Операция Pussy Riot
donnerwort — 01.08.2012По поводу всего, что происходит с Pussy Riot и вокруг них надо понимать одну очень важную вещь. Церковь здесь не субъект действия, а объект. Причем главный. То есть мы имеем дело с решением крайне важной для путинского режима задачи – подавлением церкви, как внеположной путинскому режиму институции, по полному подчинению церкви и контролю над нею. Причем мы все (из самых правильных и лучших побуждений) оказываемся соучастниками, действующими лицами вписанными в структуру и бизнес план этой операции.
При всех проблемах (многочисленных и реальных) православной церкви, при всей ее глубокой связи с государством, чиновниками и спецслужбистскими структурами, церковь тем не менее оставалась куда более живым, куда более разнообразным, а главное развивающимся по своим алгоритмам организмом. Из всех институций путинской России Церковь оставалась единственной пусть искареженной, но живой.
В нормальной ситуации степень контроля, степень упровляемости и лояльности Церкви была вполне достаточной. Однако после Болотной ситуация изменилась. Возможность самостоятельных действий Церкви, возможность ее самостоятельной позиции, да просто сам факт ее живой сущности – становился угрозой режиму. Ликвидировать эту угрозу прямым давлением нельзя, зато можно классической технологией: создать угрозу, стать единственным и готовым на все защитником и одновременно повязать общим преступлением.
Акция Pussy Riot была идеальной для этой операции. С одной стороны крайняя степень раздражительного потенциала для церкви и верующих, с другой очевидная незначительность самого происшествия дают идеальный фон для того чтобы стравить церковь и общество, церковь и противников режима. А если добавить к этому атмосферу всеобщей ажитации, то даже и пиар накачки большой не надо чтобы раздуть эту историю в драматическое противостояние, где ни церковь ни «общество» просто не могут занять адекватной позиции. В итоге Церковь и как высшее руководство и даже как сложный организм, оказываются в ситуации отторжения и обороны с одной стороны, и навязчивой и масштабной опеки и помощи режима.
Важная деталь истории с панк-молебном «Путина прогни», тоже работает на решение задачи. То есть с одной стороны государство-режим вписался за церковь, а с другой церковь то ли себя защищает, то ли за тот же режим вписалось. Все это как бы уже и одно целое: за путина и за веру. Ну и наконец все это правильно и очень важно повязать кровью. Впрочем, времена не людоедские и режим не людоедский, а потому не кровью, а общим преступлением – судилищем над несчастными девочками. Потому и держат их в тюрьме, потому и судят, потому и срок дадут, чтобы был факт преступления, чтобы повязать этим преступлением церковь.