Отдых в Абхазии в июле 2011 года.

топ 100 блогов Сообщество "Абхазия - за и против"05.08.2011

Нам довелось отдыхать этим летом в Абхазии. Впечатлений собралось множество…

Приехали в Адлер на поезде. С вокзала г. Адлера добирались до Казачьего рынка у границы с Абхазией на автобусе.

Вышли, оглядываемся по сторонам, ищем дорогу к границе.

Тяжелый чемодан выдавал в нас путешественников. Навстречу нам попались две женщины с абхазской наружностью, спрашивают, не помочь ли нам. Спрашиваем дорогу к границе, показывают, и тут же задают вопрос, не нужно ли жилье в Абхазии. Отвечаем отрицательно, начинаем движение в указанном женщинами направлении -  и тут же слышим в свой адрес от наших подсказчиц злобные проклятия. Неприятно.

Пересекаем пограничный контроль, идем к стоянке маршруток и автобусов. Наперерез к нам кидается таксист-зазывала с предложениями проехать, качаем головами, отклоняем предложение, и тут же вслед летит «Эй ты», на моё возражение, с чего это вдруг «на ты» таксист разражается оскорбительной тирадой. Снова неприятно. У другого таксиста манера иная: он приветственно протягивает мне руку и предлагает свои услуги. Отказываемся, преследования нет, уже хорошо.

Сели в маршрутку до Пицунды. 100 рублей с каждого. Вещи под скамейку через заднюю дверцу пришлось разместить. Ладно, можно и так ехать.

В маршрутку водитель набирает народу  столько, что народ сидит на каких-то невероятных табуреточках, друг у друга на коленях (ну, понятно, кто вместе едет), поехали быстро. Пейзажи за окном красивые сменяют друг друга, справа бирюзовое море, слева горы.

Приехали. Пицунда. В Пицунде размеренная жизнь – понятно дело, курортное место. Чистая прозрачная вода. Реликтовые высоченные сосны, воздух пьянящий. Пансионаты советского периода – все есть, аккуратно, без претензии, без евроремонта. Жить можно. Трехразовое питание «шведский стол» - есть можно столько, сколько хочешь – салаты 4-5 видов, 3-4 вариантов второго, два супа, на завтрак блины, каши , творог… Все вкусно, но даже это великолепие приедается через несколько дней, т.к. ассортимент блюд один и тот же.

Горничная на этаже появляется редко, предлагает всем купить чачу, вино. Отказываемся, здоровый образ жизни как-никак. Предлагает мандариновый сок, берем. Сок густой, где-то даже слишком, зато натуральный. На рынке продают хуже, разбавленный, выдают за натуральный.

В качестве культурной программы (помимо посещения концерта абхазской эстрады – о нем позже) взяли в прокате велосипеды, поехали смотреть округу. Недалеко обнаружили  заброшенные советские санатории. Разруха полнейшая, а ведь на этих санаториях можно делать деньги, природа-то великолепная, рай для туристов-отдыхающих. Но судя по всему, абхазам гораздо комфортнее паразитировать на России, чем стремиться заработать самим.

Сходили на концерт «звезд Абхазии», как было заявлено в концертной афише. «Звезды» были представлены стареющим обрюзгшим исполнителем, всяческим, как было объявлено, лауреатом и профессором. Профессор-певец бессовестно выпрашивал заранее перед каждой песней аплодисменты и вел себя так, как будто пришел петь в ресторан, а не на сцену концертного зала. Отпускал примитивные, набившие давно оскомину репризы в стиле «а сейчас для милых дам»…

Голос, правда, у профессора остался сильным и глубоким, но вот внешний вид подкачал сильно. Кроме него, в концерте участвовал еще один исполнитель, выпускник Гнесинки, с хорошим голосом, моложе, однако складывалось впечатление, что он отрабатывает надоевший номер.

Кроме двух певцов, в концерте принимал участие танцевальный коллектив, исполняющий народные абхазские танцы. Несмотря на то, что в афише коллектив был заявлен как обладатель различных премий, на сцену вышли плохо подготовленный молодой состав данного коллектива, включая ребенка лет 12-14. Движения танцующих не отличались четкостью и синхронностью, чувствовалось, что коллективу нужно еще репетировать, чтобы претендовать на уровень «звезд». Несмотря на то, что молодые исполнители старались, подмена была очевидна. Жаль, хотелось увидеть настоящих профессионалов-исполнителей народных танцев.

Следующим пунктом нашей «культурной» программы стали полеты на мотодельтоплане. Шикарные ощущения, потрясающие виды с высоты птичьего полета на море и горы, полет через облака и выше облаков. Мастерство пилота, выпускника тогда еще Ленинградской Академии гражданской авиации 1983 года было прекрасным. При этом омрачил радость полета тот факт, что при поминутной оплате вместо оговоренных 20-ти минут полета летчик устроил катание на  27 минут, естественно, потребовав потом оплату за налетанное время. Приборы с часами расположены перед пилотом, и пассажиру, сидящему позади пилота, крайне неудобно смотреть на эти приборы, чтобы контролировать время полета.

