топ 100 блогов frantsouzov11.01.2016 Перевал Хабуробад - Часть 1
На следующий день путешествия нас ждала одна из наиболее красивых дорог, которые мы только видели в Таджикистане.

1. Как я уже упоминал в предыдущей части, ночевали мы где-то на холме, который на фото виднеется вдалеке над ангарами. В пять утра внезапно началась сильная гроза с громом и молниями, было страшно. Не одеваясь, я перелез с кровали на водительское кресло и завел двигатель чтобы спуститься пониже. Тут произошла небольшая неприятность - трогаясь, раздавил колесом баклажку с питьевой водой, которую накануне зачем-то оставили под машиной. Вообще в этой поездке нас преследовал злой рок - имея на борту 115 литров технической воды, питьевая каким-то образом либо внезапно кончалась, либо ее просто негде было найти...
Перевал Хабуробад - Часть 1

В общем, переставив машину в один из ангаров, вернулся на кровать и продолжил досматривать сны. Дождь громко барабанил по бетону, а через дыры в крыше тяжелые капли воды стучали по модулю. Но зато молния теперь нам была не страшна. Проснувшись через пару часов, первым, что мы увидели в камере заднего вида, был мужик с лопатой, стоящий примерно на том месте, откуда был сделан кадр выше. Он ничего не делал, просто стоял и смотрел на необычную машину с необычными для этих краев номерами. А вокруг бегала здоровенная овчарка.

На улице было около 10 градусов и выходить не хотелось вообще. Сложив кровать, сварили кофе и приготовили завтрак. А потом, пока жена кормила такс, я решил выйти сделать пару кадров.

2. После грозы склоны гор словно расцвели - до того яркой и сочной была растительность.
Перевал Хабуробад - Часть 1

3. Куда ни глянь - всюду красота!

4. Ну а дальше... А дальше я почему-то решил спуститься с перевала и вернуться обратно, примерно 250 километров до развилки с "нижней" дорогой, чтобы посмотреть и ее. Не знаю, зачем я так поступил, но был уверен, что впереди ничего интересного нас не ждет (до Калайхума и основной трассы оставалось всего 20 километров).
На фотографии - человек на краю света. Как мне потом объяснили, это дорожные рабочие, в случае небольших камнепадов они вручную расчищают дорогу. Камни не падают, так что мужик просто стоит и ждет. Как и тот, что ждал возле машины, пока мы спали.
Перевал Хабуробад - Часть 1

5. Видимость не очень. И разъезды со встречными грузовиками доставляют массу удовольствия.

6. Долина реки, закатные фотографии которой я выкладывал в предыдущей части.

В общем, мы спуститись вниз, доехали до поста, где "регистрировались" вчера. Спросили про двух девчонок из Дании, которые накануне просили подвезти их до Хорога. Милиционер сказал, что они оказались удачливыми - буквально через 10 минут после нашего отъезда шла машина с двумя пустыми местами и водитель их подобрал. А вот от нас удача отвернулась - оказывается, "нижняя" дорога через Куляб закрыта из-за оползня недалеко от Калайхума. Мы немного расстроились.

Водитель, которого при нас милиционер остановил для регистрации, подтвердил эту информацию. Мы у него спросили, как долго дорогу будут ремонтировать. Тот как-то странно посмотрел на нас, потом взял телефон и начал куда-то звонить, долго с кем-то разговаривал, а в итоге сообщил, что проезд должны будут открыть либо сегодня вечером, либо завтра утром.

Как оказалось позднее, его слова оказались верными, но на тот момент мы это никак проверить не могли. На семейном совете пришли к выводу, что все-таки есть ненулевые шансы того, что мы сейчас вернемся "верхней" дорогой почти до Душанбе, оттуда уйдем на "нижнюю", проехав которую почти до самого конца, можем упереться в завал, так как неизвестно, действительно ли откроют ли дорогу к тому времени. На кону было минимум два дня пути. Так что самое логичное в данной ситуации - это возвращаться на перевал Хабуробад, где мы ночевали, и ехать по нему дальше. Зря только спускались...

