Первый "Боинг"
starshinazapasa — 16.08.2017
Оказывается, "Боингов" было три. Перый, южнокорейский "Боинг 707",
летевший по маршруту Париж - Анкоридж - Сеул, был сбит еще в 1978
году над Кольским полуостровом.
Из-за неполадок с навигационным оборудованием, "Боинг" над
Гренландией сделал плавный правый разворот и зашел на территорию
Советского Союза. На перехват был направлен Су-15 - такой же,
который сбил потом второй южнокорейский "Боинг" на Дальнем
Востоке.
Согласно данным американского радиоперехвата, пилот
перехватчика в течение нескольких минут пытался убедить
командование отменить приказ, так как разглядел на лайнере эмблему
авиакомпании KAL и надписи иероглифами, однако после подтверждения
приказа выпустил по лайнеру две ракеты P-60.
Согласно показаниям капитана лайнера Кима Чанг Ки, перехватчик
приблизился к его самолету с правой стороны (а не с левой, как того
требуют правила международной организации гражданской авиации -
ICAO). Капитан утверждает, что уменьшил скорость и зажег
навигационные огни, обозначающие готовность следовать за советским
истребителем для посадки. Попытки капитана Кима Чанг Ки связаться с
пилотом перехватчика на частоте 121.5 были зафиксированы башней
управления воздушным движением в Рованиеми, Финляндия. Согласно
официальному утверждению советской стороны лайнер уклонился от
выполнения требования совершить посадку.
Когда пилот перехватчика доложил о том, что нарушитель - на
самом деле не 747-ый, а 707-й Boeing, командование решило, что это
- самолет электронной разведки RC-135 (выпускавшийся на базе
лайнера Boeing-707) и отдало приказ об уничтожении цели.
Первая из ракет прошла мимо цели, а вторая взорвалась, оторвав
часть левого крыла, вызвав разгерметизацию самолета и убив
осколками двух пассажиров. Из-за разгерметизации салона лайнер
начал экстренное снижение и исчез с экранов радаров советской
системы ПВО. Пилот перехватчика также потерял в облаках
поврежденный лайнер.
На протяжении последующего часа аварийный рейс 902 пролетел на
низкой высоте поперек всего Кольского полуострова, подыскивая место
для вынужденной посадки и, после нескольких неудачных попыток,
приземлился в сгущавшихся сумерках на лед озера Корпиярви, уже на
территории Карелии. На протяжении всего этого времени ПВО не имела
никакой информации о судьбе и местоположении самолета.
СССР отказался сотрудничать в расследовании данного инцидента
с международными экспертами и не предоставил данные с изъятых с
самолета черных ящиков. Сам самолет был разобран и вывезен по
частям. Корейская авиакомпания отказалась от него, чтобы не платить
за эвакуацию самолета. 95 пассажиров были доставлены в Кемь, и
затем в Мурманский аэропорт. 23 апреля 1978 года переданы
представителям генконсульства США в Ленинграде и авиакомпании
«Пан-Америкэн» и отправлены в Хельсинки. Летчик Су-15 капитан А.
Босов за выполнение боевого задания награжден орденом Красной
Звезды.