Общая женщина Пикассо и Гумилева

топ 100 блогов shakko_kitsune07.07.2017 В хорошем смысле, конечно...

Общая женщина Пикассо и Гумилева

Помните, у Гумилева?

В полутёмном строгом зале
Пели скрипки, вы плясали.
Группы бабочек и лилий
На шелку зеленоватом,
Как живые, говорили
С электрическим закатом,
И ложилась тень акаций
На полотна декораций...

by Utagawa Yoshiiku, 1901
Общая женщина Пикассо и Гумилева

***

Оказывается, это все про вполне реального человека.

Сада Якко (川上貞奴 Каваками Садаякко, 1872—1946) — драматическая актриса.
С труппой мужа, известного актёра Отодзиро Каваками, гастролировала в европейских странах (в том числе и в России) и в США.
Гумилёв мог видеть выступления актрисы в 1906—1907 гг.

Общая женщина Пикассо и Гумилева

Общая женщина Пикассо и Гумилева
Лачинов В. П. Очерк японского театра (по Тальяну и Фуксу) // Ежегодник Императорских театров. — 1909

"Когда Сада Якко появилась в 1900 году в Париже, то это было изумительным откровением для большинстав парижан. Откровение было тем приятнее, что искусство Сада Якко представляло великолепный контраст с безобразными глупыми зрелищами всемирной выставки. Её крохотный барак давал приятное отдохновение от выставочной сутолоки. Японская актриска превозносилась до небес, для неё переводили «Даму с камелиями», её сравнивали с Дузе, и счастливая и обогащённая, она вернулась на свой цветущий архипелаг.

Плакат Альфредо Миллера, 1899-1900
Общая женщина Пикассо и Гумилева

Теперь она стремится как можно более приблизить японский театр к европейскому. Её муж Каваками усердно помогает ей в этом. Он также подвизался, вместе с женою, на сценах Европы и Америки, и именно содействие королевы Виктории помогло Сада Якко выступить на японских подмостках, победив упорные вековые предрассудки".

Макс Слефогт. Портрет танцовщицы Садаякко с пасынком Райкити. 1901
Общая женщина Пикассо и Гумилева

Почитаем википедию:

Родилась в Токио. Была 12-м ребёнком в семье менялы и торговца. Когда семья разорилась, ей было 4 года. Девочку удочерила владелица дома гейш Хамата-я.

Общая женщина Пикассо и Гумилева

Там она получила профессиональное имя Садаякко (яп. 貞奴).
Владелица окия послала её обучаться грамоте, что по тем временам было большой редкостью, помимо этого она тайно посещала уроки дзюдо, верховой езды и игры в бильярд.

Руперт Банни. Госпожа Садаякко в образе Кесы. Ок. 1907
Общая женщина Пикассо и Гумилева

В 1886 году её мидзуагэ (вступление в большой мир, первый бенефис гейши; по сплетням -- и не только) оплатил тогдашний премьер-министр Ито Хиробуми; позже он заботился о продолжении её обучения; спустя два с небольшим года он перестал быть её меценатом, хотя остался ей другом и советником.

Она начала заниматься игрой на сцене под псевдонимом Садаякко, хотя в то время роли в театре Кабуки исполняли исключительно мужчины, женщинам же на одной с ними сцене находиться было запрещено.

Литография Уильяма Николсона, 1901-2
Общая женщина Пикассо и Гумилева
Эмиль Орлик, 1901
Общая женщина Пикассо и Гумилева
Со странствующей труппой Садаякко выступала во многих городах запада Японии, в 1893 году сочеталась браком с актёром Каваками Отодзиро, с которым её познакомил Хиробуми.

В 1899 году их труппа стала первым японским театральным коллективом, выехавшим за пределы страны.

На рисунке Рамона Касаса, в европейском костюме
Общая женщина Пикассо и Гумилева

Актёры посетили Сан-Франциско, затем Чикаго и Нью-Йорк, в 1900 году выступали в Париже на Всемирной выставке, в 1901 году — в Берлине, впоследствии в других европейских городах.

Гастроли активно освещались в тогдашней прессе и благодаря экзотическим японским танцам, исполняемым Садаякко, она вскоре обрела беспрецедентную популярность, несмотря на то, что в начале турне, в США, труппа несколько раз оказывалась без средств к существованию и голодала.

Общая женщина Пикассо и Гумилева

Общая женщина Пикассо и Гумилева

Общая женщина Пикассо и Гумилева

В "Венецианском купце". Думаю, это было нечто
Общая женщина Пикассо и Гумилева

В роли Офелии (1903)

Общая женщина Пикассо и Гумилева
О, они еще "Три сестры" ставили! В кимоно!
Худ. Т.Ф. Шимон
Общая женщина Пикассо и Гумилева

После завершения гастролей Садаякко некоторое время училась в Париже, а затем вместе с мужем и при финансовой поддержке нескольких японских предпринимателей открыла в 1908 году первую в Японии школу актёрского мастерства для женщин. Финансирование ей предоставили пять местных бизнесменов.

