Онтологическое
gavagay — 30.05.2012 Ну ладно.Ошибка вульгарного материализма была в том, что картина мира в его рамках представлялась изначально лишенной наблюдающего разума. Наблюдающий разум добавлялся лишь в самом конце - как некий незначительный в общем контексте элемент, которым можно было бы вовсе пренебречь.
От этой картины мира отказались. Сейчас считается, что наше восприятие оказывает ключевое воздействие на нашу реальность. Отсюда - дуализм ноумена и феномена, отсюда - репрезентативный реализм и весь пучок представлений связанных с ним, например, представление о том, что человек не может познать абсолютную истину и не может быть абсолютно уверен в своих знаниях, но может лишь делать вероятностные прикидки.
Однако - здесь та же ошибка. Наш реальный взгляд на мир, "искаженный" призмой нашего восприятия, сопоставляется с гипотетическим "неискаженным" взглядом на мир. Вульгарный материализм считает такой взгляд на мир актуально существующим; более утонченный субъективизм по-прежнему полагает, что есть позиция, из которой на мир можно бросить такой взгляд - просто человек не может ее занять. Даже современный атеизм, таким образом, часто остается в каком-то смысле теизмом - позиция бога по-прежнему остается вакантной, но все еще существует в качестве позиции.
Я же утверждаю, что самой этой позиции нет, соответственно, надуманный дуализм субъективизма бессмысленен. Не существует "объективной" точки обзора, по отношению к которой человеческий взгляд можно считать "субъективным"; не существует "неискаженного" восприятия реальности по отношению к которому человеческое можно считать "искаженным"; не существует "абсолютной" истины по отношению к которой ту, что доступна человеку, можно считать "относительной". Все эти ложные противопоставления есть продукт противоречия между эпистемологией, которая уже стала "светской" и онтологией, по-прежнему остающейся "религиозной".
|
</> |