Перелёт на Сахалин
vulkan_avia — 07.05.2018Начало путешествия.
Свое повествование я начну сидя в комфортабельном кресле Boeing 777-300, в котором я сейчас сижу по пути домой в Москву. Летим мы на высоте более 10 000м, со скоростью около 900км/ч. Через 7 ч самолёт коснется взлётно-посадочной полосы аэропорта Внуково и воздушное путешествие на Сахалин будет завершено. А пока мы летим, я хочу поделиться с вами этим захватывающим приключением.
Месяц назад ранним утром меня разбудил звонок. Собеседник представился Алексеем, сказал, что он с Сахалина, купил 150 Цессну и сейчас думает, как её перегнать на остров. Слышал, что можно сделать систему перекачки топлива, взять с собой канистры и долететь. «Конечно можно, и это совсем не сложно» - подтвердил я и начал рассказывать принципиальную схему доработки. Так как со слуха воспринять все тонкости было сложно мы договорились списаться в мессенджере. Алексей попросил прислать фотографии. На этом и порешили. Я лег спать дальше, а в голове крутилось заветное слово "Сахалин". Как же я мечтал прилететь на Сахалин, увидеть и впитать красоту Дальнего Востока. Да-да, именно Дальний Восток это одно из тех мест, которые сняться мне и манят. Возможность попасть туда я не променяю ни на один европейский курорт.
В последующей переписке я узнал, что самолёт сейчас базируется в Амурской области в городе Белогорске. Алексей сейчас учится летать и перегонять самолёт планирует со своим инструктором. Этот самолёт у него первый. Какой же молодец думал я про Алексея. Самый верный и правильный путь, если хочешь научиться летать и потом регулярно и много летать - приобрести свой самолёт. Пусть маленький, но свой. И даже если потом будет тяжело с деньгами, то всегда самолёт можно продать и вернуть вложения. И пусть простят меня учебные центры, стоимость обучения в которых сейчас равна 1/2 стоимости самолёта, но при ограниченных финансах я пропагандирую обучение именно на своём самолёте с хорошим инструктором-методистом. Рассказывая об особенностях перелёта с Камчатки я не удержался и написал Алексею, что если вдруг его инструктор не сможет лететь, то я буду рад помочь перегнать самолёт. И буквально на следующий день Алексей сделал мне это предложение. Перегон запланировали на майские праздники. И буквально сразу Алексей прислал мне билет до Благовещенска. Началась подготовка.
В Авиакоминфо были закуплены карты по маршруту, проанализирован маршрут с учётом практической дальности самолёта, оценен рельеф, оценена структура воздушного пространства, выполнена проработка промежуточных и запасных аэродромов, а также возможных погодных условий. Неоценимую помощь в подготовке маршрута оказали наши лучшие пилоты АОН: Лариса Касьян, Вадим Дроздов, Сергей Долженко.
Оценку рельефа я выполнял по физическим картам СССР и Авиакоминфо. К сожалению, ни одна современная электронная карта не даёт чёткого видения рельефа, возможных проходов в горах.
По доработке самолёта я попросил Алексея установить расходомер и указатель температуры выхлопных газов и головок цилиндров а также добыть гидрокостюм. Лететь нам предстояло над Татарский проливом чуть более 100км, температура воды в котором примерно +2С. Для себя гидрокостюм я попросил у Сергея Вячеславович Алафинова (НПО "Аэроволга", являющегося разработчиком и производителем самолётов-амфибий Ла-8 и Борей).
Наступил день вылета.
Я ехал в аэропорт с двумя сумками. В ручной клади у меня были: GPS-навигатор Garmin 795 с последними обновлениями от компании Briefing+, гарнитура, шнуры-зарядки и мыльно-рыльные принадлежности. Также накануне я получил замечательный презент от компании "Калашников" в лице нашего инструктора по выживанию и лучшего специалиста по экипировка Михаила Ярина - лёгкий, компактный и очень удобный тёплый костюм и термуху.
Ночь во время полета с запада на восток коротка. И вот уже самолёт коснулся ВПП Благовещенска.
При выходе из аэропорта меня встречала Лариса Касьян.
Алексей прилетал через несколько часов, поэтому у нас было время на экскурсию по городу и знакомство с частными аэродромами Благовещенска.
Набережная р.Амур в Благовещенске, на другом берегу Китай
Благовещенск
Дорога на аэродром Черемхово
Черемхово
Лариса в Амурской области - основной летчик-инструктор АОН и наверное единственный пилотажник. Её тут знают все, многих она учила летать, многим помогала. И сейчас занимается развитием и пропагандой частной авиации. Под руководством Ларисы работает целый аэроклуб, в местном университете она читает лекции по авиации, для студентов организует экскурсии на космодром Восточный, для своих пилотов организует ночные полеты в аэропорту Благовещенска.
Но вот уже приехали Алексей и Эдуард и нам пора двигаться дальше. Прощаемся с Благовещенском и едем в Белогорск.
Наша Цессна-150 живёт на территории законсервированного военного аэродрома в персональном капонире.
Тут много пустых капониров…
"Сон и питание - основа летания", поэтому Эдуард нас сразу размещает и ставит на довольствие. Ближайшее пару дней жить мы будем с солдатами и питаться вместе с ними.