Худ. Т.Ф. Шимон, 1908.
Это явно картинка по рисунку выше. Значит, это сцена из "Трех сестер" Чехова!

Общая женщина Пикассо и Гумилева

После того, как муж умер, в 1912 году Садаякко стала возлюбленной одного из этих предпринимателей - это был «волшебник фондового рынка» Фукудзава Момосукэ.

С 1920 года жила с ним в одном особняке в Нагое, хотя тот был женат (нормально для Японии).

Общая женщина Пикассо и Гумилева

Le Shogun (scéne de la folie) (c. 1901) by Rupert Bunny
Общая женщина Пикассо и Гумилева
В роли Саломеи, 1915
Общая женщина Пикассо и Гумилева

Она продолжая играть на сцене и танцевать; дом, в котором они жили, был превращён ею в музей.

Sadayakko as Musume Dojoji 1907
Общая женщина Пикассо и Гумилева

В сентябре 1917 года решила завершить карьеру на сцене, приняла участие в основании текстильной фирмы «Каваками», четыре года держала актерскую школу для детей.

Sada Yacco as Katsuragi in The Geisha and the Knight - after F.D.Walenn, 1902
Общая женщина Пикассо и Гумилева


В 1933 году Садаякко и ее покровитель решили, что он стал слишком стар и болен для любви, и он вернулся к себе домой в Сибую.

Садаякко продала особняк в Нагое и на свои средства возвела синтоистское святилище Тэйсёдзи, а рядом с ним — себе виллу Бансёэн.

Actress Kawakami Sadayakko as Queen Artes, 1915 by Shunsen Natori (1886 - 1960)
Общая женщина Пикассо и Гумилева

После капитуляции Японии у Садаякко обнаружили рак в печени, который распространился на язык. Удочерённая внучка Момосукэ по имени Томидзи заботилась о Садаякко до самой смерти, увлажняя её губы мокрыми комочками ваты (рак языка сделал невозможным еду и питьё).

Умерла от рака поджелудочной железы в 1946 год в возрасте 75 лет. (На английском статья подробней).

***

Судя по рисункам, то, как она размахивала волосами, производило потрясающее впечатление на европейцев.

Kawakami et Sada-Yacco au Théatre de la Loie Fuller, 1900 by Charles Lucien Léandre
Общая женщина Пикассо и Гумилева
by Celso Hermínio 1902
Общая женщина Пикассо и Гумилева
by Leonetto Cappiello
Общая женщина Пикассо и Гумилева

Давайте теперь Гумилева целиком:

Сада-Якко

В полутёмном строгом зале
Пели скрипки, вы плясали.
Группы бабочек и лилий
На шелку зеленоватом,
Как живые, говорили
С электрическим закатом,
И ложилась тень акаций
На полотна декораций.

Вы казались бонбоньеркой
Над изящной этажеркой,
И, как беленькие кошки,
Как играющие дети,
Ваши маленькие ножки
Трепетали на паркете,
И жуками золотыми
Нам сияло ваше имя.

И когда вы говорили,
Мы далёкое любили,
Вы бросали в нас цветами
Незнакомого искусства,
Непонятными словами
Опьяняя наши чувства,
И мы верили, что солнце
Только вымысел японца.

1908



А вот как рисовал ее Пикассо, 1901
Общая женщина Пикассо и Гумилева
но мне больше нравится этот

1900
Общая женщина Пикассо и Гумилева

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ничего не написала о поездке в Москву — а она была важной для меня: выступления в Булгаковском доме и Переделкино, встреча вживую с Андреем Коровиным (жж KOROVIN ), Дмитрием Мухачевым (жж man_a_ger ), моей Наталюшей (жж nataljusha ), Еленой Фроловой, Михаилом Гундариным (он, ...
Подсчитана выгода для российского бюджета от пенсионной реформы Выгода для российского бюджета от пенсионной реформы составила более 20 миллиардов рублей. К такому выводу пришло Национальное рейтинговое агентство (НРА), передает газета «Известия». Согласно данным из аналитической ...
Ее еле узнала. Хороша, но не очень......... ...
По поводу вероятной в ближайшем будущем независимости Каталонии у меня двоякие чувства: с одной стороны, каталонцы, конечно, имеют право на самоопределение, как и жители Крыма. Но с другой стороны, они уходят в никуда, обрекая себя и своих детей на неопределенность и нищету. Если бы ...
Закон с упоминанием этих самых чувств принят Думой в первом чтении. Я знаю православных, которых оскорбляет крестовина в раковине - мол, смываешь грязь на Крест Спасителя. Их же оскорбляет, если на подошве обуви насечка в виде креста. Про тех, кто оскорбляется штрих-кодами, ИНН, ...