Ответственность

топ 100 блогов el_murid26.08.2017 ИГИЛ заявил об ответственности за вчерашний теракт в Брюсселе с нападением на армейский патруль с мачете. При этом еще до заявления ИГ бельгийская полиция рассматривает только одну версию произошедшего - теракт. Серьезное отличие от позиции российских властей, которые категорически отрицают абсолютно аналогичную ситуацию в Сургуте с той же трактовкой. Ничем иным, кроме чисто политической установки, объяснить такое невозможно. Фактически в предвыборной ситуации давать повод для вопросов в адрес солнцеподобного ничтожества, вцепившегося во власть мертвой хваткой, власти категорически не желают. Отсюда и предельно циничный подход, что в общем-то, неудивительно. Когда политическая необходимость требовала обратного, то мы уже видели, как влетают на воздух дома, начиненные "рязанским сахаром", с сотнями мирных людей.

Так или иначе, но системность таких "любительских" терактов позволяет делать определенные выводы.

ИГИЛ очевидно делает ставку на повторение своего собственного опыта 2006-2008 годов. Именно хаотичные, плохо подготовленные, но зато массовые теракты превратили крупные иракские города в ад. 7 тысяч убитых только за один 2007 год. Крупные теракты, уносившие жизни десятков человек, широко освещались в медийном пространстве, однако мелкие, в которых погибало буквально один-два-пять, настолько стали рутиной, что не о всех из них сообщали даже в иракской прессе. Буквально три года такой войны, и цель была достигнута - в отношении суннитского меньшинства, которое было обвинено в пособничестве террористам, начались системные и масштабные репрессии. Последовал второй исход суннитов из Ирака (первый, порядка миллиона человек, прошел в 2003 году), однако гораздо больше суннитов были вынуждены стать внутренними переселенцами, утратить социальный статус, стать изгоями в своей собственной стране. Итог был предсказуем: в суннитской среде Ирака, которая была не просто нейтральной, но даже враждебной к джихадистской идеологии (для Ирака ханбалитская школа, которая является основой для ваххабизма, совершенно нехарактерна, поэтому идеи джихадистов воспринимались в Ираке очень узкой деклассированной частью суннитской общины, насчитывающей в общей сложности исчезающе малые доли процента), в общем, эта среда стремительно радикализовывалась и начинала лояльно относиться к идеям "Аль-Кайеды Ирака", как тогда назывался ИГИЛ. Социальная база для суннитского восстания 13-14 годов была подготовлена в 2009-2010 годах, когда ИГИЛ развернул массовую пропаганду своих идей в подготовленной для этого среде.

Ставка на массовый бессистемный террор в Европе очевидно имеет ту же цель - вызвать ненависть местного коренного населения к пришельцам, создать обстановку нетерпимости, остракизма и сегрегации. Целью терактов становится всплеск жесткого евро-национализма и радикализма по отношению к мусульманам, тем более, что ситуация в этом смысле уже перезрела: толерантность и мультикультурализм идейно обанкротились и держатся исключительно силовым путем, насаждаемые властями, которые тоже вынуждены действовать таким образом, так как открытость Евросоюза - одно из важнейших его конкурентных преимуществ, и имеет под собой вполне объективные экономические предпосылки.

Это сильное, но одновременно и слабое место ЕС, куда безошибочно начинают бить технологи ИГ. Ничего поделать с этим Европа не может: она может закрыться от притока мигрантов тем или иным образом (скажем, введя ограничения на въезд, ужесточив правила приема и предоставления вида на жительство или работу), но эта мера будет выстрелом в ногу для европейской экономики. В обычной обстановке Европа вполне "переваривает" не менее полутора миллионов мигрантов в год - у нее есть соответствующие структуры, отвечающие за прием и последующую адаптацию мигрантов. Отдельный вопрос с качеством и эффективностью работы таких структур, но они есть и они могут справиться даже с повышенной нагрузкой.