Из Пицунды отправились в столицу Абхазии г. Сухум (так теперь именуется привычный с советского времени Сухуми – с грузинского на абхазский манер). Первое, что поразило при въезде в город – контраст зияющих выбитых окон и стеклопакеты с тонированные стеклами, соседствующие рядом на фасаде одного дома. Присмотрелись – такие дыры вместо окон повсеместно. Выглядят ужасающе. В Сухуме оказались очень назойливыми «агенты по аренде» - зазывалы на съем жилья – назойливее были только в Гаграх, позже.

Ищем вариант подешевле, ненадолго. Ненадолго – проблема, не хотят связываться, белье менять через сутки. Хотя выход простой – увеличить стоимость с учетом усилий на стирку. Нет, хозяевам оказывается проще хамовато отказать туристам, чем додуматься брать дополнительные небольшие деньги за сервис. Все-таки нам повезло: увидели объявление на остановке, миниотель у моря, собрались туда. Стоим с картой, думаем, как добраться. Тут останавливается машина, из нее выглядывает семейная пара и задаёт вопрос: а как тут жилье можно найти, и вообще где мы? Хороший вопрос!

Мы с картой и с информацией о миниотеле, они – с машиной, в итоге загрузились к ним в машину, всем вместе приехали на окраину Сухума, сняли в миниотеле по комнате. В квартире превращенной в миниотель, отличный ремонт сделан, балконы в каждой комнате, ванная общая, в прихожей холодильник и микроволновка, а вот кухни нет (вернее, она в квартире есть, но как раз в ней живет владелец). Он предупредил нас, что холодная вода подается только до 23-х часов (а горячая – от электрического водонагревателя, на 100 л.) Что ж, неплохо, мы ложимся не поздно и так. Впоследствии выяснилось, что, поскольку квартира-миниотель заселен полностью, что в вечернее время прорваться в эту ванную проблематично, а дальше отключают воду…

Море – рядом, чистое, хоть и не такое, как в Пицунде, но достаточно чистое, пляж песчаный, но при входе в воду уже галька. Рядом резиденция президента Абхазии.

Отправились в центр Сухума. По Сухуму можно передвигаться общественным транспортом, но ходит он редко. 3 рубля (!) за билет на троллейбусе. Маршрутки дороже – 10 руб.

По городу попадается много заброшенных зданий – и многоэтажных домов, и особняков, и хибарок.

Вышли на набережную Сухума, решили получить удовольствие от прогулки. Прогуливаемся.

Искупались. Пока плавки сохли на мне, пошел вдоль моря в «пляжном виде» - в плавка. И  тут меня окликает какой-то пацан лет 10-12, говорит на абхазском в агрессивной манере, потом переходит на русский, и, ссылаясь на местные обычаи, требует одеться. Выглядит это как приставание из серии «дай закурить!». За ним появляется еще один, постарше. Идем, не обращаем внимания, младший пацан продолжает «цепляться».

Потом застревает у лотка с сувенирами, а мы сворачиваем снова купаться. Позже, когда мы проходили дальше, и на мне были уже шорты и футболка, пацан этот подскочил и с самоуверенным видом заявил мне, что «правильно сделал, что оделся, я же говорил!!!».

На следующий день снова были неоднократные выкрики других компаний малолетней шпаны с попытками задеть и оскорбить: «очкарик» (это ко взрослому-то человеку обращение, не детские «задиралки» друг друга!), «узбек» (вообще-то я башкир, и на узбека совсем не похож, но это их мало, судя по всему волновало…) Мы не реагировали, но осадок остался.

Вечером решили сходить на концерт народов Кавказа – теперь уже в Сухуме (нам-то как раз были интересны их национальные традиции, манера исполнения песен, танцы, костюмы, эстрада Кавказа). Концерт начался с почти часовым опозданием. Народ держали у входа в концертный зал.

Когда запустили внутрь, мы увидели, что будет снимать телевидение. Как часто бывает, выступления молодых исполнителей были более искренними, а голоса более чистыми и сильными, чем у местных кавказских «звёзд», пробившихся и существующих, видимо, за счет спонсоров и пресытившихся выступлениями.

После концерта хотели приехать в мини-отель на троллейбусе, но ни один троллейбус по пути домой нас так и не обогнал, шли пешком. Стемнело. Безлюдная дорога. Где-то недалеко от резиденции президента Абхазии мы услышали выкрики на абхазском, помня о правилах безопасности, мы шли дальше, выкрики продолжались, прозвучал дурацкий (с учетом преследования и явной неуместности) вопрос «сколько времени?» мы аккуратно посмотрели, за нами шла группа подростков, наших преследователей было человек 5, возраст – в районе 12-14 лет. Мы остановились, я развернулся и обратился с вопросом к их «вожаку» - «Что нужно?». Было понятно, что нужно им было не время уточнить, а подкинуть повод для конфликта. Пацан заявил «вы наших людей убиваете!» (Вот так, очень «гостеприимное» заявление!) Пришлось вступить в диалог, объяснить, кто чем на самом деле занимается, и нарушить им их сценарий задирания «иностранцев». В итоге группа отстала.

