Почему Гитлер не совершил десант в Англию?

топ 100 блогов kungurov03.05.2010

 Почему Гитлер не совершил десант в Англию?

Высадка союзников в Нормандии в день «Д» 6 июня 1944 г. Ничего подобного Германия не могла осуществить даже в самых смелых фанатзиях.

В продолжение «Что делал Роммель в Африке?». Меня этот вопрос, если честно, никогда не волновал. Не было у него сил для такой масштабной операции, да и точка. Если бы у фюрера была возможность высадиться на острова в 1940 г. или 1941 г., то он непременно ею бы воспользовался.

Между тем, оказывается, существует масса «историков», которые высасывают из пальца большие и стройные концепции, объясняющие, почему нацистская Германия вместо проведения операции «Морской лев» бросилась в авантюру «Барбароссы», совершив таким замысловатым способом долгое и мучительное самоубийство.

«Историк» Резун утверждает, что Гитлер только потому отказался от активной войны с Англией, что коварный Сталин готовил ему удар в спину, когда Вермахт завязнет в боях под Лондоном. «Историк» Мухин, являющийся зеркальным антиподом Резуна, свято уверен в том, что операция «Морской лев» была приостановлена усилиями мировой сионистской закулисы. Эта закулиса, дескать, совсем не заинтересована была в поражении Британской империи, а потому уговорила фюрера не высаживать десант на острова. Есть еще масса сочинителей исторических баек разного калибра и ориентации, которые трактуют пассивность Германии в войне с Великобританией и так, и эдак, радуя нас очередной сенсационной разгадкой этой тайны. Объединяет их то, что все они ищут ответ в области тайной дипломатии и закулисных переговоров.

Ответить на вопрос, почему немецкий десант в Англии не состоялся, проще простого. Для этого достаточно оценить исключительно объективные военные факторы, оставив за скобками всякую конспирологию. Чтобы совершить массированную высадку на Британские острова, Германии надо иметь помимо армии вторжения всего-то ничего:

1.     господство в воздухе;

2.     господство на море;

3.     средства доставки десанта и его снабжения.

Ничего из перечисленного у Гитлера нет. Но у Германии с момента капитуляции Франции имеется почти год, чтобы подготовить операцию «Морской лев». Вторжение в Норвегию германское командование готовило четыре месяца. Высадка на Британские острова требует и более тщательной проработки плана, и, самое главное, накопления колоссальных ресурсов. Можно ли успеть за год? Единственно возможное по погодным условиям время для вторжения – с мая по август 1941 г., хотя и в этот отрезок времени надо ловить момент, когда безоблачное небо и штиль установятся на срок как минимум в несколько дней. Нелетная погода означает провал операции. Легкий шторм через день-два после начала вторжения так же приведет ее к краху. Но погода далеко не главный фактор, о котором должны переживать германские полководцы и флотоводцы во главе со своим фюрером.

Пух и перья люфтваффе

Начнем с господства в воздухе. Люфтваффе – это великолепный тактический инструмент. Люфтваффе – это авиация поля боя. Главная ударная сила – пикирующие бомбардировщики, вспомогательная – фронтовые бомбардировщики. Обеспечить их действия должна довольно малочисленная истребительная авиация. В ходе войны и даже после нее подвиги «асов люфтваффе» были настолько раздуты, что у непосвященного читателя может сложиться впечатление, что для соколов Геринга не было невыполнимых задач. Но суровая правда жизни такова, что стратегическое господство в воздухе люфтваффе захватить не могли даже гипотетически. Для этого у них абсолютно отсутствовал необходимый класс оружия – тяжелая бомбардировочная авиация. Да, именно так. Ведь для захвата господства в воздухе героизмом не обойтись, мало сбить 100, 1000 или даже 10 000 истребителей противника – надо сбить их больше, чем за это же время может произвести промышленность вражеского государства.