Однако Европа не рассчитывала на работу с мигранами в такой экстремальной ситуации. По разным расчетам, для относительно ровной адаптации мигранта и его "врастания" в относительно нормальную жизнь в Европе требуется порядка пяти-семи лет, причем получается это примерно у 70% мигрантов, остальные попадают либо в более жесткие механизмы, либо изгоняются, либо остаются на местном социальном дне, но до какого-то времени такое положение дел не создавало фундаментальной угрозы основам европейских порядков.

Сейчас ИГИЛ нащупывает слабые места в этой системе и, похоже, нашел эффективный метод расшатывания обстановки. Волна бессистемных "любительских" терактов будет лишь нарастать. Скоро сообщения из разных европейских стран и городов о нападениях перестанут быть новостью, и как в Ираке, в СМИ начнут попадать лишь те, которые будут приводить к крупным жертвам или иметь другой значимый вид (нападение на важные объекты, к примеру). Это переведет проблему на качественно иной уровень - на фоне очевидной беспомощности властей в борьбу начнут включаться обычные граждане, которые и станут действовать предельно очевидным образом - не разбирая, кто прав, кто виноват, они начнут применять стихийные репрессии в отношении всех, кого сочтут "пособниками" террористов. Это ровно то, чего и добиваются технологи ИГ. И никакая государственная политика в этот момент не сможет сделать ничего - качественный сдвиг уже произойдет.

На этом этапе начнет работать пропаганда ИГИЛ, которая развернется от призывов к терактам в сторону вербовки сторонников, начнет создаваться социальная ресурсная база Исламского государства в Европе. ИГИЛ - не террористическая группировка, как наивно и предельно близоруко считают ее политики, в чем и пытаются убедить свои электораты. ИГИЛ - орденская структура с четко выстроенной идейной базой, организационными технологиями и обладающая серьезным опытом в разворачивании самых разных операций "вдолгую". Террор для ИГ - это просто инструмент гораздо более широкой стратегической задачи, чем просто банальное истребление "неверных". К сожалению, эту сторону Исламского государства либо вообще не изучают, либо не считают важной. Политиков можно понять - их интересует лишь будущий электоральный цикл, к которому они должны подойти с минимальными потерями своего имиджа. С такой установкой вести долговременную борьбу со столь нетривиальным противником невозможно в принципе.

Поэтому Исламское государство вполне спокойно отрабатывает методики создания широкой социальной базы поддержки в регионе, который пока весьма прохладно относится к идеологии ИГИЛ. Для идеологов Исламского государства и его практиков это вызов, который они будут решать, используя все без исключения промахи своих противников.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
26 декабря скончался Виктор Степанов (1947-2005), актер, ставший в кино символом настоящего русского мужика.  В отличие от большинства лицедеев, Степанов не сильно отличался ...
Devil's work, или Линлун (Ling Long), - так называется перфорированная керамика, которая впервые возникла в Китае. Линлун означает "изысканный", но во времена империи династий Мин и Цин этот фарфор называли гуйгун, или "дьявольская работа". Есть два объяснения этого названия. - Для того, ...
Сыну 1, 6. С недавних пор стал меня шлёпать по телу, лицу, спине. Объясняла как ...
Дорогие читатели! Вот вас тут больше 30 тысяч собралось - вполне себе число, достойное статистики. Мне вот любопытно стало - а сколькие из вас временно или постоянно следят за тем, что едят - т.е. не могут есть не думая, все подряд, а что-то считают, чего-то избегают? Если вы не сидите на ...
«Любимое блюда царя Ивана Первого теперь готовят в Ново-Тихвинском монастыре. Калитки – небольшие пирожки из ржаного теста – одно из традиционных постных блюд». https://tv-soyuz.ru/Lyubimoe-blyuda-carya-Ivana-Pervogo "Царь Иван Первый"? Это кто такой? Оказывается, князь Иван ...