7. Кишлак Калайхусайн, если не ошибаюсь. Бахриддин рассказывал, что над первым этажом дома местные традиционно возводят что-то вроде крытой веранды, где хорошо пережидать жару.
Перевал Хабуробад - Часть 1

8. Стартуем на перевал. Наш домик любит такие дороги.

9. Наверху гроза и вообще ничего не видать.

10. На вершине перевала Хабуробад зачем-то стоит автобусная остановка и табличка про то, как соответствующие департаменты США и Норвегии...
Перевал Хабуробад - Часть 1

11. ...Проводили работу по разминированию этих территорий. Эхо гражданской войны в Таджикистане в 1992-1997 годах. Вспомнив, как мы накануне свернули с дороги и ловко забрались на вершину холма для ночевки, стало немного не по себе.

12. Начинаем спуск. Вообще я бы очень советовал всем, кто поедет в Таджикистан на автомобиле, обязательно посетить этот перевал, и даже если путь Душанбе-Хорог вы планируете пройти по "нижней" дороге через Куляб, то, когда доедете до Калайхума, обязательно сверните с трассы на север и поднимитесь в горы. Почему?

13. Во-первых, места здесь очень красивые!
Перевал Хабуробад - Часть 1

14. Во-вторых, здесь есть такой вот трактор. А как мы с вами помним, трактора абы где не бросают - значит, путь предстоит интересный.

15. В третьих, здесь почти никого нет, так как основное движение идет по "нижней" дороге. Но уж если навстречу вам поедет китайская фура, разъезд с ней на некоторых участках пути будет крайне увлекательным!

16. В общем-то, за этими "воротами", как мы выяснили, и начинается самая красота.
Перевал Хабуробад - Часть 1

17. Да, это дорога. В левом верхнем углу фотографии.

18. Еще один трактор. Ну вы же помните про них? :)

19. Слева скала, справа обрыв. Или наоборот, если ты едешь с другой стороны. Как проезжают здесь грузовики - я не понимаю. Но они проезжают.

20. Для масштаба.

21. Перевалы, серпантины.

22. Поворот за поворотом. Все как мы любим.
Перевал Хабуробад - Часть 1

23. Где-то очень далеко внизу течет ручей. А мы постоянно останавливаемся для фотографирования.

24. Вид. Просто вид.

25. На улице меньше 10 градусов, но нельзя же не заинстаграмить цветочки? :)
Перевал Хабуробад - Часть 1

26. Очень крутой спуск вниз. Внизу на повороте не машина, а валун.

27. Порой ощущение, что колеса едут по самому краю. Много фотографий делал из окна, так как не хотелось выходить под дождь.

28. Ну а потом мы спустились в поселок и уперлись в перекрытие дороги. Президент прилетел. Сюрприз!
Перевал Хабуробад - Часть 1

29. Дорога закрыта. Когда откроют - никто не знает. Все терпеливо ждут.
- Эээ, бират, у тебя с машины что-то течет!
- Ничего, это жена посуду моет! :)))

Перевал Хабуробад - Часть 1

В очереди встретил парня, с которым общались на посту с той стороны перевала (тот, кто звонил по телефону выяснять насчет открытия дороги). Он же рассказал нам историю про оползень:

"Три дня назад едем мы с братом по нижней дороге, почти доехали до Калайхума. Брат говорит: давай покушаем в чайхане. А я сказал, что кушать не хочу, что он пусть остается, а я поеду до заправки в пару километрах от него, и чтобы он пешком пришел, когда поест. Ну мы с ним попрощались, я доехал до заправки, тут грохот, земля немного потряслась и все. И через несколько минут брат мне звонит: алло, ты не поверишь... В общем, прошел сильный сель, прямо рядом с ним, кусок дороги смыло. Дальше я поехал домой, а брат добирался на попутках до Душанбе и оттуда по "тавилдаринской" дороге до дома, 450 километров. А дорогу все-таки открыли сегодня утром, к приезду президента. Такие дела..."

