Откуда взялись калмыцкие предки Ленина.

топ 100 блогов d_clarence30.07.2017 А из головы писательницы Мариэтты Шагинян. Вот так просто взяла и придумала, когда в 1930-е писала биографию Ильича. Свой подход к изучению исторических документов и их интерпретации, она озвучила предельно ясно: "Воображать, вернее довоображать по разрозненным деталям общий рисунок случая, о котором вы хотите рассказать читателю, как о реально бывшем, надо так, чтобы он действительно мог произойти и даже, в данных обстоятельствах, не мог не произойти, и чтоб современники, прочитав о нем, сказали: это в духе характера, в стиле эпохи, это более чем достоверно, это убедительно. Такою творческой фантазией, связующей детали в целое, обладали великие археологи прошлого, разгадывавшие письмена глубокой древности. Такой творческой фантазией должны обладать и художники, берясь за воссоздание прошлого" (Шагинян М. Предки Ленина // Новый мир. 1937. №11).

"Воображения" в работе Шагинян было так много, что ее роман "Билет по истории", к которому очерк в журнале служил прелюдией, просто забанили. Самой Шагинян ничего не сделали.
Но у нас ведь как логика работает: раз запретили - значит что-то скрывают! В 1955 году уважаемая и заслуженная писательница потребовала реабилитировать ее роман как жертву литературных репрессий тирана Сталина (от которого она имела и премии и депутатское место в Моссовете). В 1956 году роман реабилитировали и он стал непререкаемым. Все оттуда списывали и на Шагинян ссылались. Тех, кто читал критически - затыкали, считая логику Шагинян железной и научный. Вот вам цепочка ее рассуждений:

1. Известно, что бабку Ленина по отцу звали Анной Алексеевной и ее девичья фамилия - Смирнова.

2. Шагинян рылась в рукописях, присланных в конце 1920-х в институт Ленина главой Астраханского окружного архивного бюро Петром Усачевым, имеющих отношение к семье Николая Васильевича Ульянова, и нашла следующий документ: "Указом Астраханское Губернское Правление от 10-го минувшего марта под № 3891-м о причислении в здешнее мещанство отсужденную от рабства дворовую девку Александру Ульянову приказали означенную девку Ульянову отдать ее тебе, старосте Смирнову, при приказе, которая при сем и посылается, и велеть написать о ней в двойном числе ревизскую сказку, представить в сей Магистрат при рапорте. Майя 14 дня 1825 года".

3. Писательница, не зная реалий и значения выражений прошлого столетия, делает вывод, что тесть Николая Ваисильева мещанин Смирнов выкупил из рабства его родственницу. Что эта Ульянова могла быть тупо однофомилицей, писательница не допускает.

4. Калмыки, в голодные и трудные годы, продавали маленьких девочек в рабство, чтоб с голоду не умерли. Эта девочка - калмычка! А Смирнов ее крестил и дал свою фамилию. Значит и Николай Васильев калмык. Вуаля! Ну а для подкрепления своей аргументации, Шагинян использовала цитату из книги старшей сестры Ленина, Анны Ильиничны, "В.И. Ульянов (Н.Ленин). Краткий очерк жизни и деятельности". Анна Ильинична просто предположила откуда взялись восточные черты у отца: "по национальности Илья Николаевич был русским, но некоторая примесь монгольской крови несомненно имелась, на что указывали несколько выдающиеся скулы, разрез глаз и черты лица".

В 1958 году вышла расширенная версия романа, где Шагинян для верности вставила фразу: "есть документ о том, что отец Анны Алексеевны был крещеный калмык". Документ этот отсутствует в природе.

Когда исследователи откопали в астраханских архивах метрики и прочие сведения о семье Ульяновых, выяснилось, что к 1825 году Николай и Анна были уже глубоко женаты, в 1812 году они потеряли своего первенца. Отца Анны звали Алексей Лукьянович Смирнов и был он мещанским старостой. Крестной матерью Василия и Ильи Николаевичей была родная сестра матери Татьяна.

Имя, православие и профессия Алексея Лукьяныча последователей Шагинян не смутило - его объявили крещеным калмыком. Нда.