После такого проявления «гостеприимства» стало понятно, что то, что кричат туристам дети, их родители обсуждают между собой на кухнях.

Встретились нам на остановке абхазские пенсионеры, которые посетовали на то, что, хотя у них оформлены и абхазские, и российские паспорта, и получают они российские пенсии (в среднем 3500-4000 рублей), но что это очень маленькие пенсии, в добавок к своей абхазской пенсии в 500 руб. (Ну а мы подумали, что же говорить тогда о наших пенсионерах? – абхазам кажется, что российские пенсии намного больше!)

(Интересный вопрос, как Абхазия умудряется жить без своей валюты и платить пенсионерам пенсии в валюте соседнего государства – России  (!), охраняется Российскими пограничниками,  и при этом говорит о своей независимости…

Из Сухума мы отправились в Гагру (которая раньше называлась Гагры – на грузинский манер). В Гагру мы прибыли – так уж получилось – под проливным дождем в пол-одиннадцатого вечера. Было темно. Мы расположились на остановке и стали выходить на «разведку»   на поиски скромного пристанища. Как и в Сухуме, нас не хотели размещать на небольшой промежуток времени. Хозяева претендовали на неделю и более срока размещения, и, понимая, что под проливным дождем нам, промокшим насквозь, искать жилье затруднительно, поднимали цены рублей на 50-100 с человека, (там, где жилье стоило реально 200-250 руб., оно предлагалось за 300 руб. с человека), но главной проблемой оставался срок – ведь мы не хотели по причине дождя вселяться куда попало сразу на неделю, а идти далеко было невозможно. В конце концов нам повезло, и нас вселили на пару дней туда, где как раз через два дня уже ожидались постояльцы.

При этом пока мы шли по главной улице Гагры, к нам постоянно подъезжали такси с таксистами-агентами, по совместительству предлагающими апартаменты. Были крайне навязчивы и предлагали жилье по верхней планке цены из возможного. Как мы потом узнали, подобные агенты получают от хозяев вознаграждение в размере суточной стоимости размещения. Через 2 дня мы сами нашли и заселились в комнату за 500 руб. за двоих, с хорошо обустроенными удобствами во дворе, рядом с морем. Нас устроило.

Море было достаточно чистым – чище только в Пицунде – но более волнующимся.

Удалось покататься на волнах.

            Еще получили удовольствие от катания на парашюте за катером – катание долгое, с высоким подъемом, пролетом над морем и вдоль береговой линии, с опускание в воду и повторным подъемом.

            Еще запомнилось катание на скутере (мотороллере) – поднялись на смотровую площадку над Гагрой и даже значительно выше, причем в отличие от экскурсантов нас никто не ограничивал во времени – катались больше 4-х часов.

В Гагре было наиболее теплое отношение к отдыхающим – еще бы – Россия рядом, и большая часть отдыхающих останавливается именно тут.

Ухудшение отношения ощущалось по мере продвижения вглубь Абхазии, так же по мере продвижения вглубь менялся менталитет населения – походящий все более на менталитет народа, живущего в горах.

В Сухуме, наверное, начинается «настоящая Абхазия» – та, что не для туристов, не размытая многочисленными приезжими – с женщинами, одетыми во все черное во время траура, с преобладанием абхазской речи на улицах, с ценами «не для богатых туристов»..

 Наверное, у Вас возникает вопрос, а где же фотографии этих славных мест? А фотографии у нас украли – естественно, вместе с видеокамерой и фотоаппаратом. Финальный штрих, к сожалению, получился такой… 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Офис донецкой «Свободы» расположен в старой части города по адресу Кобозева, 3, у самого метзавода. Партия арендует помещение в здании бывшей тюремной администрации, а прямо напротив входа высится высокая, опутанная колючкой ограда ИВС. Место ...
Два близких друга, пианист Сэм и писатель Таскер, отправляются в путешествие на стареньком фургоне-кемпере. Сэму неожиданно предложили выступить с концертом недалеко от родных мест, и друзья решили заодно повидать знаковые для них места, старых знакомых и родственников Сэма. Но один из ...
Варлам Шаламов В начале 1972 года произошло любопытное и довольно знаковое событие в советской литературной и общественной жизни. Писатель Варлам Шаламов опубликовал в "Литературной газете" очень резкое письмо, направленное против публикации его "Колымских рассказов" в эмигрантской ...
Но вот это вот действительно охуенно - http://the-mockturtle.livejournal.com/491703.htmlНу и чтоб два ...
Можете смеяться и показывать пальцем, но данный вопрос мучает меня не меньше последних 10-ти лет. Данный дивайс имеется в каждой гостинице в душевой кабине или над ванной. Вблизи устройство выглядит как 3 кнопки , из средней идет нитка. ...