Образовательная комедия

топ 100 блогов bohemicus16.07.2017 Теги: Трамп В 1961 году Театр кукол Сергея Образцова поставил "Божественную комедию" Исидора Штока (за основу была взята серия рисунков Жана Эффеля "Сотворение мира"). Большинству советских зрителей запомнилась телевизионная версия этого спектакля, снятая в 1973 году. На 36-й минуте Создатель и Архангел Гавриил регистрируют только что сотворённого Адама. Архангел спрашивает: "Образование?" Господь отвечает: "Ну, какое у него образование? Никакого нет. Ничего не знает. Пиши: среднее." В 1973 году мне было пять лет, но запись повторяли по телевидению ежегодно, и я помню, какую реакцию эта реплика вызывала у взрослых, например, в 1978 или в 1981. Она неизменно имела наибольший успех из всего спектакля.

  Это был аутентичный советский юмор. Кстати, вполне невинный. Он даже не считался сатирой. И в 1961, и в 1973, и в пресловутом 1984 году приравнивание нулевого образования к среднему было всего лишь ироничной констатацией положения дел в советской школе. Cистема среднего образования, существовавшая некогда в Российской империи, была полностью разрушена большевиками. Cоветская средняя школа не могла сравниться с русскими гимназиями. Cредними школами в СССР назывались учебные заведения, которые в прежней России считались бы начальными.

   Не думаю, что рядовые граждане помнили подробности нормальной русской жизни, но по крайней мере ущербность советской сиcтемы они чувствовали. Формула "Ничего не знает. Пиши: образование среднее" ни у кого не вызывала возражений. Как быстро всё это забылось. Сегодня Сеть полна советофилов, всерьёз повторяющих советские мантры, которые мы, жившие в ту пору, безусловно считали пропагандистским бредом. Тезис о "лучшем в мире образовании" - один из самых нелепых элементов советофильской картины мира. Бросается в глаза его сходство с утверждением киплинговских бандерлогов "Мы самые умные, потому что мы все это говорим".

    Однажды некий советофил вознамерился поколебать моё мнение о Советской власти (о которой я никогда не сказал и не скажу ни одного доброго слова) сакраментальным вопросом: "А что Вы думаете о своём советском детстве и своём советском образовании?" Вот то и думаю. Детство у меня было вполне благополучное, но лишь благодаря образу жизни моей семьи (я ни дня не ходил в детсад, ни разу не был в пионерлагере и т.д.). Что же касается моего образования, то я не склонен придавать ему значение. У меня есть диплом, и я в общих чертах помню, что в нём написано, но чтобы воскресить в памяти подробности, мне пришлось бы найти эту корочку, я не помню, в каком ящике она лежит. Сей документ не очень-то пригодился мне в жизни.

     Обычно люди вроде меня становятся историками. Любовь к старине у меня наследственная. Один мой дед (которого я, впрочем, не знал, ибо он погиб в первые дни войны) преподавал историю в университете. Но я не пошёл по его стопам. Моя старшая сестра убедила меня, что учёба на истфаке - это чудовищная потеря времени. У неё из пяти лет порядка полугода ушло на отечественную историю, что-то около полугода - на всемирную и около четырёх лет - на историю КПСС (к тому же насквозь фальсифицированную, как я сегодня понимаю). Отношение к красным у меня и тогда было вплоне однозначным, и я решил, что не буду тратить годы жизни на изучение их безумств. Вместо этого я, при почти стопроцентно гуманитарных склонностях, получил техническое образование, а занятие вещами, которые меня действительно интересовали, превратил в пожизненное хобби.

     Как человек, обладающий гуманитарным складом ума и дипломом технаря, я считаю спор лириков и физиков высосанным из пальца. Но как человек, имеющий представление о теории и практике в нескольких видах человеческой деятельности, я отдаю предпочтение опыту практиков перед построениями теоретиков. Сейчас бытует мнение, что если гуманитарное образование в СССР никуда не годилось, то по крайней мере техническое было на высоте. Может быть. Однако на практике первая фраза, которую слышали пришедшие на производство молодые специалисты, нередко звучала так: "А теперь забудьте всё, чему вас учили, и смотрите, как это работает на самом деле." В 2017 году с этим многие примутся спорить, но в 1987 или 1977 году такой подход никого не удивлял.