Сам собой напрашивается вывод, что главный удар в войне за небо, следует нанести по земле – по авиазаводам, нефтепромыслам и металлургическим комбинатам. А собственно истребители нужны лишь для того, чтобы обеспечить действия тяжелых бомбардировщиков, которые превратят вышеозначенные объекты в груду тлеющих головешек. После этого истребление авиации ПВО противника в воздушных боях – вопрос времени. Но у Германии не было армады тяжелых бомберов, способных уничтожить промышленные центры Великобритании. Поэтому так называемая битва за Британию – не более чем безнадежная авантюра, имитация наступления, пропагандистский трюк. В военном смысле люфтваффе в ходе воздушной битвы за Англию 9 июля – 30 октября 1940 г. потерпели полное и сокрушительное поражение.

В ходе битвы в некоторые месяцы германская промышленность не могла восполнить потери ВВС, в то время как боевой потенциал RAF неуклонно возрастал. Неудивительно, что немцы потеряли больше самолетов, чем им удалось сбить (1887 против 1547). Если оценивать потери в летном составе, то они еще более в пользу англичан (544 против 2500 человек). На протяжении всего периода битвы королевские военно-воздушные силы могли позволить себе роскошь иметь половину и более наличных сил в резерве, а количество пилотов практически всегда находилось на уровне 2 летчика на 1 истребитель. То есть дефицита кадров в RAF не наблюдалось, чего нельзя сказать о люфтваффе – там дело дошло до того, что истребителей стали пересаживать на бомбардировщики, чтобы хоть как-то восполнить потери в экипажах. Пилоты Геринга были до предела измотаны непрерывными боевыми вылетами, что весьма негативно отразилось на их результативности.

Кто-то может возразить: вот, дескать, у Черчилля в мемуарах говорится, что битва за Англию была настолько тяжела, что временами империя была на грани катастрофы. Ну, Черчилль – тот еще сказочник. Сухие цифры демонстрируют все возрастающую мощь британских ВВС, которые могли не только успешно отражать атаки противника, но и проводить наступательные операции, бомбить промышленные районы Германии и даже Берлин. Вот данные за сентябрь 1940 г., на который пришелся апогей воздушного сражения.

Великобритания

Германия

7 сентября 1940 г.

746 истребителей на боевом дежурстве

390 истребителей в резерве

752 истребителя

28 сентября 1940 г.

732 истребителя на боевом дежурстве

469 истребителей в резерве

506 истребителей

В ходе воздушной битвы за Британию люфтваффе  получили сверх понесенных потерь 53 истребителя. RAF за то же время нарастили свою мощь на 882 истребителя. Так или иначе, но воздушные бои над Англией показали лишь то, что завоевание Германией господства в воздухе оказалось АБСОЛЮТНО НЕДОСТИЖИМЫМ.

Горькие слезы кригсмарине

Сравнив силы ВМФ сторон, вопрос о возможности завоевания господства на море отпадает сам собой. Да, чисто номинально у Германии есть боевые корабли. Да, Германия осуществила в ходе войны одну успешную десантную операцию – высадку в Норвегии и Дании в апреле 1940 г. Не смотря на то, что скандинавы имели на вооружении лишь антикварные боевые корабли вроде броненосцев береговой обороны, а англичане подоспели только к финалу представления, кригсмарине понесли невосполнимые потери – 14 надводных боевых кораблей и 8 подводных лодок.

Самой тяжелой утратой было затопление норвежской береговой артиллерией тяжелого крейсера «Блюхер». Наверное, не очень корректно будет валить в одну кучу линейные и тяжелые крейсера, но будем считать все немецкие корабли, пусть и с оговорками, но способные вести линейный бой – а их после гибели «Блюхера» осталось в строю всего пять. Такими могучими силами тягаться за контроль над морем с английским флотом, в составе которого одних только линкоров 12 штук – это даже на шутку не похоже.

