_Объективно о масштабах и значении ленд-лиза для Победы

топ 100 блогов voronkov_kirill27.05.2015  _Объективно о масштабах и значении ленд-лиза для Победы 3(1983)

Вопрос о роли ленд-лиза муссируется уже не первый год и в последнее время стал поводом для множества спекулятивных рассуждений о том, что, мол, если бы не помощь союзников в годы ВОВ Советский Союз вообще лёг бы на спину ровно и пророс травой под натиском фашистской Германии. Ленд-лиз, дескать, явился ключевым фактором в победе СССР, а без него — пиши «пропало».

Тут небезызвестный  _Объективно о масштабах и значении ленд-лиза для Победы mi3ch опубликовал пост с тегами «капитан Очевидность» и «статистика», в котором он, используя статистические данные, как бы объективно доказывает данный тезис. То есть, в статье так и утверждается (цитирую): «На самом же деле именно союзники спасли Советский Союз от разгрома» (!)

Статистика вещь, конечно, упрямая, но приготовить и подать этот продукт можно так лукаво, что выводы будут прямо обратны реальности. Давайте разбираться…

Во-первых, оценивая вклад помощи союзников в победу, нельзя оперировать лишь количественными показателями объёмов помощи, без их сравнения с общими суммарными затратами, понесёнными в войне Советским Союзом. Но господин mi3ch делает именно так:

«Мы получили помощи на 11 миллиардов тех еще долларов. 18 тысяч самолётов и более 11 тысяч танков. 44 тысячи джипов. […] Советскому Военно-морскому флоту по ленд-лизу было поставлено более 500 боевых кораблей и катеров. В их числе 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных катеров, а также 43 десантных судна. […] Союзники поставили нам в полтора раза больше автомобилей, чем произвел весь Советский Союз за годы войны. Мы не производили в военные годы свои локомотивы – американцы поставили нам 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов. Американцы поставили нам в 10 раз больше вагонов, чем мы произвели их за военное время. Треть всей взрывчатки – это помощь союзников. Поставки удвоили наше производство кобальта и утроили производство олова. Американская тушенка спасла от голодной смерти сотни тысяч наших людей – мы получили четыре с половиной МИЛЛИОНА тонн продовольствия».

Здесь читатель должен подумать: «Да, много техники и материалов мы получили. Очень много! Без них, как пить дать, не победили бы». А кто из читателей может РЕАЛЬНО соотнести, скажем,18 тысяч самолётов к общему объёму авиапарка, задействованного на восточном фронте? А кто трезво оценит количество локомотивов, произведённых в СССР за годы войны и поставленных по ленд-лизу, в общем количестве локомотивов, участвовавших в снабжении фронта (произведённых не только в эти четыре года)? Господин mi3ch уж точно этого делать не станет — это серьёзно подорвёт его утверждение о «спасении Советского союза от разгрома».

Давайте же разберём данное утверждение, что называется, «по косточкам» и оценим реальную роль союзной помощи. При этом не будем рубить с плеча: помощь союзников, безусловно, сыграла свою роль, помогла сохранить многие жизни советских людей и ускорить победу, за что мы с вами должны быть благодарны им, не зависимо от их истинных целеполаганий.


Итак, «Мы получили помощи на 11 миллиардов тех еще долларов». Абсолютно верное утверждение. По сегодняшнему курсу это составило бы около $160 млрд. долларов США, влитых в советскую экономику за 4 года или в среднем по $40 млрд. в год. Много это? Безусловно да. Но если мы говорим о масштабах, а не об абсолютных цифрах, то данное значение нужно рассматривать в сравнении, поскольку масштаб — показатель относительный. По объёму вложений эти цифры сопоставимы с помощью, оказанной в период 2002-2012 гг. Евросоюзом мирной, ни с кем не воюющей, маленькой Греции — 310 млрд. евро за 10 лет или 36 млрд. евро в год.


