По наводке Молли заглянул в журнал Арбата посмотреть на его
verevkin — 17.04.2011 По наводке Молли заглянул в журнал Арбата посмотреть на его неполучившуюся дискуссию со Спамсинком на тему, сколько бы вы жертвовали на социальные программы, если бы государство не отнимало у вас то, что отнимает сейчас. Арбат счел вопрос неприличным, что, конечно, его дело.Но меня заинтересовало не это, интереснее про мотивацию. Либертарианцы включая Арбата вслед за фон Мизесом считают, что "благотворительность не базируется на сочувствии - она базируется, как и любое действие человека, на устранении своего личного дискомфорта".
В конце прошлого года в Университете Бонна провели интересный эксперимент: В эксперименте приняли участие 100 студентов, которым под предлогом изучения свойств памяти, было предложено запомнить цепочку цифр, а затем как можно точнее ее воспроизвести. За участие в опыте каждый студент получил пять евро, которые они могли забрать себе или отдать на благотворительность. Это решение принималось на условиях анонимности и доброй воли каждого студента. Но ради эксперимента исследователи слукавили: они знали, какая сумма находилась в ящике для пожертвований, и им не составило труда вычислить вклад каждого.
Перед экспериментом у студентов были взяты образцы ДНК для проведения генетического анализа после акта пожертвования. Ученые пристально пронаблюдали за геном COMT, который имеет два варианта: COMT-Val и COMT-Met. Оказалось, что участники с геном COMT-Val жертвовали вдвое больше денег, чем те, кто обладает геном COMT-Met.
Это указывает на прямую связь альтруизма с наследственной информацией, считает инициатор эксперимента профессор Мартин Ройтер (Martin Reuter).
Не только люди делают массу вещей из альтруизма, но и животные тоже, даже бактерии, у которых нет нервной системы, отвечающей за беспокойство, а альтруизм есть. Просто человеку с COMT-Met трудно поверить, что благотворительность других вызвана сочувствием, встроенным биологически, безо всякого дискомфорта, а в удовольствие себе, а не когнитивыми переживаниями как у них самих. Факт, что те, кто жертвует под влиянием дискомфорта, а не генов, жертвует меньше, видимо, находят другие способы разрешить свой когнитивный диссонанс. Интересно, кстати, было бы проверить либертарианцев и их идейных противников на этот ген.