Почему же десант в Норвегии оказался успешным для немцев? Во-первых, потому что такой прыти от них никто не ожидал даже в самых смелых фантазиях. Норвегия и Дания были нейтральными странами, поэтому до того момента, пока вошедшие в их порты германские корабли не открыли огонь, скандинавы не подозревали, что стали жертвами агрессии. Во-вторых, военный потенциал Норвегии (о Дании лучше умолчим) не идет ни в какое сравнение с германским. Но самый главный фактор успеха – отсутствие в Северном море линейных сил британского флота. Поразительно, но за два дня до высадки флот вторжения был обнаружен английской морской авиацией. Что сделали англичане? Ни за что не догадаетесь – отправили соединения своих боевых кораблей к… Исландии, то есть в противоположном от Норвегии направлении. В Адмиралтействе решили, что немцы прорываются в Атлантику, чтобы оперировать на океанских коммуникациях. Разгадай в Лондоне реальные замыслы противника, события начала апреля 1940 г. вошли бы в военную историю под каким-нибудь громким прозвищем вроде «бойня в Северном море».

Десант: кровь и щепки

Все военные кампании немцев во Второй мировой войне нельзя назвать иначе как авантюрами. Поэтому от тевтонов, как от психопатов, всего можно ожидать. Может быть, они отважатся на вторжение в Англию именно потому, что от них этого никто не ждет? Ну, хорошо, осталось решить вопрос, как доставить войска в Англию. Десантного флота у Германии не было ни в наличии, ни даже в задумках. Поэтому высадка десантов в Норвегии осуществлялась только в портах, которые захватывались в большинстве случаев без боя. С Британией подобный номер не пройдет однозначно. Чтобы высадить войска, надо захватить порт, а чтобы захватить порт, надо высадить войска. Поэтому высаживаться сначала придется на пляж. Назовите-ка мне тип такого судна, которое способно пристать к необорудованному берегу. О, это будет довольно внушительный список: катер, лодка, ялик, ботик, шлюп, баркас и т. д. Так и представляю картину: рассаживаются германские гренадеры в рыбачьи шаланды и, бодро махая веслами, устремляются к вражескому берегу.

Ах да, совсем забыл, к берегу может пристать еще баржа. Именно речные баржи и собрали немцы в портах Франции, Бельгии и Голландии, пытаясь напугать англичан вторжением. Баржа – судно очень вместительное, на нее можно загнать целую роту со всем скарбом. И пристать баржа может к берегу очень легко, особенно если она самоходная и не нуждается в буксире: баржа просто выскакивает с ходу на прибрежный песочек, на берег бросаются сходни и солдаты вермахта прытко сбегают по ним, после чего всякий ганс может гордиться тем, что он теперь не просто солдат, а морской пехотинец.

Но это только в теории. На практике речная баржа может плыть по морю только в штиль. Волнение в 3-4 балла означает, что она неминуемо пойдет ко дну. Другой неприятный момент – скорость. На баржах передовой десант будет добираться до Англии часов 8-10 по самому кратчайшему маршруту от Кале до Дувра. Не спрашивайте у меня, отчего так долго, лучше понаблюдайте, с какой скоростью тащатся по реке баржи, и все станет ясно. Не будем даже брать в расчет волнение и довольно сильные на Ла-Манше течения, забудем про приливы-отливы, и ветер. Будем считать, что десантирование происходит при полном штиле, безветрии и даже туманы не мешают «флоту вторжения» выбрать место для высадки посуше и покрасивее. Впрочем, немцы могли использовать для высадки первой волны десанта имевшиеся в их распоряжении 1600 моторных катеров, которые они наскребли по всей Европе. Правда, применение такого маломерного флота грозит потерей управления десантом, но зато есть хоть какой-то шанс добраться до вражеского берега.

