+ патриарх Алексий. Забытое слово.
diak_kuraev — 04.12.2017 Во время первого официального визита Алексия II в Германию в 1995, Патриарх публично принес извинения за «коммунистическую тиранию, которая была наложена на немецкую страну СССР»http://ru.knowledgr.com/09085482/%d0%9f%d0%b0%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%90%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%81%d0%b8%d0%b9II%d0%9c%d0%be%d1%81%d0%ba%d0%b2%d1%8b
Патриарх Алексий в 1995 году сказал: «Я прошу прощения у немецкого народа за то, что мы принесли ему не свободу, а другой тоталитаризм».
http://www.vn-eparhia.ru/internet-dajdzhest/4394-protoierej-nikolaj-artemov-na-vsjo-smotret-glazami-khrista
20 ноября 1995 г. в Берлинском евангелическом соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился, как написано в "Журнале Московской Патриархии", со "Словом к немецкому народу", в котором он принял покаяние немецкого народа за преступления военного времени и, "сознавая свою пастырскую ответственность за деяния своего народа", в свою очередь принес извинения немецкому народу.
"Слово" Патриарха было воспринято в штыки российскими средствами массовой информации. Встречающие журналисты (я хорошо помню телерепортаж о возвращении Его Святейшества из Германии) подняли вопрос о правомочности(!) Патриарха выступать с заявлениями от имени русского народа. Что касается самого заявления, то, в "лучших" советских традициях, никто не удосужился четко сформулировать, в чем же, собственно, оно состояло. При всем том СМИ очень старались не концентрировать внимание населения на этом, я бы сказал, уникальном для России событии. Так что подавляющее большинство россиян вообще ничего не знает о заявлении Патриарха.
Я долго искал хоть какую-то информацию о его содержании. Летом 1997 г. в Новосибирске католический епископ из Германии Вальтер Каспер на вопрос, знает ли он об этом заявлении, сказал, что это общеизвестное в Германии выступление Московского Патриарха, в котором, как я понял из ответа, Его Святейшество принес извинения за преступления советских войск во время оккупации Германии. Перед нашей беседой я больше месяца пытался найти текст "Слова к немецкому народу". Единственное, что я смог обнаружить, � это текст "разъяснения" от 4 декабря 1995 г. в том же "Журнале Московской Патриархии":
"Нам необходимо противостоять попыткам внести раскол и конфронтацию в общество. А такие попытки делаются постоянно. Например, недавно некоторые средства массовой информации совершенно исказили слова Патриарха, сказанные во время визита в Германию. Одной из целей визита было отдать долг памяти погибшим на этой земле нашим соотечественникам. Я посетил памятное место в Трептов-парке, освятил часовню в Дахау, на месте гибели тысяч советских граждан. Церковь была со своим народом все годы войны, и сегодня она свято хранит память о понесенных нашим народом жертвах. Вот почему настоящим кощунством стали слова телекомментатора о том, что Патриарх якобы покаялся перед немцами за вторую мировую войну!
В действительности же во время визита было принято покаяние немецкого народа за преступления военного времени. Именно в ответ на это покаяние я, следуя долгу христианской совести, с сожалением вспомнил, что в послевоенное время и наша страна оказалась отчасти ответственной за разделение немецкого народа. В ходе встреч и бесед в Германии я постоянно размышлял над трагическим опытом жизни немцев в условиях разделения, итогом которого стало разрушение семей, а подчас и насилие над теми, кто стремился воссоединиться с родными людьми. Именно такую трагедию переживает сегодня и наш народ, и об этом я говорил во время общения с государственными руководителями Германии, христианской и светской общественностью этой страны".
Когда я искал текст речи в Московской Патриархии, мне стали объяснять, как следует понимать "Слово", в контексте того, что на протяжении всего визита церковные и светские иерархи Германии просили о прощении за преступления военного времени. Патриарх будто бы просто сделал ответный реверанс, следуя правилам хорошего тона. Я читал его статьи и выступления, они всегда очень взвешены и впечатляют своей глубиной. "Слово к немецкому народу" не могло быть сиюминутным экспромтом, да и "запрограммированный" к возвращению Патриарха показ "Обыкновенного фашизма" наводит на такие мысли. Алексий II сделал очень важный шаг на пути духовного возрождения России, а "общественность", если можно так выразиться, его предала.
http://www.skizzenzumschicksal.narod.ru/sourse/popova-garder/3GarderXram.htm