Петер Хег. Смилла и ее чувство снега (Fr?ken Smillas fornemmelse for sne, 1992)
chto_chitat — 28.02.2010Датский писатель, по утверждению аннотации - "самый знаменитый роман датского писателя Питера Хёга. Написанный автором от лица полугренландки-полудатчанки, он принёс автору поистине мировую славу, был переведён на три десятка языков, издан миллионами экземпляров и экранизирован. ".
Неоднократно прочитанные восторженные отзывы в читательском сообществе, да и то что это скандинавский автор, в конце концов сподвигли меня на прочтение.
Смилла - полу эскимоска - полудатчанка, после смерти матери, в маленьком возрасте вывезенная в Данию отцом, богатым и знаменитым врачом. Казалось бы - чего проще, пройти ассимиляцию, получить образование и жить припеваючи. Но Смилла с головой не дружит, а потому всё в жизни идет наперекосяк. Роман начинается, когда она 37 летняя одинокая бездетная женщина живет в социальном жилье, получает социальное пособие, нигде не работает, ничего не делает, иногда берет деньги у отца на дорогие шмотки, продолжая его ненавидеть. Приятный портрет правда?
Но не это завязка, и не это основная сюжетная линия. Смилла сдружилась с соседским маленьким мальчиком, тоже гренландцем, но однажды его нашли мертвым, упавшим с крыши. Бывает, но следы, следы на снегу выдают, что Исайя убегал от кого-то, да и вообще высоты он боялся, так что не стал бы играть на крыше. И Смилла открывает охоту на убийцу, ведь ей одной не все равно что случилось с этим ребенком.
Что я вам скажу? Роман дефилируют между двумя частями - одна ужасная, другая - замечательная.
Ужасная - это детективно-триллерно-мистическая составляющая. Богатей обнаруживший в далекой Гренландии кусок метеорита, около которого обитают полярные черви? Ради куска камня? И как он его продавать думал? Публиковать открытие? Тогда зачем все эти тайны вокруг? Себе оставить? Тогда как бы он получил славу и богатство? А ведь там в экспедиции ученые были, могли бы подсказать, что так не выйдет... Собственно все расследование Смиллы, ее поиски убийцы, ее раскручивание аферы очень бредовое. Логика не выдерживает никакой критики. Убийцы делают всё, чтоб Смилла их обнаружила и выдала. Они её холят и лелеят, сами подсказывают следующий ход, сами рассказывают в чем тут дело, оберегают её от опасностей. Концовка более чем бредовая, задумка - такая же.
Замечательная - это ассимиляционные трудности Смиллы. Хотя в них трудно поверить, ведь привезена она была в Данию в раннем возрасте - лет 8-10, такие дети через пару лет становятся полностью частью нового мира. А Смилла - нет. Впрочем, тут придираться не хочется, автор наделил героиню интересными рассуждениями, метафорами, сравнениями, интересным взглядом на мир цивилизации с точки зрения свободолюбивой эскимоски.
Что в результате? Не знаю. Сказать что понравилось сложно, т.к. детективная линия - главная, расследованием героиня занимается на каждой странице романа, и каждый раз хочется вскрикнуть "что за чушь!", но с другой стороны - есть та часть, другая, за которую, пожалуй, и стоит читать эту книгу.
О, да, еще я не понимаю почему эту книгу называют книгой про любовь и светлой книгой. Смилла и ее рассуждения - депресняк чистой воды, как в Дании ужасно, как ей плохо, как она не простила отца, какой кошмар жизнь, как ее бедную пытаются в рамки загнать.
На мой вкус, гораздо интереснее про льды и жизнь эскимосов у Дэна Симмонса в "Терроре", и гораздо интереснее такие скандинавские авторы как Стиг Ларссон, Юстейн Гордер и Йон Айвиде Линдквист.