И вот, «морские пехотинцы» рейха на пляжах Дувра. Допустим, что англичане совершенно не озаботились постановкой противодесантных мин и прочих заграждений (в реальности они, конечно, были, но мысленно мы облегчим немцам задачу), береговая артиллерия благополучно проспала вторжение, а авиация отчего-то не патрулировала Ла-Манш. Не знаю, чем можно объяснить то, что агентура Британии во Франции, Бельгии и Голландии прохлопала ушами подготовку операции «Морской лев», просто будем считать, что все всё прошляпили, иначе высадка под Дувром двух-трех батальонов Вермахта будет просто невозможной.

Придется считать и то, что побережье Южной Англии вообще не охранялось. Британские генералы в нашей реальности посчитали совершенно излишним разместить на дуврских скалах несколько десятков пулеметных расчетов, которые могли бы если не полностью перебить десантников в момент высадки, то нанести ему тяжелые потери и, как минимум, задержать их на пару часов. Примем совершенно фантастическую установку, что вся армия, авиация и флот метрополии мирно спят до тех пор, пока в Дувр с истошными криками «За фюрера, за фатерлянд!» не врываются германские десантники. Допустим даже, что гарнизон Дувра с перепугу капитулировал, и порт оказался в руках немцев.

Можно, конечно, допустить и то, что в помощь «морской пехоте» немцы выбросят воздушный десант, пускай они и пришли после Крита к выводу о том, что подобные операции более проводить не следует по причине катастрофической нехватки у Германии средств для их проведения, прежде всего, транспортной авиации. На Крите удача сопутствовала парашютистам генерала Штудента потому, что на острове вообще НЕ БЫЛО английской авиации, а небо острова охраняло всего пять (5!!!) зенитных батарей. Не смотря на это, потери в авиации были признаны неприемлемо высокими, а сама операция чуть не окончилась крахом. Повторить подобное чудо в Англии даже теоретически не представляется возможным, поскольку, как помним, люфтваффе не обладали господством в воздухе, а для успешного осуществления парашютного десанта нужно не просто господство, а как минимум, ПОДАВЛЯЮЩЕЕ господство в воздухе. Или еще лучше абсолютное господство, как на Крите, но даже это не может гарантировать успех. Но поскольку мы играем с Германией в поддавки, давайте мысленно дадим немецким парашютистам осуществить еще одно чудо.

Чудеса кончаются

Итак, Дувр захвачен. Только после этого флот вторжения может приступить к переброске войск с континента на остров. Объясню почему, если кто еще не понял. У Германии нет десантных кораблей, способных высаживать морскую пехоту и технику на пляжи (см. фото). На прибрежный песок немцы могут выбросить только пехотинцев со стрелковым оружием, снабжение которых после этого будет крайне затруднительным, возможным разве что по воздуху. И лишь после захвата полноценного морского порта с пирсами и мощными кранами немцы теоретически получают возможность высадить в Англии танковую дивизию. Строго говоря, захват одного порта мало что даст, поскольку пропускная способность любого английского порта на Ла-Манше не позволит в течение нескольких суток перебросить туда 15 танковых и механизированных дивизий, а с меньшими силами противостоять британским дивизиям метрополии просто нереально. Но давайте на примере одного лишь Дувра посмотрим, имеет ли Гитлер хоть один шанс захватить и удержать плацдарм на острове.

После легкой паники проснувшиеся англичане начинают лихорадочно действовать. Собственно, для того, чтобы привести Германию к катастрофе, им надо сделать не так уж много:

1.     забросать минами акваторию дуврского порта;

2.     разбомбить к чертовой матери сам порт.

Уже одно это приводит вторжение к краху. Англичане имеют мощную бомбардировочную авиацию, способную в течение двух часов превратить в руины Дувр, а немцы не имеют НИКАКИХ средств ПВО, чтобы помешать этому. Учитывая удаленность Дувра от своих аэродромов, чисто физически они не способны создать над ним зонтик ПВО. Точно так же и англичане с баз в Египте не могли противодействовать германским ВВС над Критом.

