Первый рубеж
kotja_shok — 25.05.2012 Сегодня у старшей дочки первый "выпускной" в школе - она закончила 4 класса начальной школы, сдала свои первые экзамены. Средний балл 8 из 12-ти. Это не отличный балл. Просто хороший. А для нашей школы с лицейной программой, так и очень хороший...При этом я не смела и мечтать о таких результатах еще два года назад, когда выяснилось, что у ребенка "слепота на слова" - серьезная оптическая дислексия. Оказалось, что в наших школах работают педагоги и психологи незнакомые с этим состоянием. До конца второго класса меня и учителя и логопеды уверяли, что девочка такая умная, у нее не может быть дислексии. А то, что она в 5 лет научилась читать и до сих пор делает это со скоростью 12 слов в минуту - так это надо больше заниматься. И мы занимались, занимались, занимались дома с ребенком по 5 часов в день только для того, чтобы продраться сквозь программу по чтению для второго класса. Ребенок засыпал над учебником. Прочесть предложение для нее было равносильно разгрузке товарного вагона - она просто падала без сил. Она делала типичные для дислексиков ошибки при чтении и письме, но я упорно продолжала верить учителям и логопедам. Потому что очень хотелось верить. Потому что дислексия - это навсегда. Если заниматься по специальной программе, применять новейшие достижения нейропсихологии, грамотно построить занятия в школе, использовать вспомогательные устройства, ребенок сможет учиться в обычной школе. Но никогда не сможет читать так, как читаем все мы. Вот так:
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.
При оптической дислексии порядок букв - имеет значение. Ребенок это предложение просто не сможет декодировать. Считается, что у человека не так давно в смысле эволюции, в мозге образовался центр, разспознающий не просто абстрактные символы, а именно символы, эквивалентные звукам с соответствующим значением - словам. По одной из теорий, у дислексиков этот центр спит и работа по декодированию осуществляется другими отделами мозга - путь получается очень длинный и запутанный, весь набор операций по превращению набора символов в слово, звучащее в голове - не может быть свернут, как у большинства читающего населения. В общем, по энергетическим затратам и по временным, чтение для дислексика - большая работа. Огромная!
Поскольку я научилась читать в 3,5 года и сразу бегло, предложениями (меня нельзя было как раз научить читать слоги, мне до сих пор трудно читать бессмысленные наборы слов или слогов), я даже не представляла, что это может вызывать трудности. Сколько дров я наломала со своей девочкой, требуя от нее того, что мне далось само собой - не передать. Очень сложно было верить своему ребенку и своему чутью, что что-то не так, что нужно принимать другие меры, не те, что единогласно проповедовали школьные психологи и очень хорошие педагоги... "Девочка умненькая, но ленивенькая - заниматься, заниматься, заниматься". Пять, пять часов в день за книгами и тетрадками, с мамой, которая сидит над душой и не знает, чем можно помочь - это подвиг для ребенка в начальной школе. Который был совершенно бессмысленным, поскольку приводил исключительно к истощению нервной системы вообще и организма в частности.
Так что в какой-то мере заключение комиссии, таки сделанное перед началом третьего класса "Оптическая дислексия. Дисграфия. Необучаемость" стало для нас освобождением. Учителя сначала всячески советовали перевести дочь в спец.школу или на домашнее обучение, мол, не потянет она школьную программу. Мы решили, что это никогда не поздно сделать. И по этой причине - расслабились. Пятичасовые бдения над тетрадками остались в прошлом - я резко сократила время приготовления уроков - они не должны утомлять. Поменялись приоритеты - имело смысл развивать то, что дается легко - в первую очередь. И только с опорой на уже имеющиеся навыки - то, в чем есть сложности. Рисование, лепка, художественная керамика - в приоритете. Нейропсихологическая гимнастика - ненавязчиво, просто как способ расслабиться между приготовлением домашних заданий - несколько любимых упражнений по 3-4 минуты, каждые 15-20 минут, пока делаются уроки. Математика объясняется не на числах, а на буквах (дислексики переставляют местами цифры, до 3 класса дочь могла запросто перепутать автобус номер 15 и номер 51, ориентировалась на модель машины :) то же царило в тетрадках, поэтому пришлось вводить алгебру параллельно арифметике. В общем, сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что все делала правильно. Но этот путь - наощупь, в информационном полумраке и непролазной чаще теорий и методик - я запомню надолго. Может быть, когда-нибудь я напишу про наш уникальный способ проучиться с дислексией до 4 класса и остаться в рядах "обучаемых" и даже местами "способных" учеников.
Теперь я совсем другими глазами читаю комментарии со "смешными и нелепыми" ошибками в интернете. Теперь я понимаю, отчего мой двоюродный брат в седьмом классе читал по слогам и как тяжело ему, технически одаренному парню было жить в школе с клеймом "дебил". Теперь я со стыдом вспоминаю, как смеялась над открыткой, которую подписал мне, первокурснице, выпускник кафедры теоретической физики, будущий, на тот момент, кандидат физико-математических наук. Он подписался "Питровеч".
В общем, у нас сегодня праздник. Всей семьей будем радоваться. И учительницу, которая с нами преодолела все эти сложности и нашла в себе силы - поверить в нашу дочь - мы тоже будем поздравлять. Это и ее огромный успех тоже.
|
</> |