     В общем случае переучить советского технаря можно было без особых проблем (у меня есть несколько довольно полезных сертификатов, полученных уже в Чехии в совершенно иной области, нежели диплом, который я никому не показывал лет 25). Но гуманитарии, по моим наблюдениям, могли научиться чему-то стóящему только сами. В гуманитарных науках всё самое интересное и нужное оставалось за рамками вузовских программ, а часто - противоречило им. В этом можно убедиться, не покидая ЖЖ. Достаточно послушать, что говорят о собственном образовании самые интересные из присутствующих здесь авторов.

  Да простят меня мои френды, а заодно с ними - и тысячи других достойных юзеров, но в ЖЖ есть четыре авторa, к текстам которых у меня совершенно особое отношение. В своё время было модно спрашивать о книгах или фильмах, которые вы взяли бы с собой на необитамый остров. Это именно тот случай. Если бы информационное пространство накрыла волна роскомнадзорного безумия, я предпочёл бы остаться на острове, состоящeм из этих четырёх блогов - Образовательная комедия asterrot, Образовательная комедия galkovsky, Образовательная комедия salery и Образовательная комедия philtrius. Наверное, мой выбор многих удивит. Но я могу сделать необходимые пояснения.

   Астеррот и Галковский - люди, обладающие самым раскованным и рискованным мышлением во всём ЖЖ. В своё время я посвятил интеллектуальному слалому Астеррота отдельный пост. В принципе, что-то подобное можно было бы написать и о Галковском. Его мысль летает, где хочет. Салери и Фильтриус, напротив, академические учёные и люди классической культуры. Оба - крупнейшие специалисты в своих областях. Каждый тезис любого из них выверен, обоснован и доказан. Именно этот контраст и создаёт гармонию. Oтправляя свою мысль в свободный полёт, следует помнить о некоторых академических требованиях. A изучая академические источники, надлежит учитывать, что не все явления жизни можно описать в рамках классической традиции.

   Посмотреть на мироздание глазами Астеррота, Галковского, Салери и Фильтриуса - это всё равно что обойти все четыре стороны света. (Кстати, каждый, кто любит игры ума, может попробовать отождествить четырёх муЖЖкетёров хоть с четырьмя стихиями, хоть с четырьмя известными типами человеческого темперамента. В своё время я попытался это сделать. Результаты получились неоднозначные, но любопытные; предпочту оставить их при себе.)

   Если вы чувствуете себя неискушённым в вопросах истории и политики, а то или иное явление или событие ставит вас в тупик, ознакомьтесь с точкой зрения означенных четырёх авторов. Многое прояснится. Например, вы ожидаете, что президентские выборы в США выиграет Хиллари Клинтон, а побеждает Дональд Трамп. Со всех сторон на вас сыпятся какие-то глупости то о несистемности этого кандидата, то о его приходе к власти в результате восстания рассерженных простых белых мужчин против пёстренького истеблишмента, и вы не знаете, что об этом думать.

  Но слава Брэду, есть ЖЖ. У Астеррота вы буквально на следующий день после голосования сможете прочесть, какую роль в победе Трампа сыграли спецслужбы и отставные военные. Данные сведения можно дополнить точкой зрения Галковского, утверждающего, что избрание Трампа было отчаянным ответным ударом потомственных генералов, изгнанных из армии администрацией Обамы. Полученная информация полностью совпадёт с мнением Салери, согласно которому важные решения в Америке принимает политический класс, состоящий из пяти тысяч семей. Ну а Фильтриус украсит ваш торт вишенкой, написав, что Трамп - не самый приятный тип, однако наблюдение истерики, которую он вызывает у леваков - это редкое удовольствие.

  Разумеется, полгода спустя к примерно таким же выводам придут и все остальные. Однако вы сможете быть на шесть месяцев впереди всех, просто читая Астеррота, Галковского, Салери и Фильтриуса. Шесть месяцев - это много. Заодно у вас появится возможность дисквалифицировать экспертов, месяцaми всерьёз обсуждающих несистемность Трампа или его дружелюбие по отношению к России. Окажется, что это не аналитики, а пропагандисты разной степени тупости и одинаковой степени продажности. Два-три таких случая, и "эксперты" просто перестанут для вас существовать.

