Пикейно-жилетное 6
macbushin — 17.12.2017 Продолжаем за НВР и модернизациюМодернизационная парадигма была сформулирована в середине ХХ столетия и её можно рассматривать, как великолепный товар в красивой упаковке, предложенный западными учёными интеллектуалам буйно нарождающегося в тот момент Третьего Мира в качестве альтернативы коммунистической ориентации.
Т.е. это европоцентрическая модель. Впрочем, как и все остальные, включая формационную. Ну, а что поделать, если при переходе от Средневековья к Новому Времени, пардон, в Раннем Модерне, западноевропейские общества рванули так, что оставили всех остальных в глубокой традиции. Из которой все остальные и принялись выбираться копируя, по мере таланта, западные образцы. И если средневековые общества (что тоже сугубо западноевропейский концепт, но прижился, зараза) в своей аграрной традиционности еще можно рассматривать, как нечто равное, ну, плюс-минус, во всемирном масштабе, разумеется. То с Великих географических открытий картина резко меняется и на ней отчётливо вырисовывается Пуп Земли.
Вы только что прочитали краткое содержание многотомной библиотеки, посвященной эволюции модернизационных идей. Так что, вопреки ВАКовским требованиям, мы не будем тратить время и силы на то, что «всё равно напишут немцы», т.е. историографию. Так, что за пределами нашего внимания останется переход от пессимистических взглядов «циклических» школ межвоенного периода к оптимизму после Второй Мировой, классические концепции 50-х, критические 60-70-х, конвергенция 80-х и постмодернизм конца века, влияние теории зависимости и мир-системного анализа Иммануила Валлерстайна. Не будем мы жонглировать именами гуру модернизационной теории, такими, как Уолт Уитмен Ростоу, Нил Джозеф Смелзер, Сирил Вильсон Блэк. И прочая, и прочая, и прочая.
Мы – люди простые, можно сказать рабоче-крестьянские, поэтому, свесив ножки с нашей уездной колокольни, поведём свой рассказ в полюбившемся (надеюсь, не только мне) жанре фольк-хистори.
И, для затравки, с целью повышения усвояемости продукта, применим биологическую метафору. Поскольку среди тех чистых криниц, из которых черпали вдохновение патриархи, числится и функционализм Толкотта Парсонса, это будет вполне уместно. Любая человеческая особь проходит такой особый период своего психофизиологического становления, как пубертат. Но, вот, как будет протекать процесс превращения ребёнка во взрослого человека, зависит от множества обстоятельств. Начиная от чисто биологических, продолжая не совсем биологическими и заканчивая совсем не биологическими. Включая социальное происхождение, интеллектуальный уровень (в том числе родителей и, шире, окружения), условия проживания и образования, last but not least,
возраст приобретения первого сексуального опыта.
Так, вот, ступая на скользкую дорожку модернизации, традиционные общества тоже не знают, куда кривая вывезет. Впрочем, часто оные общества и не догадываются, что уже связались с плохими мальчиками, начали играть в орлянку и покатились. Просто, государь таки услышал, что англичаны ружья кирпичом не чистют.
И это ещё почти идеальный вариант. Потому, как, на пороге, может быть, уже ХХ век стоит, а государь уверен, что он – хозяин земли русской.
Впрочем, всё это присказка. А сказку мы начнём с того самого места, где остановились в прошлый раз, т.е. с констатации, что Настоящая Взрослая Революция (НВР) – это эксцесс, «зигзаг истории», загогулина, понимаешь, на прямом шляху модернизации. Метафорическо-гиперболически выражаясь, подросток из хорошей семьи сбился с пути и пустился во все тяжкие.
Чтобы кто чего нехорошего не подумал. Все эти околопубертатные мудрствования основаны исключительно на результатах наблюдений. Над весьма заковыристыми биографиями приятелей, знакомых и одноклассников. Сам-то я пай-мальчиком был и биография – прямая и ровная, как автобан. Не считая шахтёрской эпопеи. Хотя, учитывая происхождение и окружение, это университет–аспирантура–учёная степень должны выглядеть флуктуацией. А истинное моё предназначение было – кайло и балдичка?
Вот, так вот, в собственной жизни толком ничего не понимает, а берётся рассуждать, что будет с родиной и с нами.
Тем не менее, если всё заканчивалось хорошо, мальчик (или девочка), в общем, подросток, превратившись в молодого человека, возвращался на путь истинный, и жизнь продолжалась. Ну, там, блажен, кто смолоду был молод, так тяжкий млат, дробя стекло, и прочие поэтические оправдания тому, что на собственных ошибках учатся только дураки.
К большому прискорбию следует признать, что на алтарь общественного взросления НВР всегда укладывает человеческие гекатомбы. Поэтому лично у меня персонажи, произносящие слово «революция» с восторженным придыханием, вызывают исключительно брезгливое недоумение. Но занятия историей приучают смотреть на горы трупов, случившиеся в прошлом, с академической отстранённостью, воспринимая их, как статистический факт.
Поэтому, обратим внимание почтеннейшей публики на тот занимательный нюанс, что пройдя Флориаль, Мессидор, Термидор, Брюмер и Плювиоз общества, в лице своих лучших представителей (с интеллектуальным шилом в одном месте) могут задать себе сакраментальный вопрос. Неужели условный «Карл І / Людовик XVI» не мог стать условным «Вильгельмом Оранским / Луи-Филиппом Орлеанским» без всех этих ужасов?!
Продолжение следует
Вернуться к предыдущему
|
</> |