Калмыков крестить действительно пробовали. Выходило примерно как с викингами в 8-11 веках. Давали подарки - принимали обряд и сваливали. Некоторые по пять-шесть раз фокус проделывали. Пробовали силой - получали набеги на села и станицы, поджоги крепостей и вырезание солдат.
Последний неудачный опыт крещения калмыков был в 1744 году. Головняка получили столько, что на вопрос забили огромный государственный болт. Крещение калмыков, с тех пор, носило сильно единичный характер. На 1841 год в Астраханском округе проживал всего 41 крещеный калмык. Все были известны пофамильно и с родословной. Смирновых и Ульяновых там нет - Бюлер Ф.А. Кочующие и оседло живущие в Астраханской Губернии инородцы // Отечественные записки, М., 1846. Бдыщ.

А может сам Николай Васильев какой-нибудь "нерусский"? Неа, русский. Даже справка имеется, называется "Списки мужского населения Астрахани для рекрутского набора 1837 года". Там указано: "Николай Васильев Ульянин, у него дети Василий 14 лет, Илья — 2 лет. Коренного российского происхождения" (Шнайдштейн Е. Начало родословной // Волга. 1966. №8. С. 134-135).

Мож из предков кто?
Предки:
Прадед Ленина — Василий Никитич Ульянин(1733-1770);
Прапрадед - Никита Григорьевич Ульянин(1711— 1779).
Оба - крепостные крестьяне села Андросовки Сергачской округи Нижегородской губернии, православного вероисповедания, русские.

Смешной исследователь М.Г. Штейн предположил, что раз в Нижегородчине проживает много мордвы, то предки Ленина - мордвины, которые и передали ему монголоидные черты лица. Что тут сказать... Да нечего - прожил этот Штейн в России, а живого мордвина ни разу не видел.

Самого дальнего по отцу предка Ленина раскопал сильно упоротый, и оттого уважаемый, В.А. Могильников - это был некий крестьянин Андрей Ульянин, живший в середине XVII века и самопродавшийся со двором помещику Панову ("Предки В.И.Ульянова-Ленина". Пермь, 1995)

Подводя итог, скажем: а без понятия, откуда у Ильича проглядывают восточные черты. Родственники-татары у волжан далеко не редкость. Но документальных подтверждений нет. Единственное, что точно - Ленин не калмык.

Это не я такой умный, просто читал книжки и лазил по ссылкам. Умные - три могучие тетки: О.А. Абрамова, Г. Бородулина и Т. Колоскова, убившие несколько лет жизни на обобщающий источники труд "Между правдой и истиной", М., 1998.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Выехали на Рузское одним днём в прошлую субботу. Лёд темный и страшный. Но прочный, полноценный. Все 15 см. Ветрено было. Саня накормил лунки и по ним бродил взад-перед, но не клевало, а руки отсыхали от ветра и обмерзания.  Я поставил палатку, сразу в ней утопил ...
Здравствуй, холодная ласка стекла Отражение, мой верный путь в кошмар. Истерика с зеркала утром  стекла В озноб, в кисти рук, в ощущения, в жар. Странная, необьяснимая связь Между мною и мной есть щемящий зазор. Морщины у глаз, их жестокая вязь Просто глаза, капилляров узор. ...
Братья и сестры! Ваш покорный слуга отправляется сегодня в Большое Путешествие по нашей необъятной Родине. Маршрут впечатляющий: Калинининград-Москва-Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре-Якутск-Хабаровск-Москва. Писать то этот маршрут рука ...
Тема Стросс-Кана во второй раз становится просто центральной . Теперь маятник качнулся в обратную сторону - старичка отмазывают методами и с усердием, которые были продемонстрированы в том, чтобы его замазать. Теперь выясняется, что горничная ...
Этот пост целиком и полностью посвящен нашим экспедиционным автомобилям - ŠKODA Yeti. Они это заслужили. Почти 6000 километров, которые мы проехали по территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции, наши Йети не доставили нам никаких проблем. Скорее, мы сами их создавали. Например, зас ...