Охота к перемене мест

топ 100 блогов karial25.01.2012 Огромное число новых читателей, некоторые из которых прилежно прочитали журнал на несколько лет назад, и каникулы между работами побудили меня возобновить традицию карьерных постов. Тем более, что многие задавали мне вопросы, связанные с переходом, в частности, о том, как сохранить хорошие отношения с коллегами и руководством, и что делать, чтобы не исключить для себя возможности вернуться. Заодно напомню, что с удовольствием принимаю вопросы и новые темы вот тут , а полное оглавление всех постов на карьерные темы висит верхним постом журнала. .

Особое обращение к грамма- наци: я сейчас без лаптопа, пишу с ай-пэда, на нем труднее редактировать текст. Так что если вам до зубовного скрежета больно читать текст с ошибками, просто приходите через месяц, когда у меня появятся и лаптоп, и время эти ошибки исправить. Или скрежищите молча.

По традиции карьрных постов начну с эпиграфа.

* * *

Китаец собирается эмигрировать в Канаду, босс вызывает его на серьезный разговор.
- Почему ты хочешь уехать? Тебе не нравится твоя работа?
- Нет-нет, очень нравится.
- А компания в целом?
- Чудесная!
- Может быть, руководство страны вызывает сомнения?
- Что вы! Оно очень мудрое и справедливое.
- Так что же тогда? Система образования? Медицина?
- У нас лучшие системы социальной защиты в мире!
- Тогда почему же ты узжаешь?
- Чтобы жить в стране, где я смогу ругать работу, компанию, правительство и систему образования.
(анекдот, рассказанный китайцем, не назвавшим своего имени, на вопрос американского журналиста радио NPR, для чего он учит английский)


У кого не возникало желания хлопнуть дверью после очередного обсуждения годовых результатов с нелюбимым боссом? Кто не представлял себе хотя бы раз в жизни злорадное заявление об уходе, полную растерянность руководства и битье головой о стену при одной лишь мысли о потере вас? Остановимся на этом, потому что не всякая естественная для человека эмоция требует проявления в профессиональной среде.



Как обычно, сделаю оговорку, что мои посты расчитаны на людей, серьезно относящихся к своей карьере и подразумевающих под ней ту или иную лестницу профессионального роста. В общем и целом, поддержание репутации и сохранение отношений с возможными работодателями актуальна и для тех, кто лишь оптимизирует оплату, перескакивая с контракта на контракт, и вообще в любой другой области, где рано или поздно репутация догоняет человека. Всякий, собиравший отзывы о принимаемом на работу или проверявший нового коллегу или потенциального босса по социальным сетям, все более заменяющим собой резюме, со мной согласится.

Когда вышел пресс-релиз о моем назначении ССО СЕVA Logistics, количество просмотров моего профайла на LinkedIn возросло почти до сотни в день, десятки незнакомых людей прилали сообщения и предлодили залинковаться многие упоминали видео моих выступлений и интервью в Интернете. Не сомневаюсь, что многие из них, проверив общих знакомых в Том же LinkedIn, навели обо мне справки. Встреча по одежке приобрела новое значение в мире социальных сетей - и это лишь начало. Возможно, ваш переход не сопровождается пресс- релизом, но я надеюсь, что эта история заставит задуматься о том, какой хвост репутации и присутствия в медиа тянется за каждым из нас.

Тем же, кто продолжает считать, что моментальное удовольствие высказать наболевшее хаму- начальнику важнее сохранения профессиональных отношений, я могу лишь сказать: не тратьте время. Эти заметки написаны не для вас. Равно как и моим любимым столкерам в блогосфере спешу напомнить, что они лишь описывают принятые меры поведения и потенциальные ловушки в корпоративном мире, придуманном не мной, несмотря на вашу ненависть. Мое дело дать людям карту устройства этого ландшафта и советы по выживанию. Ауж идти по ней аккуратно или бросаться с обрыва ради шума всплеска - ваш личный выбор.