К тому же английская истребительная авиация после прекращения активной фазы боев, значительно нарастила свой боевой потенциал. Не стоит забывать и о наличии сети радиолокационных станций на побережье, сводящей на нет эффект внезапности. Имеют ли люфтваффе возможность защитить от уничтожения захваченный десантниками порт? Ни малейшей! Но на малочисленную, и самое главное, неприспособленную для таких масштабных операций германскую авиацию ложится сразу несколько задач: ей надо снабжать десант, обеспечивать его огневую поддержку (помним, что ни артиллерии, ни танков десантники не имеют), подавлять английскую авиацию, действующую против плацдарма, прикрывать свои порты погрузки и что совершенно не представляется возможным, защищать флот вторжения на протяжении всего маршрута и при этом НЕПРЕРЫВНО. Люфтваффе  же не в состоянии были выполнить даже одну из перечисленных задач.

Но предположим, что не смотря на обреченность, флот вторжения все же выходит в море и направляется в Дувр. Какими силами располагают немцы? 147 транспортов и 1696 десантных барж. Правда не все они были самоходными, а буксиров в распоряжении кригсмарине было всего порядка 400. Но зато один буксир мог тянуть с черепашьей скоростью сразу 2-3 баржи. В целом имеем порядка 2000 судов, включая ВСЕ наличные боевые корабли. Много это или мало? Номинально это целая армада. Однако в реальности это ничтожно мало. Флот вторжения союзников в 1944 г. насчитывал около семь тысяч кораблей, причем это были отнюдь не речные баржи. Всего же десантная операция длилась около трех месяцев, и за это время на континент была переправлена почти трехмиллионная группировка союзников.

За первые шесть дней операции флот и авиация перебросили в Нормандию 16 дивизий. Учитывая многократно более скромные возможности Германии, для создания такой же группировке на плацдарме даже без какого-либо противодействия со стороны англичан потребовался бы примерно месяц. Вопрос на засыпку: дал бы Черчилль немцам месяц на то, чтобы перебросить на остров сухопутные силы, способные нанести Британии поражение?

Я, если честно, очень в этом сомневаюсь. Максимум времени, что был в запасе у Гитлера – трое суток, необходимые для того, чтобы к месту событий подтянулись линейные силы королевского военно-морского флота. Собственно весь Гранд флит был тут не нужен. Даже полностью задействовать все силы Хоум флита необходимости не было. 3-4 линкора, пара авианосцев и два десятка крейсеров при содействии полусотни эсминцев учинили бы полный, АБСОЛЮТНЫЙ разгром всего немецкого опереточного флота вторжения.

Противопоставить английскому флоту Германии было совершенно нечего. Можно спорить, как соотносились боевые возможности ВМФ противников: как 50:1 или как 30:1. Давайте считать, что соотношение было 10:1 – это все равно не дает немцам даже призрачного шанса на успех. Кухонные стратеги вроде любителя алтернативной истории Сергея Переслегина (см. книгу «Вторая мировая. Война между реальностями») высасывают иной раз из пальца «гениальные» полководческие решения: мол, немцам надо было всего лишь перегородить минными заграждениями  Ла-Манш, дабы воспрепятствовать подходу флоту англичан к месту высадки, с воздуха организовать силами люфтваффе непробиваемый щит, и десант на острова после этого будет возможен. Бред! Минные поля без артиллерийского прикрытия не имеют ровным счетом никакого толка. За ночь  три десятка тральщиков проделают достаточные проходы и пара линкоров, находясь в зоне прикрытия береговых средств ПВО, полностью прервут связь между немецким плацдармом и континентом.