Потом он долго рассказывал, как угнанные машины привозят в Таджикистан, и как таможня закрывает на это глаза. В Таджикистане автомобили очень дешевые, когда я ему поведал, за сколько у нас продают новый Дефендер, у того глаза на лоб полезли. Что еще... Рассказал про чайхану и мойку напротив: "пока ты там будешь кушать, пацаны тебе помоют всю машину, хорошо моют, качественно, раму тоже помоют, машина чистая будет, а то люди скажут, что, мол, кочевник, с гор спустился...". Зачем надо мыть раму, я так и не понял. В свою очередь, рассказал ему про поговорку "чистый джип - позор хозяина", но на этот раз юмора не понял он.

Кто-то достал из багажника несколько арбузов, подтянулись мужики из очереди, нас тоже угостили. Арбузы вкусные, сахарные, во рту тают, у нас таких не пробовал. А через каких-то три часа дорогу открыли и мы поехали.

30. Вокруг толпы, школьники в черных костюмах, школьницы и женщины в национальной одежде, остальные кто в чем. Очень много военных и милиции. Повсюду флаги и портреты президента Эмомали Рахмона.
Перевал Хабуробад - Часть 1

31. На единственном перекрестке я крикнул милиционеру "где заправка?". Тот махнул жезлом налево - туда и поехали.

32. Праздник к нам приходит. Извиняюсь за нечеткие кадры, но сложно было рулить и снимать одновременно.

33. Калайхум, центральная улица и модный светофор. На какой-то "левой" заправке залили солярки уже по 60 рублей за литр. И это еще было дешево.
Перевал Хабуробад - Часть 1

34. Едем мы дальше, и тут у меня наступает такое чувство, что вот вроде бы все как обычно, но все-таки что-то не так. Сверяюсь с картой. Стоп! Тормоз в пол, ручник. А ведь на том берегу уже Афганистан! Офигеть можно!

35. Мы доехали до этих краев вдвоем на своей машине. Даже не верится, что видим это все своими глазами. Не знаю, как описать чувство, которые мы испытывали, но, думаю, что многие читатели, увлекающиеся автомобильным туризмом, меня поймут. :)

36. Немного поплутав, нашли отличное место для ночевки - площадка для строительной техники в паре десятках метров от дороги. На другом берегу реки Пяндж горели огни крошечного афганского кишлака. Ну а мы засыпали с мыслью, что самая интересная часть нашего приключения еще только начинается!

Продолжение следует...

Подводя итоги
За день проехали 136 километров, время в пути - 9 часов 20 минут.

Точки съемки
Посмотреть на карте, где были сделаны фотографии.

Сколько копий было переломано из-за статуса русского языка на Украине. - Что, трудно язык выучить? - Это государственный язык, его необходимо знать. И т.д. и т.п. Обязательным условием приема в государственные учреждения было знание украинского языка. Однако, никто это преследованием ру ...
На первой странице ЖЖ снова висит очередная какашка, сгенерированная похудевшим жирняком. Придурок нахуячил огромную портянку текста про то, как он совершил этот свой, сука, подвиг, причем, через каждые пару абзацев этой саги "герой" вставил восхищение собой, а в качестве ФПВ поместил ...
На тему комиков,  актеров и прочих  у власти нашла такое.  Однако, бывший тюремный сиделец – профессия у лидеров мировой политики куда более популярная. Так что полагаю, все в этой жизни случается когда-то в  первый раз. 1) Предизент Хорватии (с 2010)  Иво ...
Один из наиболее часто встречающихся клиентских вопросов звучит как: "Что бы такого надеть женственного и при этом удобного и без ощущения "не уместности"?" Универсальных советов тут не будет - ощущение "недо..." и "пере..." в плоскости одежды для каждого человека очень индивидуально. ...
Составление собственного гардероба - это не только разбор шкафа и покупка новых вещей. Это еще определение собственных зон комфорта и касается это не только перекосов, которые уже были обнаружены в шкафах . Эту тему я хотела вспомнить чуть позже, но когда мы в комментариях ...