Одна из крупнейших в мире подземных катастроф

топ 100 блогов masterok14.03.2016 Когда я увидел название этой статьи на развлекательном сайте в интернете, я подумал про две вещи: наверное это про тот случай, когда в 1903 году в метро произошел пожар и второе - эта статья скорее всего из просторов ЖЖ. По поводу первого я оказался не прав всего лишь на половину (статья не та, но тоже из ЖЖ и того же автора), а вот по поводу второго в точку. Давайте почитаем про это происшествие в статье блогера Одна из крупнейших в мире подземных катастроф vikond65

Оригинал взят у Одна из крупнейших в мире подземных катастроф vikond65 в Уголёк требует жертв
Одна из крупнейших в мире подземных катастроф 72304_original
Cлева - шахтная клеть начала ХХ века, на которой горняки спускались под землю, порой - на глубину в несколько сот метров. Правда, этот снимок сделан не во Франции, а в соседней Бельгии, но на французских шахтах использовалось аналогичное оборудование. Справа - шахтер объясняет мальчику-откатчику устройство масляной лампы Дэви. Такие лампы до введения электрического освещения применялись на взрывоопасных горных выработках.

Ровно 110 лет назад, 10 марта 1906 года, на северо-западе Франции произошла крупнейшая за всю предшествующую мировую историю подземная катастрофа. В результате серии взрывов метана и угольной пыли на угледобывающем комплексе фирмы "Куррьерс" погибло, по меньшей мере, 1099 горняков. Этот "рекорд" был побит только в 1942 году в Китае, где при аналогичной катастрофе в оккупированной японцами провинции Ляонин погибло 1549 шахтеров.



К началу ХХ века на каменном угле работала почти вся промышленность, энергетика и транспорт, соответственно, это топливо добывалось в громадных и постоянно растущих объемах. Фирма Compagnie Des Mines де houille де Courrières начала угледобычу в 1852 году, а к 1906 году она имела уже более двух десятков шахт с общей протяженностью штреков свыше 110 километров. Шахты были глубокими, добыча велась на глубинах от 320 до 360 метров. Поначалу они работали изолированно друг от друга, но в 1891 году их решили соединить тоннелями в один огромный лабиринт, полагая, что это облегчит эвакуацию шахтеров при аварии и доставку горноспасателей к аварийному участку.

Однако не деле это привело к тому, что локальный хлопок рудничного газа на одной из шахт распространился по тоннелям и вызвал цепную реакцию на остальных подземных выработках. От сотрясения при взрыве метана шахты заполнились тучами угольной пыли, которые почти сразу детонировали, создав эффект "вакуумной бомбы". Этот второй взрыв был настолько силен, что стоящий над шахтами городок Ланс тряхнуло как при сильном землетрясении, а подъемную клеть шахты №5 выбило из вертикального ствола как пушечный снаряд. Клеть взлетела высоко над землей, попутно разрушив шахтный копер. Взрыв вызвал многочисленные обрушения, десятки километров штреков оказались заваленными, кроме того, во многих местах вспыхнули пожары.

В момент катастрофы под землей находилось более 1800 человек. Большинство из них погибли мгновенно, еще сотни людей, отрезанных от выходов завалами, были обречены на гораздо более медленную и мучительную смерть. Тем не менее, примерно 500 выживших сумели самостоятельно выбраться на поверхность. Спасательные работы начались сразу после аварии, но им препятствовала нехватка обученного персонала и кислородных приборов для работы в задымленнных тоннелях. Французы оказались совершенно не готовыми к подземной катастрофе такого масштаба.

На помощь пришли немцы, оперативно приславшие отряд горноспасателей с дыхательными аппаратами Драгера. Германские "МЧСовцы" работали самоотверженно, им удалось эвакуировать несколько десятков человек, но при этом некоторые из них, в том числе командир отряда, получили травмы из-за продолжавшихся обрушений. За эту героическую работу всех членов отряда наградили специально отчеканенными золотыми медалями, а их командиру президент Франции лично вручил орден Почетного легиона. Врял ли в тот момент кто-то мог предположить, что всего через несколько лет немцы и французы начнут яростно истреблять друг друга на полях сражений Первой мировой войны.  

Но, несмотря на все усилия, французские и немецкие спасательные команды в основном находили лишь трупы. Всего из-под земли было поднято 1099 тел, еще примерно 100 погибших, предположительно, так и остались под завалами. Среди опознанных жертв катастрофы оказалось 176 несовершеннолетних, а самым молодым из них было всего по 13 лет. В те времена во Франции еще не запрещался детский труд на угольных шахтах.

Удивительно, но через 20 дней после катаклизма, когда надежды отыскать выживших были давно потеряны, спасатели наткнулись на 13 шахтеров, сумевших самостоятельно разобрать завал и выбраться из заблокированной галереи. По их рассказам, все это время они питались мясом убитых взрывом лошадей и тем, что находили в сумках своих погибших товарищей. А еще через четыре дня случайно нашли последнего живого горняка, который настолько обессилел от голода, что уже не мог передвигаться.

