ПО ЭШЕРОВСКИМ ЛЕСТНИЦАМ

топ 100 блогов capicap — 01.07.2013 Работами одного из самых известных графиков ХХ века всегда очень любили иллюстрировать большие, умные книги. Если на обложке изображено что-то странное, симметричное, подверженное метаморфозам, - это на восемьдесят процентов работа Маурица Эшера; и сто процентов – у вас в руках очень заумная и очень большая книга.

Культовый голландский художник-график Мауриц Корнелис Эшер родился 17 июня 1898 года в семье провинциального инженера. Насмотревшись на отца, всю свою жизнь Мауриц играл с бесконечностью, сворачивая её в не развязываемые узлы, и экспериментировал с логикой пространства и времени. Как и многие талантливые, выдающиеся художники, он проявлял способности к рисованию с раннего возраста и, конечно же, славился весьма посредственными успехами в школе: однажды даже провалил экзамен по рисованию. Тем не менее, это не помешало ему получить хорошее образование, которое позволило ему достичь высокого уровня мастерства в своей области.

Эшер является одним из самых известных представителей импоссибилизма (ответвление сюрреализма), то есть – искусства невозможного. Приверженцы этого направления изображают предметы, которые только кажутся реальными, но в окружающей действительности существовать не могут.

Многие работы графика на первый взгляд могут показаться просто красивыми зооморфными узорами, эскизами витражей или напольной мозаики. Но всё не так просто: в каждой его литографии есть свой глубокий смысл, уникальный эксперимент с пространством, временем и миром. Как говорил сам художник, заложенные в работах идеи отражают восхищение и удивление законами природы. Иногда в нём чувствуется дотошный естественник, который изучает мир, используя нетрадиционные методы. Эшер, кстати, признавался, что порой ощущал себя ближе к математикам, чем к художникам.

Его видение мира не перестаёт удивлять глубиной и разноплановостью ракурсов. Можно часами смотреть на его работы, и всё равно останется ощущение чего-то недопонятого. Художник негодовал, что подобное восприятие окружающей действительности доступно лишь немногим, хотя выбранные темы представлялись ему объективными и беспристрастными. Осознав, что люди вокруг него не могут оценить всей глубины его мысли, художник начал писать комментарии к своим работам, чем сильно облегчил жизнь «простым смертным», в первую очередь, искусствоведам.

В своем творчестве Мауриц Эшер развивал несколько экспериментальных тем. При первом взгляде можно выделить шесть основных мотивов в творчестве художника (см. изображения).

Тема упорядоченного членения плоскости: изображение симметричных композиций, без «зазоров» заполняющих всю поверхность. Этот образ появилась в голове художника, когда он познакомился с облицовкой стен и полов зданий в мавританском средневековом стиле в Испании. Но он, лишённый ортодоксальных мусульманских ограничений, пошёл дальше и стал изображать животных и людей.

В работе «Солнце и луна» (img 3) пространство заполнено птицами, четко прилегающими друг к другу. Они отражают дуализм ночи и дня, их абсурдную одновременность: если фокусировать взгляд на бело-красных птицах, то видно солнце и день, если на синих – луна и ночь. Таким образом, восприятие мира зависит от движения мысли и угла зрения на мир.

Второй мотив – бесконечные множества – ярко отражён в гравюре «Предел – круг IV (Рай и Ад)» (img 4). Эксперимент художника здесь сводится к уменьшению фигур до бесконечно малых размеров.

Здесь, как и в предыдущей работе, нарочито выделен контраст светлого и тёмного, в данном конкретном случае – рая и ада, ангелов и демонов. Центральная часть содержит три изображения ангела, и три фигуры демона, являющимися равноправными элементами композиции. По мере их удаления от центра и уменьшения в размере, начинают доминировать либо те, либо другие, что видно по характеру прорисовки. И, в конце концов, они, как и в центре гравюры, становятся равноправными элементами, но уже не за счёт детальней, а благодаря лишь цветовому намёку на их присутствие.

Тема «взаимоотношения плоскости и пространства», переход одного в другое.
Трехмерный пейзаж в верхней части литографии «Цикл» (img 5) сменяется не менее трехмерным зданием, пол которого выложен выпуклыми кубами. Из здания выбегает странный, пока ещё трехмерный человек. Чем ниже он спускается, тем более плоским он становится (как и всё, что его окружает). В результате все объемные изображения превращаются в плоские и абстрактные. Эта работа, на мой взгляд, ярко иллюстрирует не только чудеса абстракции, но и конформизма: по мере упрощения индивидуальности, человек сливается с одноликой массой.

Эшер часто экспериментировал с метаморфозами: плавным преображением одних предметов и образов в другие. Точкой отсчёта почти всегда являлась геометрическая фигура.

Знаменитая тема «относительности» и игра с перспективой.
В литографии «Вверху и внизу» (img 7) одна и та же картина представлена дважды с той лишь разницей, что в одном случае наблюдатель смотрит на неё, стоя на земле, а во втором – с высоты третьего этажа. Изящное соединение двух плоскостей создает эффект головокружения.

Тема «Невозможные сооружения».
На первый взгляд кажется, что работа «Бельведер»(img 8) не таит в себе никакого подвоха. Но Эшер не был бы Эшером, если бы всё было так просто. Внимательный наблюдатель может заметить как минимум две странные детали, которые ставят под сомнение реальность изображенного пространства.

Для тех, кто сломал глаза, но так и не смог увидеть мир глазами великого художника, дам пару подсказок. Стоит обратить внимание на колонны, которые творят с пространством что-то невообразимое. И не забудьте разглядеть, что там сидящий юноша держит в руках.

О творчестве Эшера можно говорить бесконечно долго. Сказанное выше – лишь малая крупица огромной вселенной им. Маурица Эшера, своеобразный реверанс в честь 115-летия великого художника. С Днём рождения, Мауриц!


ПО ЭШЕРОВСКИМ ЛЕСТНИЦАМ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...Никто в политклубах не любит американскую культуру. Все фыркают- фу-фу-фу америкашки (пендосы) тупые!...а я вот люблю. И люблю с детства, когда прочитал Эдгара Аллана По. Наверное маленькой душе нужно было укрепиться такими страхами, чтобы закалиться и стать сильнее. (странно, что ...
Нет, это не митинг оппозиции, и не бунт дальнобойщиков. Это даже не протест против власти и какой-то там партии. И, даже, к сожалению, не акция всех здравомыслящих людей против засилье ЗАО «РПЦ» во всех аспектах нашей жизни. Это всего лишь зима, ...
В современных дискуссиях со сторонниками малого национализма очень часто встречаю рассуждение, что русские не хотят учить язык малого народа, хотя могут жить среди него всю жизнь. Оставим в стороне нечистоплотных спекулянтов на национализме. Обращаюсь к людям искренним. Рассуждайте ...
Для тех, кто не успел ознакомиться со стыдливо потертыми гипотезами Латыниной относительно метеорита, привожу краткий конспект: Заправлено в ракету полетное заданье, И штурман выбирает по карте города: «А может быть, Челябинск? Челябинск, до ...
Написал тут недавно про Армению. Что в прежние годы неплохо было бы для России, вместо раздачи пустых и невыполнимых обещаний в области "безопасности", увеличить  государственные капиталовложения в экономику Закавказья, занявшись серьезными взаимовыгодными проектами. Ведь имея ...