Итак, вы решили поменять работу, и неважно, лежало ли в основе желание получить более высокую позицию, увеличить оплату, избавиться от неустраивающих вас моментов на прежнем месте, освоить нечто новое или оптимизировать условия. Хотя на мой личный взгляд хорошая смена работы максимально определяется факторами положительными - возможностью перескочить ступеньку по карьерной лестнице или позиционировать себя лучше для следующего шага - в реальности люди куда чаще меняют место по причинам негативным, т.е., "уходя от". Лишь очень небольшой процент людей сознательно планирует свой путь и умеет потерпеть неприятные условия с целью дождаться оптимального варианта. Наиболее частой причиной ухода являются несложившиеся - в вербализованной или затаенной форме - отношения с прямым начальником или ощущение недооцененности. То есть, большинство уходит не "в", а "из". А это еще больше усложняет усилия последних недель на старом месте по сохранению отношений. Вон ведь, близка уже заветная дверь, чувствуется весенний запах свободы, срок отсижен, хочу на волю - кого волнует, что там позади.

Я знаю как минимум, пятерых людей, ушедших из большой компании в стартап или небольшое предприятие, лишь для того, чтобы через несколько лет оказаться - о, черт! - купленным вместе с ним прежним нанимателем. Вот и выбирай - пакет опционов, созревающий через год непрерывной работы или необходимость снова иметь дело с прежними коллегами. Я знаю еще больше людей, чей переход оказался просто неудачным - слышали выражение "переобещали, но недодали"? К кому обращаются эти люди в поисках выхода, как не к своей сети контактов - и как много человек в этой сети действительно захотят совершить реальные действия, чтобы им помочь? И, наконец, никогда не забывайте о том, что слухом земля полнится. Помимо рекрутеров или нанимателей, интересующихся мнением о кандидате, есть еще новые заказчики и партнеры, которые вдруг оказываются старыми знакомыми из прошлой жизни или имеют общих знакомых, LinkedIn им в помощь. Так что хорошо спланированный и тщательно осуществленный этап перехода может оказаться важной инвестицией в будущее.

Чтобы остаться в хороших отношениях, надо прежде всего в них быть.
Эта истина, достойная пера капитана Очевидность, совсем не так часто осознаетсяется на практике, как кажется. К вам никогда не обращались с просьбой помочь в поиске работы или даже дать отзыв люди, немало крови испортившие в период совместной работы? Со мной такое случалось не раз. Например, коллега, регулярно игнорировавший просьбы, вдруг обращался пару лет спустя после ухода с вопросом насчет работы.

И если этот пример до абсурда ярок, куда больше ситуаций связано с тем, что люди ментально покидают свое настоящее место работы задолго до того, как покинуть его в реальности. Зачем начинать проект, если через пару месяцев я уйду, не получив за него премии? Зачем добиваться повышения подчиненному, если меня тут скоро не будет? К чему спорить о правильной системе компенсации нового отдела продаж, пусть я и эксперт в данном вопросе, но мне уже с вещами на выход - играйте, как хотите? К сожалению, ваши коллеги, руководитель, подчиненные еще не знают, что смотрят в удалающуюся спину. Они всего лишь видят человека, не желающего помочь, принебрегающего обязанностями, безинициативного, уклоняющегося от ответственности или не поощряющего хорошую работу. Не стоит оставлять такое впечталение о себе, тем более, что первые и последние впечталения о человеке оказываются, как правило, наиболее стойкими.

Чем выше по карьерной лестнице, тем больше времени проходит от первых интервью до увольнения с прежнего места работы В моем случае переход занял около полугода, и даже когда стороны договорились об основных моментах контракта, оставались дополнительные этапы, например, утверждение кандидатуры советом директоров. Одна мудрая женщина, к которой я обратилась за советом в начале этого пути, предупредила меня о сложности последнего этапа.

- Будет очень трудно вести дела так, как будто ты не собираешься уходить. Но это очень важно. То, что не сможешь закончить ты сама, довершат твои подчиненные или пришедший тебе на замену. Сконцентрируйся, но продолжай вести дела до последнего момента.

От себя я еще добавила бы, не забывайте, что это может быть последняя совместная работа, по которой вас запомнят. Так что не забывайте про повышения и премии, если они заслужены, не забывайте просто говорить спасибо, предлагайте идеи, участвуйте в обсуждениях проекта на всю катушку, не забывайте о просьбах босса, даже если вы не доведете дело до конца - вы оставите после себя хорошую славу.