Наконец, британцам гораздо проще было забросать минами место высадки (если не до начала вторжения, то хотя бы после), при этом разминировать фарватер немцам было просто нечем. Подавить флот Великобритании с помощью авиации так же не представляется возможным. Во-первых, у Германии морская авиация отсутствовала, как класс. Во-вторых, много ли английских линкоров потопили люфтваффе в ходе всей войны? Я что-то не припоминаю. Советский флот на Балтике не шел ни в какое сравнение с Royal Navy, но даже несчастный линкор «Марат» немцы топили-топили, да так и не смогли уничтожить. В результате полученных повреждений он сел на дно у кронштадтского пирса, но боевого значения не утратил, поддерживая своей артиллерией сухопутные войска в течение всей блокады Ленинграда. После войны он, будучи отремонтированным, вновь вступил в строй под именем «Петропавловск».

Факт состоит в том, что весь гипотетический флот вторжения немцев был беззащитен. И авиация его не могла прикрыть при всем старании. Прецедент имеется. В конце мая 1941 г. импровизированный транспортный флот вышел из Греции к Криту, чтобы доставить десантникам тяжелое вооружение и артиллерию, поскольку перебросить их по воздуху было невозможно. Английские боевые корабли, не смотря на абсолютное господство в воздухе немецкой авиации, разгромили эту флотилию. Лишь единичным судам удалось достичь Крита.

Итак, даже если Гитлеру фантастически повезет, и благодаря внезапности, ему удастся захватить плацдарм на английском берегу, перебросить туда достаточные для наступления на Лондон силы, немцам все равно не удастся. Не знаю, кто запустил в оборот байку о том, что метрополию, дескать, защищали три кадровых дивизии и сельские силы самообороны. В 1941 г. (а раньше осуществить вторжение Германия не могла), сухопутные силы на островах составляли порядка 28 полноценных дивизий, включая 3 танковых. Этих сил было более чем достаточно, чтобы сбросить в море немецкий десант, будь он даже успешным на первых порах. Учитывая превосходство англичан в авиации и боевых кораблях, это вообще не представляет особого труда. В общем-то можно было, надежно блокировав плацдарм, позволить немцам беспрепятственно перебросить туда несколько дивизий, и даже дать им возможность продвинуться вглубь острова, после чего решительно прервать морские коммуникации с континентом. Получится что-то вроде сталинградского котла, только в антураже Южной Англии.

При желании можно отыскать еще с десяток причин, по которым вторжение в Англию было в принципе невозможным. Например, для накопления потребного количества топлива, учитывая добычу нефти в Плоешти, экспорт из СССР и производство синтетического горючего в Германии, немцам никак не хватит года при самой жесточайшей экономии (на других театрах война ведь не прекращалась). Но вообще-то, дабы обосновать совершенную невозможность морского десанта, достаточно причин, перечисленных в самом начале:

1. невозможность захватить господство в воздухе;

2.     абсолютная невозможность господства на море;

3.     отсутствие средств доставки десанта и его снабжения.

Если в какой-то книжке автор пытается доказать обратное, смело выкидывайте ее в мукулатуру.

?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Почему Бузова не рожает? Это, на первый взгляд, как бы праздный вопрос. Но если подумать, то картина вырисовывается нехорошая. Вон и Серена Уильямс родила дочь. У Януковича, как пишут в новостях, обнаружен сын. Даже покойный Немцов оказался отцом незаконнорожденного ребёнка от какой-то ...
Прогрессивные тенденции рано или позже появляются и у нас, несмотря на сопротивление определенной части населения. Вот и в один из самых популярных в России мультфильмов для девочек - сериал «Царевны» - добавили новых персонажей. Причем они заметно отличаются от главных ...
Пух был везде ...
Из эзотерического магазина пахнет ТАИНСТВЕННЫМ. По великой Божьей милости, окружающие видят наши умные сосредоточенные лица, накрашенные губной помадой и ...
В последнее время снова разговоры активизировались разговоры по ЕвроПРО. Все больше экспертов говорят, что система из оборонительной становится наступательной. В каком ключе? В основном в том, что готовится она не под отражение первого удара «злобных русских» (который никакое ПРО не П ...