуста. Приготовить их не составляло особых трудностей. И если
кого-нибудь называли мастером кислых щей, это означало, что ни на
что путное он не годен.
Подложить свинью
По всей вероятности, это выражение связано с тем, что некоторые
народы по религиозным соображениям не едят свинину. И если такому
человеку незаметно подкладывали в пищу свиное мясо, то этим
оскверняли его веру.
Всыпать по первое число
Не поверите, но… из старой школы, где учеников пороли каждую
неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если наставник
переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого
числа следующего месяца.
Гол как сокол
Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идёт о птице. Но
сокол здесь не при чем. На самом деле «сокол» — старинное военное
стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная
болванка, закреплённая на цепях. Ничего лишнего!
Прописать ижицу
Ижица – название последней буквы церковнославянской азбуки. Следы
порки на известных местах нерадивых учеников сильно смахивали на
эту букву. Так что прописать ижицу – проучить, наказать , проще
выпороть . А вы ещё ругаете современную школу!
Сирота казанская
Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным,
обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему
сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник
после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья),
оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него
всяческие поблажки, жалуясь на своё сиротство и горькую участь.
Непутёвый человек
В старину на Руси «путём» называли не только дорогу, но ещё и
разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий
княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший —
экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались
заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех
с пренебрежением отзывались: непутёвый человек.
Шиворот-навыворот
Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно
связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного
провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой
наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под
свист и насмешки уличной толпы.
Отставной козы барабанщик
В старину на ярмарках водили дрессированных медведей. Их
сопровождали мальчик-плясун, наряженный козой, и барабанщик,
аккомпанирующий его пляске. Это и был козы барабанщик . Его
воспринимали как никчемного, несерьёзного человека.
Водить за нос
Видно, дрессированные медведи были очень популярны, потому что и
это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили
медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать
разные фокусы, обманывая обещанием подачки.
Точить лясы
Лясы (балясы) это точёные фигурные столбики перил у крылечка.
Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное,
сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую,
витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к
нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это
выражение обозначать пустую болтовню.
Зарубить на носу
В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом
обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка или бирка для
записей. В далёком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой
такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные
заметки или зарубки на память.
Ни пуха, ни пера
Возникло это выражение в среде охотников и было основано на
суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и
пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников
означает птица, пух — звери. В давние времена охотник,
отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод»
которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели,
пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так
же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить,
отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо
присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не
будут строить козней во время охоты.
Бить баклуши
Что такое «баклуши», кто и когда их «бьёт»? С давних пор кустари
делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать
ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять
баклуши поручалось подмастерьям: это было лёгкое, пустячное дело,
не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось
«баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными
рабочими — «баклушечниками», и пошла наша поговорка.
После дождичка в четверг
Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов
главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один
из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг
был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили
моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно
выполнять просьбы в «свой день» — четверг. А так как эти мольбы
часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг»
стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.
Попасть в переплёт
В диалектах ПЕРЕПЛЁТ – сплетённая из веток ловушка для рыб. И, как
во всякой ловушке, оказаться в ней – дело малоприятное.
Реветь белугой
Нем, как рыба это вам известно давным-давно. И вдруг реветь белугой
? Оказывается, речь здесь не о белуге, а белухе, так называют
полярного дельфина. Вот он действительно ревёт очень громко.
Козёл отпущения
История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд
отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого
козла, тем – самым как бы перекладывая на него грехи всего народа.
После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и
обряда уже не существует, а выражение все живёт…
Дым коромыслом
В старой Руси избы часто топили по-чёрному : дым уходил не через
печную трубу (её вообще не было), а через специальное окошко или
дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым столбом –
будет ясно, волоком – к туману, дождю, коромыслом – к ветру,
непогоде, а то и буре.
Не ко двору
Это очень старая примета: и в доме, и на подворье (во дворе) будет
жить только то животное, которое понравится домовому. А не
понравится – заболеет, захиреет или убежит. Что делать – не ко
двору!
Волосы дыбом
Но вот что за дыб такой? Оказывается, стоять дыбом это стоять
навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у
него волосы словно на цыпочках на голове стоят.
Переть на рожон
Рожон это острый шест. А в некоторых русских губерниях так называли
четырехзубые вилы. Действительно, не очень-то на них попрёшь!
Вверх тормашками
Тормашить – во многих русских губерниях это слово означало ходить .
Значит, вверх тормашками это всего-навсего вверх ходилками , вверх
ногами .
Тёртый калач
Между прочим, и на самом деле был такой сорт хлеба – тёртый калач .
Тесто для него очень долго мяли, месили, тёрли , отчего калач
получался необыкновенно пышным. И ещё была пословица – не тёрт, не
мят, не будет калач . То есть человека учат испытания и беды.
Выражение и пошло от пословицы, а не от названия хлеба.
автор поста
Любаша К
есть ко мне вопросы,заходи,обсудим