Очеловеченные хищные животные в сказках
deti_v_semje — 20.10.2013 Здравствуйте!Вчера посмотрела «добрый советский детский фильм» и потом полночи не могла уснуть – переваривала увиденное. Фильм назывался «Рыжий, честный, влюбленный» - по мотивам сказки про цыпленка Тутту Карлсон и ее друга лисенка.
Мы с детьми мультики смотрим редко и если уж очень хочется что-нибудь посмотреть, то я обычно включаю детский фильм с живыми актерами, т.к. на него дети не так «залипают» как на мультик. Но по этой сказке сняли жуткое в своей образности кино.
Собственно, хочу обсудить, что меня напугало.
Герои сказки – лесные жители (лисы, зайцы, еж и сова) и жители фермы (куры, петух и пес). Лесные жители имеют высокий уровень очеловечивания – разговаривают, носят одежду, живут в комфортабельных норах-домах, пользуются деньгами, ходят в школу, у них есть профессии (почтальон, сантехник). Отличить зайца от лиса можно только по одежде – никаких хвостов-ушей ни у кого нет. Лисы охотятся – едят дичь и кур (своих соседей с фермы).
Животные на ферме тоже разговаривают, ходят в школу, но все это осуществляется при человеке. У них нет денег, пищу им выдают, за забор они (в основном) не выходят. Людей в фильме не показывают.
Концепция фильма такова, что главный герой – лисенок – это «белая ворона». Добрый и честный поэт, который тяготится тем, что его учат дома и в школе хитрить и обманывать. Пацифист и почти вегетарианец (питается только приготовленным мясом, в забое которого не участвовал). Влюблен в девочку-цыпленка Тутту.
Я не против такого художественного приема, как говорящие зверюшки в жилетах, но на мой взгляд должны быть более четкие границы. То есть животные должны вести себя либо как животные («Маугли»), либо как люди («Алиса в стране чудес»). Либо должно быть два типа животных – разумные и нет («Нарния»). Чтобы не было такого, как здесь: пока главные герои (лис и цыпленок) купленные на ярмарке пряники едят, отец «жениха» строит планы как перебить и съесть (на семейном обеде!) родственников «невесты».
И еще удивила параллель с «Ромео и Джульеттой». Если у Шекспира вражда между людьми – это ненормальность, опасная глупость, приводящая к жертвам, то здесь, что хотел сказать автор? Что природа устроена неразумно? Что хищники плохие?
По-моему таких сказок немало, где животные ведут себя так же как здесь. Как думаете, не опасны ли такие двойственные образы?
|
</> |