   Другой пример. Вы начнёте читать Галковского, и вас обескуражит, что он считает СССР криптоколонией Великобритании (точнее, криптокондоминиумом ряда западных держав, в котором Англии принадлежит контрольный пакет, но это уже детали). У вас возникнет масса вопросов относительно механизмов контроля внешних сил над сверхдержавой и т.д. Но тут вы натолкнётесь на замечание Астеррота о некомпетентности в некоторых вопросах, заставлявшей советских обращаться к британским спецслужбам каждый раз, когда им нужно было установить с кем-нибудь дипломатический контакт, или заполучить определённые технологии, или отмыть деньги, или разместить их в надёжном банке. А потом вы увидите реплику Фильтриуса, суть которой сводится к тому, что страна, в которой правящий класс не читает не то что Горация, но хотя бы Овидия в оригинале, не может проводить суверенную политику. После этого вам останется только узнать у Салери разницу между принципами формирования элит в СССР и на Западе, и паззл сложится.

  Окажется, что "криптоколония" - это условное обозначение для страны, политический класс которой состоит из случайных, недееспособных, а то и откровенно слабоумных людей. В принципе, к выводу о зависимости СССР от Запада можно прийти, прослушав одну речь Сталина или увидев одну фотографию Хрущёва. В повседневной жизни над такими людьми устанавливают опеку и лишают их права распоряжаться своим имуществом. Мне трудно понять, как кто-то может думать, что Запад, полностью захвативший мир и подчинивший себе всё и всех, ни с того ни с сего позволил бы влaдеть одной шестой планеты каким-то олигофренам из Гори и Юзовки. Кто из красных сознательно работал на британскую (или любую другую) разведку, а кто был просто идиотом, не понимавшим, как и для чего его используют - дело десятое. Для России результат был одним и тем же. Для Запада - тоже.

  Впрочем, вернёмся к образованию. О четырёх перечисленных юзерах я знаю лишь то, что они сами о себе рассказали. Например, известно, что у Астеррота были весьма нетривиальные источники информации (вроде инсайдерских сведений от деда-генерала и т.д.). Дмитрий Евгеньевич Галковский подробно описывал свою студенческую молодость. Она ушла на ежедневное многочасовое изучение источников, которые не только не входили в университетскую программу, но и отсутствовали в открытом доступе. В СССР не давали классического образования, его можно было лишь получить самостоятельно. Алексея Игоревича Любжина (Фильтриуса) не учили писать стихи на латыни или переводить тексты с одного греческого диалекта на другой, он научился этому по собственной инициативе. Видимо, что-то подобное можно сказать и о Сергее Владимировиче Волкове (Салери). Oн действительно историк, а не "выпускник истфака".

    Вопреки всему эти люди стали не советскими интеллигентами, а русскими учёными и литераторами. Галковский, Любжин, Волков знакомы с реалиями Российской империи так детально, что кажется, будто они там жили. К счастью, они готовы делиться своими знаниями с другими. А. И. Любжин - крупнейший специалист по истории русской школы. Третьего дня на ютьюбе появилась его обстоятельная беседа с публицистом Дионисом Каптарём, посвящённая пресловутому "Циркуляру о кухаркиных детях". Авторы ролика не слишком удачно озаглавили видео "Ликвидация безграмотности: большевики vs императоры". На самом деле речь там идёт совсем о другом - о социальном составе учащихся в русских гимназиях, о стоимости их обучения, о причинах появления "Циpкуляра" и т.д. Видео выложено на каком-то странном канале, чуть ли не большевицком, и комментирует его публика, живущая в параллельной реальности:

   "Солдаты служили по 25 лет, когда и где они учились, домой возвращались стариками, расписываться не умели крестики ставили."

  "Учились бедные дворяне типа семьи Ульяновых. Дети педагогов, инженеров, священнослужителей, и то в пределах 4 классов. А 80% крестьянского населения едва умели расписываться. Это знают все."

   "Учились только дети богатых и состоятельных, кому ты втираешь эту бредятину, дядя! Если бы не Великая революция, то так бы мы в холопах и ходили, а царек сука, со своими отпрысками по балам и заграницам катался."

    Я не шучу, всё это подлинные комментарии. Само собой, без киплинговских мотивов дело тоже не обошлось:

   "Многие учились в советских вузах и помнят это было отличное образование!"