Выберать высокий путь
Вспомните коллег, зашедших попрощаться. Вопрос "почему" всегда всплывает в разговоре, явно или неявно. Одни говорят о прекрасном шансе, о повышении по должности, о новой технологии, о возможности проявить себя в стартапе или, наоборот, попробовать руководить более крупным бизнесом. Они расказывают о том, куда уходят, и как это интересно, увлекательно, положительно для карьеры. Движущийся к своей цели, всегда вызывает уважение.

Другие говорят о недооцененности, низкой зарплате, уроде-боссе, злых коллегах, идиотах- подчиненных, СЕО, ведущим компанию в пропасть, или заговоре кадровиков, урезающих блага, о скучной работе и отсутствии карьерных перспектив. Возможно, в чем- то они правы, возможно, во многом. Вопрос не в этом, а в том, что чувствуют оставшиеся коллеги, а еще хуже, подчиненные? Грусть, что они стаются в таком ужасном месте? Желание компенсировать это чувство сомнением, а почему тот же человек не нашел места в другом отделе? Почему ему не хотят платить больше, если он такой чудесный специалист?

Было бы утрировано считать всех, ругающих свое бывшее место, неудачниками, но доля правды в этом есть. Человек талантливый, удачливый, желанный для работодателя ассоциируется у нас с движением к лучшему, а не с бегством. Подумайте об этом в контексте сохранения хороших отношений с коллегами. Вы хотите, чтобы они в будущем стремились поддердивать контакт с вами, как с восходящей звездой или сторонились как неудачника?

И еще один мелкий совет. Уходящие "счастливо", как правило, повышают свой заработок. Все это знают, многим будет интересно, насколько. Кто "принюхивается" сам, кого интересуют деньги в чужом кармане, кто хочет посплетничать ("и из-за каких-то xxxxx"). Нет ничего страшного в том, чтобы упомянуть повышение, но решив назвать сумму, помните, что ее будут обсвждать ваши самые нелюбимые недображелатели. Цифры имеют свойство передаваться быстро. Иногда это неизбежно - зарплаты ряда лиц в публично-торгуемых компаниях публикуются в отчетах. Но в большинстве случаев решать вам, хотите ли вы сделать эту цифру предметом публичного обсуждения: зависть имеет свойство превращать "нейтральных" коллег в мстительных врагов.

Другая причина выбрать высокий путь заключается в щекотливости ситуации контр- предложения. Она актуальна далеко не для всех - лишь для тех, кого действительно будут стараться удержать. И таких, особенно при нынешнем рынке труда не так много Тем не менее, для некоторых это весьма актуально, и к сожалению, усложняет процесс ухода и эмоционально, и по времени, и с точки зрения сохранения отношений. Заставить руководство проработать такое предложение, спланировать кадровые перестановки, получить экстренные разрешения - и не принять - это не лучший сопосб оставить о себе добрую память.

Можно долго обсуждать, стоит ли соглашаться остаться в обмен на лучшее предложение от текущего нанимателя. Наиболее распространенная точка зрения карьерной литературы состоит в том, что этого не стоит делать по причине утраты доверия. Дескать, поняв, что вы игрок ненадежный, смотрящий на сторону, ваш начальник пойдет на уступки, чтобы вас задержать, но не будет ни повышать, ни ставить на интересные проекты: сколько волка не корми, он в лес смотрит.

Я лично не согласна с этим подходом - и с точки зрения руководителя, и подчиненного. В современном мире уход в другую компанию не рассматривается как предательство семьи. Это обратная сторона медали: принадлежность к семье давно не гарантирует вечного найма или успешной карьеры. (Несомненно, исключения есть - но я исхожу из предположения, что стоить карьру вообще лучше в фирме с цивилизованными отношениями без патерналистических замашек ). Любому начальнику - страдающие комплексом неполноценности не в счет - выгодно иметь хороших специалистов с высокой мотивацией. Если кто- то готов платить за такого больше, а вы настолько не хотите его отпускать, что готовы поднять зарплату (да-да, пройти семь кругов корпоративного ада, получая разрешения, если не можете сделать это своей подписью) - вы оба в выигрыше. У вас работает хороший, котирующийся на рынке специалист, благодарный за выбитое повышение - иначе не остался бы. А он получил желаемое без необходимости переводить пенсионный план, разбираться с новой системой страховок и прочих радостей переезда. И как подчиненный - вы поняли, чего стоите. Не будут повышать, будут мстить - вы еще раз найдете новую работу, уже с лучших стартовых условий.

