Опять по национальному вопросу. Ну сколько ж можно...

топ 100 блогов p_balaev06.02.2017 Оригинал взят у Опять по национальному вопросу. Ну сколько ж можно... zucktm в Опять по национальному вопросу. Ну сколько ж можно...
В продолжение предыдущего поста.

Современные русские патриоты и националисты (я не имею в виду «националистов» вроде Юдика Шермана, это клоуны, а не националисты) ставят в вину Ленину и Сталину проводимую ими национальную политику (см., например, комментарии к моей предыдущей записи). Основная претензия – перекос в сторону развития малых наций в ущерб великорусской, в том числе так называемая украинизация 20-х годов.

Для получения ответа на вопрос о правоте/неправоте большевиков в национальном вопросе необходимо рассмотреть вопрос в тогдашнем историческом контексте.

Прежде всего. Утверждение о том, что большевики придумали Украину и украинцев, является бредом. Центральная рада объявила об автономии Украины еще при Временном правительстве. УНР была провозглашена уже через 2 недели после Октябрьской революции. Империя разваливалась на куски еще до 25 октября, это понятно? И возможности удержать отваливающиеся национальные окраины силой не было ни у кого, в том числе у большевиков.

Далее. Окраинный национализм тех времен являлся реакцией на неравноправие малых народов по сравнению с великорусскому. Русский язык был единственным государственным языком в многонациональной империи. Верхние слои общества все говорили на русском языке. Существование украинского народа просто не признавалось. «Ж… есть, а слова нет» - при таком подходе к национальному вопросу ж… таки придет обязательно.

По причине неравенства сил русского шовинизма и окраинного национализма последний большевики считали менее опасным. Поэтому борьба с окраинным национализмом велась, но крайне аккуратно. Подробнее – смотрите Сталинский доклад о национальных моментах в партийном и государственном строительстве на XII съезде РКП(б).

Я все еще не дал ответа на главный вопрос – зачем большевики старались всячески развить национальные движения, вместо насильственной русификации?

В рамках капиталистических отношений действия большевиков действительно были бы нелогичны. При капитализме у правящего класса есть два варианта разрешения национальных споров. Либо насильственный - "не пущать" и все тут (вариант РИ до ПМВ). Либо распил страны по национальным границам с разделом ништяков (вариант СССР в 1991 году). Большевики пошли по третьему пути. По простой причине - они создавали государство диктатуры пролетариата разных наций, а не диктатуры капитала. Капиталу выгодна вражда между нациями – «разделяй и властвуй». Пролетариат всех стран выдвигает противоположный лозунг – объединение по классовому признаку в противовес размежеванию по национальному.

Но применительно к России после Октябрьской революции ситуация была намного сложнее. Национальный вопрос в крестьянской стране - дело тонкое, куда там Востоку. Крестьянин по своему экономическому положению есть представитель мелкой буржуазии, для которой национальный вопрос имеет значение (маркер "свой - чужой"). Плюс к тому – крестьянство расколото по имущественному признаку. Ведущие позиции в селе занимали кулаки – сельские капиталисты. А об интересе капитала в национальном вопросе я написал выше.

В сложившейся ситуации у большевиков был единственный выход – привлечь на свою сторону большинство крестьянства, т. е. сельского середняка. А как сделать своим попутчиком по-мужицки хитрого, недоверчивого, корыстного селюка? Экономические меры (передача селянам земли, ограничение кулака на селе) – это основа, но недостаточно прочная. Селянин должен видеть в представителях власти, вообще в городских таких же людей, как он сам. Говорящих на одном с ним языке.

Вот вам и причины украинизации. Украинский язык насаждали везде, где нужно и где не очень. Увольняли работников госучреждений, врачей, учителей, не знавших языка. Благодаря засевшим в руководстве Украины националистам допустили ряд перегибов. Затем, уже в 30-е, разобрались с националистами, ситуацию выправили.

А вообще идея воспитания человека на родном языке очень проста. Ребенку несравненно легче дастся учеба, если в школе с начальных классов преподавание будет вестись на том языке, на каком говорят в родном селе. А дальше в школе он и русский язык выучит, и образование получит, и в ВУЗ будет поступать, уже зная и родной язык, и русский. Тем больше национальных кадров вырастет – а работать они будут на пользу всему Союзу.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Безумно не люблю Фаину Раневскую со всеми этими ее "афоризмами". По-моему, это воплощенный тип хамоватой базарно-одесской еврейки, пробравшейся на сцену и начавшей со сцены учить глупых русских жизни. "Обедать в одиночестве так же неприлично, как ...
«Узок их круг, страшно далеки они от народа!» — нас уверяли, что Ленин сказал это о декабристах. Но, возможно, имел он в виду совсем другое: людей, любящих поесть. И наслаждающихся едой. Мало их было и тогда, а уж сегодня… ...
- Его зовут Егор Ключников он из Чувашии.Работал в  Московском театральном агентстве Лекур заведующим постановочной части.10 дней назад  вышел из дома в магазин и пропал...Егор очень ответственный парень, на гастроли в Сочи выехали без него.Вся ...
Последствия протечек воды многим знакомы не понаслышке – из-за лопнувшего шланга или испорченного смесителя приходится тратить немалые деньги на устранение последствий подобных ...
Сегодня мы приготовим блюдо из утиной печени. Утиная печень немного отличается от куриной по цвету (она коричневее) и вкусу ( вкус утиной печени богаче). Имхо, утиная печень вкуснее куриной. Я буду подавать утиную печень с жареными яблоками и луком в карамельном соусе. А еще мы ...