"ПИПЕЦ"

топ 100 блогов v_tretyakov04.02.2010 Как обыяно, в каждый второй четверг выходит моя статья в "известиях". Эта - из вчерашних "Известий".


ВОРОНКА НЕВЕЖЕСТВА, или «ПИПЕЦ»

Критики не вызвавшего восторга и у меня телесериала «Школа» в основном обращали внимание на нравы и стиль поведения героев этой саги о «потерянном поколении». Меня же поразило другое: ущербно-примитивный язык школьников и то, как в сериале показаны уроки, то есть собственно процесс учёбы — вялое или буйное переругивание учеников и учителей, хамское по форме и в основном «половое» по содержанию. Если это правда, то пора отнести букет скромных цветов на могилу нашего среднего образования. Пипец, как выражаются сегодня школьники и говорящие примерно на таком же языке многие взрослые — в первую очередь так называемые звезды.
Есть такой психологический феномен, который я называю воронкой пошлости и невежества. Если в компании ведущих умную беседу интеллектуалов случайно окажется пошляк и невежда, он просто не сможет поддержать разговор и будет молчать. Но если в среду пошляков и невежд, рассказывающих скабрезные анекдоты, попадет интеллигент или интеллектуал, то минут через десять-пятнадцать он, будто потеряв свою идентичность, присоединится к рассказчикам и словом, и реакцией. Движения вверх не происходит. Падение вниз — почти всегда.
Образование (да и воспитание) — это медленное и постоянное движение вверх по спирали знаний и моральных ценностей и запретов. Падение вниз, соскальзывание в воронку пошлости и невежества, происходит стремительно и с любой высоты. Вот почему деградация средней школы есть необходимое и достаточное условие всех прочих деградаций — национальной деградации в целом.
То, что мы прочно и верно стоим на этом пути, сомнения, увы, нет. И сериал «Школа» - лишь одно из многих тому подтверждений.
На приемном экзамене летом прошлого года я задал абитуриенту, приехавшему из Пятигорска, такой вопрос: в каком известнейшем произведении русской классической литературы всё действие развивается в вашем родном городе и еще в Кисловодске? Ответом мне было молчание.
Студентка одного из университетов, находящегося далеко за Уралом, переехала жить в Москву и решила перевестись в Высшую школу телевидения МГУ. С соответствующим заявлением пришла ко мне. Звали ее Анна Андреевна. Я спросил: - Анна Андреевна, а, наверное, часто, когда к вам обращаются по имени-отчеству, то вместо вашей фамилии называют другую?
Она не поняла вопроса. Когда я произнес фамилию Ахматова, в ее глазах не отразилась ничего. Она такой фамилии просто не знала.
До сих пор записные, но не всегда натуральные либералы любят смеяться над тем, что «простые советские рабочие» на организованных КПСС собраниях говорили: «Мы Пастернака не читали, но осуждаем...» Сегодня всех нас можно «поздравить»: все больше и больше нынешних не рабочих, а студентов гуманитарных вузов не могут произнести даже эту фразу, ибо они не только не читали Пастернака, но даже и не знают, кто это такой. Для них бессмыслен спор об Ахматовой и как о поэте, и как о монахине и блуднице. Ноль информации в голове на сей счет.
Казалось бы, парадокс. В программу советских школ ни Ахматова, ни Пастернак не входили, фильмов ни о первой, ни о втором советское телевидение не показывало. А вот советские школьники и уж тем более студенты знали не только имена этих поэтов, но и их стихи. Сегодня в школьную программу оба поэта формально входят. Их книги и книги о них издаются регулярно. Фильмов и передач об Ахматовой и Пастернаке снято и показано по отечественному телевидению множество. А молодежь их не знает.
Никакого парадокса нет. Спираль советского образования, несмотря на всю его идеологичность, все-таки поднимала молодежь вверх — туда, где расширяются и границы знания, и, соответственно, границы незнания. Но последние преодолеваются, если ты знаешь об их существовании и тебе привиты желание и навык их преодолевать. Воронка нынешнего школьного образования, дающего ужасающий для русского общества последних двух веков минимум знаний (а часто и квазизнаний), превращает границу между знанием и незнанием в точку: невежда даже не подозревает о том, что расположено за этой границей. И поскольку таких в жизни уже большинство, а на экране телевизора — во всей совокупности передач — подавляющее большинство, даже со стремящимися к знаниям происходит именно то, что я описал в истории с интеллектуалом, попавшим в компанию невежд и пошляков. Загляните в интернет, кто мне не верит. Отсюда и слово «пипец», произносимое с экрана телевизора, а тем более в жизни теми, кто и Пастернака читал, и с оценкой Ахматовой Ждановым не согласен.