Кровати заправлены, но стоят не ровно - не порядок.
Ужин
Завтрак
Сейчас питание в армии даже у рядовых очень не плохое. Будучи городским избалованным жителем, я с удовольствием съедал свою пайку в части и при этом мне было даже многовато.
Умывальник и туалет на улице. Утром по инструкции перед тем, как открыть кран – сначала нужно отколоть сосульку. ;-)
Осматривать и начинаем готовить самолёт к перелёту.
Я монтирую систему перекачки топлива, Алексей устанавливает топливный компьютер и разветвитель прикуривателя.
К сожалению, оценить состояние поршневой нет возможности. Хоть я и привёз с собой компрессометр, но компрессора тут нет. Поворачивая рукой винт понимаю, что один цилиндр слабоват. Ладно, облет покажет...
На облете обнаруживается ещё один косяк - спущенная носовая стойка и совершенно не работает демпфер шимми носового колеса.
Облёт
Но в остальном самолёт хороший и видно, что Эдуард его любил.
Снаряжаем самолёт, анализируем погоду.
Лететь нам через небольшие горы, через Еврейская автономной область, мимо города Биробиджан, чуть больше 600км плечо.
Запасным выбираю аэродром Жёлтый Яр за Биробиджаном.
Лариса даёт телефон пилота Юрия Фролова. Он сейчас работает в том районе и может дать фактическую погоду. Юрий говорит, что в горах горит лес и сильный порывистый ветер. Однако ветер попутный и погода Солнечная.
Прогноз обещает окно по погоде ближайшие пару дней.
Вылетаем после обеда, по расчёту должны успеть до заката прийти в Хабаровск.
Самолет хорошо оторвался от ВПП, однако набрав 600м лезть выше никак не хочет... Мы перегружены.
И действительно: заправка род пробки, два человека, две полных 20л канистры бензина в салоне, НАЗ, аварийно-спасательное снаряжение и личные вещи.
В Амурской области много полей
Проходим Бурейскую ГЭС и новый аэродром, специально построенный её руководством к летнему слету АОН, на который всех пилотов приглашает Лариса Касьян.
Место нового аэродрома:
Начинаем пытаться динамически выскочить повыше. Для этого в горизонте разгоняет самолёт, делаем плавную горку, снова разгон и снова горка. Таким образом наскребаем ещё около 300м.
А вокруг дыма всё больше и больше. Под нами пожары…
Пока мы так развлекаются прошло более часа полета. Цессна слопала в районе 27л бензина и мы можем начать перекачку топлива из салона в основные баки.
Алексей подключает компрессор, нажимает кнопку включения и... Моторчик компрессора делает один вздох и замолкает. Где-то выбило электричество. Что делать? Надо разбираться... Выключаю главным выключателем все питание, щупаю ряд АЗС на предмет выбитого. Все вроде как включены... Хм... Интересно, где тогда отвалился или отгорел контакт? А ведь на земле все работало.
И тут Алексей догадывается: у нас сгорел китайский разветвитель прикуривателя. Подключаемся напрямую, к штатному прикуривателю и даём питание. Насос заработал, перекачка пошла. Летим! Но впереди горы и дым. Горизонтальной видимости нет, но немного видно под собой. Опять шкрябаем высоту. Красного рельефа на Garmin-795 становится все меньше и меньше. Мы проходим над горами! Также усилившийся попутный ветер даёт хорошую прибавку скорости. При воздушной скорости 145км/ч, путёвая местами составляла 220км/ч. Проходим горы, выходим в долину дыма становится меньше и нам открывается вид на Биробиджан.
Мы в полёте уже более 2ч и вторая канистра бензина отправляется в основные баки. Настроение отличное, а вот и Амур впереди. Начинаем снижение. Алексей плавно переводит самолёт на планирование. Нам нужно обойти Хабаровск с севера, чтобы не помешать работе аэропорта. Высота полета не выше 100м.
Хохлатская
Проходим Хохлатскую и тут GPS теряет спутники. Минут 20 летим без GPS. Курс известен, расчетное время прибытия тоже, карты есть. За 8 км до Калинки GPS определяет наше местоположение и подтверждает, что мы летим правильно.
Солнце скоро сядет и нам пора на землю.
А вот и наша ВПП. Сравнив воздушную и путевые скорости определяем курс посадки и строим заход с прямой. Самолёт мягко касается бетонной ВПП.
Рядом с полосой стоят военные. Как потом оказалось пехота тут тренируется, убивая отличную ВПП гусеничной техникой... Вот не перестаю удивляться, каким же тупым надо быть и как ненавидеть свою страну, чтобы так бездумно гробить то, во что раньше были вложены колоссальный средства. Одна радость, что местные частные авиаторы отгородили около 1км (из 2,5км) полосы и поддерживают её.
Звоню Вадиму Дроздову и он подсказывает куда нужно рулить. И снова мы видим капониры. Однако уже бетонные. В некоторых из них стоят самолёты (там где упавший многотонные ворота удалось оттащить). Нас встречает руководитель аэродрома Левшин Владимир Леонидович и определяет место стоянки.
Приезжает Вадим. Швартуем самолёт и едем в город.
Продолжение следует...