   "Советы научили грамотности всех и до сих пор советский народ самый умный."

  "Но НАХЕРА нам впаривать эту шнягу про то, как, [censored], при царе учили, когда Советы во много раз ту систему ПРЕВЗОШЛИ. И это было признано в МИРЕ!!!"

  Если люди, считающие себя самым образованным народом в мире, выдают такие перлы, как "солдаты служили по 25 лет" и  "дворяне учились в пределах 4 классов", это исчерпывающим образом характеризует их образование. По-моему, вступать в диалог с подобной публикой совершенно излишне. Так что дискyтировать с ними я не пойду, а прокомментирую спор советофилов с рельностью здесь. Сравнивать нужно сравнимое. Если сопоставить процент грамотных в Российской империи и других империях того времени - Британской или Французской - окажется, что на фоне конкурентов наше богоспасаемое отечеcтво выглядело вполне достойно. На этом месте советофилы неизменно встают на дыбы и начинают кричать: "Вы что, сравниваете русских с индусами и неграми из европейских колоний?"

  Их наивный расизм меня просто умиляет, но я пойду им навстречу и сравню белых с белыми и европейцев с европейцами. В 1910 году в Австро-Венгрии была проведена перепись населения. В Богемии и Моравии она выявила 97% грамотных. Неграмотными в этой стране оставались в основном цыгане и жители горных деревень у польской границы. Однако в Австро-Венгрию входила и другая очаровательная страна - Хорватия. Там перепись 1910 года выявила 40 (сорок) процентов грамотных. Хорваты - это достаточно белый народ, чтобы сравнивать их с русскими? А итальянцы?

  Во время Первой мировой войны в итальянской армии было больше неграмотных призывников, чем в русской. Существовавшая в ту пору ситуация зафиксированa у Хeмингуэя. В его романе "Прощай, оружие" есть сцена, в которой грамотные итальянские солдаты говорят главному герою: "Мы думаем. Мы читаем. Мы не крестьяне. Мы механики." Крестьяне-то в Италии научились читать только при Муссолини. Bо всяком случае, многие крестьяне. Однако у итальянцев почему-то хватает ума не кричать на каждом углу "Если бы не великая фашистская революция, так бы мы в холопах и ходили." (Кстати, холопство в России было отменено Петром Великим ещё в 1723 году).

    Говорить с людьми, всерьёз верящими, что злые Романовы преднамеренно держали их предков вo тьме невежествa, , а добрые большевики озарили светом просвещения, не о чем и незачем. Но досточтимый Образовательная комедия philtrius просит всех желающих лайкнуть на YouTube его запись. И я счёл своим долгом передать вам эту просьбу. А всё вышесказанное было лишь вступлением к ней.


.

Оставить комментарий



Предыдущие записи блогера :
09.07.2017 Либертанго
Архив записей в блогах:
Доброго дня, уважаемые! Сейчас пришлось проехаться на трамвае маршрута №5, белый-тонированный, ну, тот самый. С якобы вай-фаем. Так вот, вай-фая там сейчас нет, деньги кончились(по объяснениям кондуктора). Сегодня 13 июля - там, что качали ...
Уверен, сегодня будет много разговоров о том, что в России было принято решение о "добровольном" переселении украинских беженцев, спасавшихся от кровавой хунты в братской россиюшке, в Сибирь. Кто-то будет осуждать действия россиян, ведь все мы понимаем, что это такое "добровольное перес ...
То, что произошло дальше, сложно описать словами. Это надо видеть. Подтвердились самые худшие опасения. С нашей стороны наивно было думать, что сегодня все получится. В это утро желающих подняться на высоту в две тысячи метров оказалось немного. Начало дня выдалось теплое. Лишь об ...
Барак Обама заявил, что США, повлияв на мировое общественное мнение, смогли подвергнуть Россию изоляции на международной арене после присоединения Крыма. «Наши возможности по формированию мирового мнения помогли сразу же изолировать Россию. Благодаря лидерству Америки мир немедленно ос ...
... сегодня спать аж прямо сейчас, когда в столице еще нету и одиннадцати, а лента ЖЖ только набирает свои обороты. Это будет один из немногих дней в году, когда получится поспать пять или шесть часов! И вам я желаю доброй, длинной и спокойной ночи, друзья! ...