Создавая Высшую школу телевидения, мы собрали мощную кафедру словесности — дабы наши студенты могли овладеть литературным русским языком во всем его великолепии и разнообразии. И с чем же мы сталкиваемся? С одной стороны, с тем багажом неграмотности, который многие из них принесли из средней школы. С другой — с, например, каждый день транслируемой телеканалами рекламой одной телефонной компании. В этой рекламе содержится грубейшая речевая ошибка. И она по нескольку раз на дню повторяется на аудиторию в десятки миллионов человек. А что мы можем противопоставить из окопа нашей кафедры этим ракетным обстрелам? Если бы в нашем тылу были прочные редуты средней школы! Увы...
Я не понимаю, почему так спокойны наши лингвисты. Ведь ясно же: безграмотность и незнание русской литературы приблизились к черте, за которой языковая, культурная и национальная катастрофа. Внедрение системы ЕГЭ, убившей необходимость, привычку и умение писать сочинения и стремление к овладению родным языком, кажется, сделало движение к этой катастрофе бесповоротным. Собственно русские слова, привнесенные в наш язык в последние десятилетия, столь же уродливы, сколь упоминавшийся уже «пипец» или более приличное «бабло». И пришли они исключительно из блатной и иной жаргонной лексики. Да и их-то мало. Основной, причем мощнейший, поток (цунами) неологизмов — англицизмы и американизмы. Я не припомню ни одного нового отвлеченного понятия или обозначения технического устройства, рожденного в последние годы из пластов русской лексики — если только как кальки.. Сам строй речи уже начал меняться так, что современные школьники не понимают русские тексты не то что 18-го, но даже и 19 века.
На какие новации и инновации можно рассчитывать, если уровень реальной образованности населения стремительно падает? Надежда на то, что компьютерная и функциональная (для заполнения анкет и налоговых деклараций) грамотность или поголовное знание английского языка компенсируют недостаток грамотности как таковой, наивна и опасна. Наша власть усиленно борется против того, чтобы за Россией закрепился как реальный статус «сырьевого придатка Запада». Исполать ей! Но ведь в лингвистический придаток англосаксонского Запада мы фактически уже — в лице нашей молодежи — превратились. Знаете, чем отличается устная речь большинства наших молодых людей из городов от речи их сверстников из США? Только обильным использованием мата и другой обсценной лексики. Это, кстати, доказывает и сериал «Школа», в котором, насколько я понимаю, актерам-героям позволили говорить на их «родном» языке.
Русский мат — уникальное и по своему бесценное ненормативное украшение нашего языка. Что же, теперь, чтобы сохранить сам язык, придется превратить мат в норму? И только этим отличаться от других «европейцев»?
В одной из развлекательных передач на нашем телевидении среди прочего проводился такой конкурс: участнице команды, представляющей шоу-бизнес, показывали карточки с написанными на них словами. Она должна была объяснить своим товаркам, о чем или о ком идет речь, не используя те слова, что написаны на карточке. И вот на очередной карточке значится: - Бернард Шоу. Первое озарение приходит быстро: «Это такая передача, которую ведет...» Певица замолкает. По ее лицу видно, какой мучительный мыслительный процесс идет в ее голове. Она пытается вспомнить, что это за телеведущий Бернард. Разумеется, это ей не удается. То, что эта певица владеет английским «функционально», сомневаться не приходится.
Вот так, перенимая «европейские ценности» и тамошнюю же «систему образования», мы подошли к тому, что молодые люди, которых массово выводят на телеэкран, что автоматически делает их образцами для подражания, потеряв знания о собственной культуре, не приобщились и к «европейской». Что бы сказал об этом язвительный Бернард Шоу, я сфантазировать не могу. Но думаю, что это был бы английский эквивалент того самого слова, которое вынесено в название моей статьи.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мышка Кошечка Пончик Бегемотик Хворостинка Рыбанька Пупсик Малышок Блаблабла А по имени не зовет? Совсем? Не понимаю подобного обращения в общественных местах. Проявляйте свои чувства или что там у вас выросло в интимной обстановке, на ушко. Чего орать на все кафе: 'Жеребенок, возьми ...
Для тех, кто не понимает или не до конца понимает, чем опасна деятельность М.В.Попова и Рабочей партии России, какую ошибку они допустили, сознательно или намеренно, обратимся к Владимиру Ильичу Ленину, к его работе «Задачи русских социал-демократов»: « Наша работа ...
1975 год Бухгалтер кредитного союза Тан Ланьин украла за 10 лет по подложным чекам 50000 юаней. Цзянсу ...
Чего хотят люди, протестующие в эти дни в нашей стране. Цели сформулированы мною на основании личного общения с народом. НАШИ ЦЕЛИ, МЫ ТРЕБУЕМ : 1. Аннулировать результаты грязных выборов 4 декабря, 2. Немедленно, еще до 4 марта, провести ...
Я не знал, что поддержка Муссолини в Италии имела такую четку географию. Ее измерить можно было на выборах в апреле 1924 года через полтора года после того, как Муссолини пришел к власти. И это были последние многопартийные выборы до 1946 года. "Национальный список" Муссолини получил ...