Разумеется, трагедия вызвала большой общественный резонанс. Узнав о случившемся, десятки тысяч французских шахтеров объявили забастовку с требованием улучшить условия труда и повысить безопасность на шахтах. Во многих местах забастовщики проводили митинги и демонстрации под красными флагами. Чтобы снизить накал страстей правительство выделило шесть миллионов франков на денежные компенсации семьям погибших и на пенсии детям и старикам, оставшимся без кормильцев. Еще на два миллиона раскошелилась фирма "Куррьерс", также выплатив компенсации и отправив за свой счет всех переживших катастрофу шахтеров на средиземноморские курорты.

Трагедия в Лансе имела еще одно немаловажное последствие. Французские горнодобывающие компании начали массово вербовать и завозить из колоний арабов для подземных работ на наиболее опасных участках. В случае их гибели расходы властей и капиталистов были гораздо меньше, чем при гибели французских граждан. Так начиналась "арабизация" Франции.

На заставке слева - шахтная клеть начала ХХ века, на которой горняки спускались под землю, порой - на глубину в несколько сот метров. Степень "комфорта", как говорится, в комментариях не нуждается. Правда, этот снимок сделан не во Франции, а в соседней Бельгии, но на французских шахтах использовалось аналогичное оборудование. Справа - шахтер объясняет мальчику-откатчику устройство масляной лампы Дэви. Такие лампы до введения электрического освещения применялись на взрывоопасных горных выработках.

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф Sallaumines

Наземные сооружения шахты "Салламин", одной из наиболее пострадавших при взрыве. Снимок, разумеется, сделан до катастрофы.

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф mina francesa

Взрыв на шахте в представлении художника и начало эвакуации тел погибших.

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф thegioi-ham-mo-13

После взрыва. Шахтеры пытаются найти выход из заваленного штрека.

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф beyond-the-ides-mine-disaster

Здесь выживших нет.

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф Groupe_de_Sauveteurs,_Fosse

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф Groupe_de_Mineurs_Sauveteurs

Те, кому повезло уцелеть при взрыве и подняться на поверхность. А далее - те, кому не повезло.

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф Les_restes_dune_victime

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф remonte_des_victimes

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф Quelques_cadavres

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф Brancardiers_conduisant_les_corps_la_Chapelle

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф 1906 13 mars

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф Sauveteurs_allemands

Прибытие германских спасателей.

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф Picture02

Кислородный прибор Драгера образца 1904 года и немецкий участник спасательной операции с этим прибором.

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф le_dernier_survivant,_24_jours_dans_la_Mine_en_feu

Последний спасенный после 24 суток в аду.

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф Courriere_1906

Демонстрация шахтеров с требованием повышения безопасности и улучшения условий труда.

Одна из крупнейших в мире подземных катастроф Biarritz

Группа переживших катастрофу ожидает поезда, который повезет их на курорт в Биарриц.


Давайте еще вспомним странные происшествия прошлого, вот например Взрыв в Бременхафене, а вот Еврейский удар по американской "Свободе" и что это за "сладкий корабль". Вот еще Двойной инцидент в июле 1953-го и что произошло у нас в стране В начале июня 1988 и 1989 ...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
И выяснилось здесь , что поставляемое Западом на Украину оружие ... разворовывается и распродаётся. Съисть-то он всё что угодно съисть (что не съисть, то понадкусает), но похоже в НАТО это тоже стали понимать (например Венгрия требует подробного отчёта по тратам выделенных ...
В статье " Где деньги ваши, там и сердце ваше... " я уже начал разговор о тех влиятельных гражданах РФ, которым на Запад дороги точно нет. Теперь остановлюсь на одной персоналии особо. Рамзан Ахматович Кадыров. Сложно назвать имя, которое было бы настолько цитируемо и известно, но при ...
Я сегодня окунулась в настоящую прорубь! Не знаю в каких целях, в целях не сидеть в застойном болоте, взбодриться и хапнуть экстрима) Экстрим хапнут в полном объеме Какие-то очень "прозрачные" ощущения от этого погружения) На улице у нас -6 всего, так что там совсем не ад снаружи Но все р ...
Мне приходить очень много ездить на своем автомобиле, в основном по работе. Бывают такие случаи, когда мне приходиться каждый день заезжать в мастерскую, для диагностики, что бы избежать курьезных моментов на дороге. Но не все абсолютно зависит ...
36/365 По средам мы с Наташей и Викой готовим по рецептам ЖЖдрузей:) Один рецепт на троих) Сегодня у нас Рецепт от Ирины- devuwka_vostoka Вот, что получилось у меня, слова автора и мои комментарии ниже;) 3 яйца (отделить белки от желтков) 1 ст. ...