Моя персональная причина не обсуждать контр- предложения состоит в другом. Переходить на работу, которую вы и так получите в ближайшие пару лет - а именно так , как правило, определяется контр- предложение - нет смысла. Любой переход - это риск, так что уж если рисковать карьерным ростом, то с большим выигрышем и хорошим расчетом: повышение больше, чем вы сможете получить на старом месте в течение нескольких лет, принципиальное расширение перспектив, очень крупный финансовый скачок. Контр- предложение может быть шагом вверх на одну ступеньку. Если вы знаете, что и так его получите, рисковать переходом не стоит. Если знаете, что иначе не получите - не стоит оставаться, не будете же вы каждое продвижение таким способом пробивать. Переходить имеет смысл так, чтобы контр- предложение было нереальным. А значит, вряд ли стоит тратить время и деньги на переговоры.

Человек, проработавший 30 лет в крупной компании и удержавший многих, дал мне хороший совет. Когда я изложила ему, почему перехожу - новый уровень возможностей, размер организации и ответственности, дальнейшие перспективы развития и профессионального роста - он просто сказал:

- Вот об этом и говори. Если тебя что- то не устраивает, и ты захочешь это обсудить, то откроешь зацепку для переговоров, из которых будет трудно выбраться.

Мне кажется, это очень верно.

Третья причина не говорить о компании и ее людях плохо даже в беседе с доверенными лицами состоит в том, что рано или поздно, с высокой степенью вероятности, об этом узнает ваш начальник. Кто- нибудь да упомянет, что "вон и А. ушел, потому что нас тут не ценят". Вряд ли ваш руководитель будет благодарен вам за" подрыв морали", особенно , если это человек, который может прибавить " после всего, что я для него сделал" - заслуженно или нет.

Четвертая причина оставаться позитивным и не рассказывать плохое о прошлом нанимателе состоит, как ни странно, в отношениях с нанимателем будущим. Как мужчина, постоянно жалующийся на бывшую супругу, производит плохое впечатление на женщин, составляющих по этим жалобам портрет его отношения к партнершам и проецирующим такое поведение на себя в будущем, так и поносящий прежнюю компанию сотрудник отвращает нанимателей. Вдруг его и тут что-то не устроит - а что-то не устроит всегда, где люди, там несогласия и проблемы - начнет грязь из избы выносить.

Я думала, писать ли тут еще об одной причине: слишком часто я слышу про то, насколько моя рабочая реальность отличается от той, где живут комментаторы русских блогов. К счастью, число моих читателей, успешно делающих карьеру в публично торгуемых компаниях растет, и для многих со временем это может стать актуальным.

Неслучайно бывший СЕО IBM Луи Герстнер никогда не отвечал на вопросы прессы о действиях своего преемника. Он хотел дать новому СЕО полную свободу действий, без сравнения с предшественником, и не хотел никакого влияния, осознанного или нет, на цену акций. То, что становится публичным, влияет на мнение о компании среди ее инвесторов. Как я уже сказала, для многих это может оставаться альтернатвной реальностью, тем не менее, это тоже важный фактор. В конце концов, уходя, многие из нас остаются акционерами компании хотя бы на некоторое время, так что потери могут ударить и по собственному карману.

Не оставлять после себя руин
Если вы уходите к конкурентам, то в большинстве компаний вас попросят немедленно покинуть офис. К этому лучше подготовиться не только упаковкой фото любимой собачки и органзацией контактов, но и приведя дела в порядок. То, что ваше начальство и коллеги расстроятся от такого перехода, сомнений нет, но реальный вред отношениям на будущее зависит от культуры индустрии и компании. Судя по тому, что знаю немало людей, возвращавшихся в прежние компании на новом витке карьеры, отношения вполне сохраняются.

