Осторожно, злая собака! Потому что безграмотная.
Сообщество «Общественное движение "Совесть"» — 10.11.2013
«Злая собака» – это не о герое нашумевшего ролика. Конечно, его антисемитизм «зоологический». Но даже такого человека мне не хотелось бы оскорблять. А вот пищу для размышлений его горячечная речь дает немалую.
Первое, самоочевидное и напрашивающееся – ответ защитникам национализма вообще и Русского марша в частности. Вот истинное лицо того и другого. Звериный антисемитизм. И ничего другого. Ни любви к России, ни любви к русским – никакой любви вообще. Одна ненависть. Да еще и к объекту, которого нет: евреев в России практически не осталось.
Второе – ответ Альбац. Здесь нет места ни для диалога, ни для просветительской работы высоколобых. Этот контингент высоколобые могут просвещать только через несколько слоев посредников. Учителями их учителей могут быть люди интеллектуального уровня Крылова или Дугина. А вот их-то (конечно, если у них нет политических амбиций, иначе они необучаемы) должны просвещать высоколобые.
Третье – в чем причина такой ненависти? Понятно, что она застарелая и по-видимому впитанная с молоком матери от донских и запорожских предков. Понятно, и что человек не вполне здоровый: с признаками паранойальной (зацикливание на своем «пунктике», своей идее фикс) и психопатической (повышенная агрессивность) акцентуаций и с явно пониженной рефлексивностью (способностью к самонаблюдению и самоанализу). Всё это понятно. Но что питает его ненависть? Ведь не «Абрамовский» же таскает у него письма из почтового ящика и плюет в его борщ.
Питает же эту ненависть дремучая безграмотность – незнание самых элементарных вещей. Что никакой славянской расы нет. Что родство наше с немцами и норвежцами отнюдь не близкое. Что земли не закреплены за народами, а даются им для жизни: народы приходят на земли и уходят с земель. И так далее, и так далее.
Здесь, конечно, самое было бы время запустить камень в деградировавшую систему образования. Но не получится. Дедушка – хотя какой он мне дедушка, ровесник, на несколько лет моложе или старше – учился в советской школе. Понятно, что отличником не был. Но убежденностью в европейскости русской культуры пропитался до мозжечка. А ненавистью к нацизму не пропитался. Все как у аплодирующих ему слушателей помоложе. В общем – приемственность поколений и сохранение традиций школьного образования. Новый единый учебник историю традиции эти только укрепит – подготовленная «Концепция» сомнений в этом не оставляет.
Четвертое. Если мы хотим ТАКОЙ свободы слова, если мы не понимаем различий между такой, приятной для националистического уха ненавистью к другому и неприятной тому же уху стомахинской ненавистью к себе, если мы ратуем за отмену 282-й статьи, если мы считаем, что требования к прокуратуре возбуждать в таких случаях уголовные дела «стукачеством», то мы немногим умнее героя этого ролика.
Здесь налицо и 282-я – «возбуждения ненависти по признаку национальности», и 213-я (хулиганство) – «явное неуважение по мотивам ненависти» (сравните эту ненависть с тем, что «эксперты Трулльского собора» сочли ненавистью в акции пуссириот в ХХС). И если прокуратура этого не замечает, то долг нормального человека ей об этом напоминать.
Злая собака ненависти с комфортом расположилась в наших душах. Но уж если так случилось, то она нуждается в цепи. И тому, кто сам не может посадить свою ненависть на цепь, нужно помогать. С собаками иначе нельзя...
И наконец, пятое, и самое интересное. Герой моих размышлений не Лихачев и не Сахаров. Не Солженцын и не Распутин – несмотря на некоторое сходство в мирочувствовании. Но даже такой человек хочет «правдославия». Это не ошибка, не оговорка. Это он сам так переделал. Хочет жизни по правде. Жизни, в которой правда будет главным. И здесь он вполне сходится с таким ненависным ему Явлинским, «Не врать и не воровать».
Почему это интересно? Потому что показывает, что идея жить по правде пронизывает все слои нашего общества – от самых интеллектуальных до самых безграмотных.
Нам бы только понять, что это такое – жить по правде. И тогда мы сможем увидеть, как такую жизнь можно организовать.