Однако, ваш руководитель - тоже человек, при чем человек занятый, на которого резко падает еще и ваша работа, и необходимость искать вам замену. И вот эти негативные эмоции как раз и отразятся на ваших отношениях, если ему еще и придется латать прорехи. А потому, какой привлекательной ни казалась бы демонстрация собственной незаменимости, попробуйте лучше показать, что сделали все возможное, чтобы сгладить этот пик. Вашу незаменимость в хорошем смысле еще обнаружат, когда преемник не сможет показать тех же результатов. А вот проваленный брифинг для клиента или обучение персонала, о котором вы так удачно умолчали, передавая дела и упустив момент начала подготовки вызовут совсем другие мысли. Работая по вечерам, потому что поезд почти ушел, или потеряв бизнес, коллеги вас вспомнят не раз, но совсем не добрым словом и не в контексте незаменимости.

Если вы уходите не к конкурентам, предложите помощь по равномерной передаче дел, реорганизации, вызванной вашим уходом, и завершении проектов. Это будет оценено. Мне несколько раз приходилось слышать от руководителей о человеке, который уходит, но делает это столь профессионально, что и они с удовольствием идут на ряд уступок - от большой гибкости в согласовании сроков до более высокой годовой оценки, все еще влияющей на переменную часть пакета компенсации.

В моем собственном случае я знала, что по ряду причин- совмещении нескольких профессиональных функций в одном отделе - будет трудно найти замену. Так что провела работу в два этапа: сначала поговорила с руководством о том, что мне пора скоро двигаться дальше. Это нормальная беседа для компаний, где руководителей переодически перемещают с места на место с целью профессионального роста. Мне это дало сразу две возможности. Во- первых, реально оценить свои перспективы на следующий шаг, очень помогло и в окончательном выборе, и в будущей ситуации контр- предложения. А во-вторых, позволило предложить свое видение реорганизации отдела и даже кандидатов на замену. Когда через пару недель я удивила начальство новостью об уходе, то у них не только было заложено понимание моих мотивов - оптимальный карьерный шаг, а не неудовлетворенность работой - но и основные направления перестройки бизнеса в связи с уходом. Я предложила помощь с доведением ряда ключевых проектов до точки передачи Мы расстались максимально хорошо, и мое начальство со своей стороны сделало для меня при раставании ряд вещей, которые легко могли бы не делать.

Кстати, оставить свой отдел или сегмент работы в хорошем состоянии, уходя, важно не только для сохранения отношений. Через несколько лет вы опять будете обновлять резюме и рассказывать кому- то -потенциальному новому начальнику, совету директоров, инвесторам в новый бизнес - о том, почему вам следует доверять как профессионалу. Любому из них хочется иметь дело с человеком, строящим прочное дело, а не нечто, развалившееся немедленно после его ухода.

Вот, собственно, основные мысли по поводу перехода. Как всегда, я буду рада, если вы поделитесь своим опытом и историями.

_________________________________________________

(c) karial - копирование текста (кроме перепоста с указанием авторства) требует согласия автора

Купить "Вверх! Практический подход к карьерному росту" и присоединиться к страничке книги на Фейсбук.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
23.01.2012 Каникулы
Архив записей в блогах:
И не спорьте со мной! ))) Именно австрийцами. Не немцами. Дитер Болен, немец, - печальное исключение. АББА, шведы, вообще ни причём. Вся европейская попса 50-70-х - это Удо Юргенс. Австриец. Потрясающий был чел. До Пиренеев. Не верите? Погуглите. Почему так? Может, потому что Моцарт? ...
Вы когда-нибудь прокручивали Instagram и получали устойчивое чувство дежавю?  Ну, для этого есть причина, и она лежит на поверхности – какое-то невероятное количество фото уныло похожи между собой. Insta Repeat — это учетная запись, посвященная «визуальной идентичности» ...
В кинотеатре, в который мы ходим последние лет шесть, у входа стоят автоматы, которые распечатывают билеты тем, кто купил их через Интернет. Подходишь к такому автомату, у него на уровне груди тач-скрин. В меню несколько опций - можно еще просто выбрать фильм и купить билеты тут же на ...
... цветочки, открыточки, картинки. Это более масштабные работы. Рекламные, как я поняла. Вы только посмотрите, какие аккуратные и красивые! Тихо надеюсь когда-нибудь научиться так же... Источник ...
View Poll: ГОЛОсовалка ...