«18 тысяч самолётов и более 11 тысяч танков».
И здесь всё верно. Цифры даже слегка занижены:
Самолётов — 18 297 штук.
из США:
— истребителей Р-40 "Томагавк" — 247 шт.,
— Р-40 "Китихавк" — 1887 шт.,
— Р-39 "Аэрокобра" — 4952 шт.,
— Р-63 "Кингкобра" — 2400 шт.,
— Р-47 "Тандерболт — 195 шт.;
— бомбардировщиков А-20 "Бостон" — 2771 шт.,
— В-25 "Митчелл" — 861 шт.;
— прочих типов самолетов — 813 шт.
Из Англии:
— «Спитфайеров» и «Харрикейнов» — 4171 шт.
Итого: 18 297 самолётов.

Танков — 12 199 штук.
Танков по ленд-лизу в СССР было поставлено из США:
— легких М3А1 “Стюарт” — 1676 шт.,
— легких М5 — 5 шт.,
— легких М24 — 2 шт.,
— средних М3 “Грант” — 1386 шт.,
— средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) — 2007 шт.,
— средних М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт.,
— тяжелых М26 — 1 шт.
Из Англии:
— пехотных “Валентайн” — 2394 шт.,
— пехотных «Матильда» MkII — 918 шт.,
— легких “Тетрарх”— 20 шт,
— тяжелых «Черчилль» — 301 шт.,
— крейсерских «Кромвель» — 6 шт.
Из Канады:
— «Валентайн» — 1388.
Итого: 12 199 танков.

Однако, давайте критически сравним эти цифры с общим количеством данных вооружений, принявших участие в боевых действиях на Восточном фронте в составе Красной армии.
Перед войной боевой авиапарк СССР насчитывал более 12 500 самолётов (Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны, стр. 23). В период 1941-1945 годов советская промышленность выпустила ещё около 120 000 штук. Таким образом, доля иностранной техники, поступившей в отечественный авиапарк за все годы войны, составила 12,1%.

Накануне войны в рядах вооружённых сил СССР насчитывалось более 23 000 танков различных типов. Здесь следует заметить, что из них около 5 000 единиц были представлены откровенно устаревшими моделями («Т-37», двухбашенные «Т-26» старого образца). Однако, также справедливым будет заметить, что и поставки союзников не включали в себя последние новинки. Британские и американские танки по своим ТТХ, в основном, уступали как немецким, так и советским аналогам — наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в СССР не поставлялись. За годы войны в СССР были выпущены 73 900 единиц танковой техники. Таким образом, доля союзной помощи по танкам за весь период 1941-1945 годов составила 11,2%.

Диаграммы_1


«44 тысячи джипов […] Союзники поставили нам в полтора раза больше автомобилей, чем произвел весь Советский Союз за годы войны.»
Наиболее заметными стали ленд-лизовские поставки автомобилей. Всего по ленд-лизу было поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% — из США). В том числе около 430 тыс. грузовых (в основном — US 6 фирм «Студебекер» и REO) и 50 тыс. джипов (Willys MB и Ford GPW). Но и здесь не следует забывать, что, несмотря на относительно слабую автомобильную промышленность Советского Союза, СССР обладал потенциальным резервом. Так к началу войны собственный автопарк Красной армии насчитывал почти 300 000 автомобилей и тягачей, после мобилизации — около 500 000. Притом, что общие поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс. единиц, доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. А учитывая все резервы, принявшие участие в боевых действиях — 38,4%. Кроме того, из США было поставлено 35 000 мотоциклов.


«Советскому Военно-морскому флоту по ленд-лизу было поставлено более 500 боевых кораблей и катеров. В их числе 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 60 сторожевых катеров, 166 торпедных катеров, а также 43 десантных судна».
Всего по ленд-лизу было поставлено 580 судов.
— торпедные катера — 202 шт.,
— сторожевые корабли — 28 шт.,
— тральшики — 55 шт.,
— охотники за подлодками — 138 шт.,
— десантные корабли — 49 шт.,
— ледоколы — 3 шт.,
— транспортные суда — около 80 шт.,
— буксиры — около 30 шт.

Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники — 22,4%. Однако, перед войной СССР уже обладал одним из самых мощных флотов: «построено свыше 500 кораблей …. в составе флота 3 линкора, 7 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 216 подводных лодок, 287 торпедных катеров» (Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны, стр. 23). Данный показатель снижает долю поставок союзников относительно общего числа судов, принимавших участие в боевых действиях, до 18,7%. Но и это ещё не всё. Далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Например, из 202 поставленных в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были ведены в строй после её окончания. Все 28 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники. Итого, среди боевых судов, принявших реальное участие в боевых действиях в годы ВОВ, доля ленд-лизовской помощи составила 14,4%.


«Мы не производили в военные годы свои локомотивы – американцы поставили нам 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов. Американцы поставили нам в 10 раз больше вагонов, чем мы произвели их за военное время».
Ну, во-первых, производили — с 1941 по 1945 около 800 штук. Кроме того, имеющийся перед войной локомотивный парк в СССР насчитывал более 25 000 локомотивов. Исходя из этих данных, вклад ленд-лиза в локомотивный парк составил 7,1%.
С вагонами ситуация ещё интереснее. К началу войны вагонный парк СССР составлял 600 000 единиц. 1092 единицы были произведены в СССР в годы войны. Около 26 000 вагонов были захвачены в качестве трофеев. И около 11 000 поставлено по ленд-лизу. Таким образом, фраза «… в 10 раз больше, чем мы произвели…» превращается в 1,7% от общего числа. Здесь снова так и просятся диаграммы:

Диаграммы_2


«Треть всей взрывчатки – это помощь союзников. Поставки удвоили наше производство кобальта и утроили производство олова».
С этим тезисом просто соглашусь — именно так и было. Существенный вклад ленд-лиз оказал по части стратегических промышленных материалов — алюминий, медь, листовая сталь, фракции для производства авиационного бензина.


«Американская тушенка спасла от голодной смерти сотни тысяч наших людей – мы получили четыре с половиной МИЛЛИОНА тонн продовольствия».
«Четыре с половиной МИЛЛИОНА тонн» звучит внушительно, особенно если набито капсом. Но, опять же, — масштаб цифр…Четыре с половиной миллиона тонн «условной еды» поделить на 1418 дней войны и поделить на 200 млн. населения Советского Союза. Получим: 15 грамм условной еды на человека в сутки. Это примерно в 18 раз меньше средней суточной нормы хлеба на человека в блокадном Ленинграде, где лютовал смертельный голод.

Прочие виды поставок вооружений, не охваченные вниманием в статье Митрича, дают примерно аналогичные показатели. Чуть более высокие показатели по поставкам стратегических материалов.

По основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР, без учёта довоенных резервов, не превышает 28%. В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и прочего обычно оценивается в 4%. Говоря проще, помощь союзников обеспечила Красной армии ведение боевых действий в течение неполных двух месяцев. Георгий Жуков в своих мемуарах подтверждает эту цифру, озвученную плановым комитетом при СМ СССР после войны. Ряд исследователей склонны считать её заниженной как минимум в два раза, однако никто из них не приводит собственных оценок, подкреплённых объективной аргументацией.
Также не следует забывать, что основная доля поставок помощи от союзников пришлась на тот период, когда перелом в ходе войны в пользу СССР был уже очевиден. В самые тяжёлые месяцы — 1941 год — доля поставок по ленд-лизу составила менее 1% от общего объёма. В 1942-м — 28%. И более 71% в 1943-1945 годах, когда Красная армия уже вела широкомасштабное наступление по всем фронтам.

Но не обойдём вниманием и высоких оценок роли ленд-лиза. Так А. И. Микоян, руководивший приёмом союзных поставок с 1942 года в качестве наркома внешней торговли, высказывался после войны:
«… когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.  Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колёсах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления.
Да-а… — задумчиво протянул Микоян. — Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали».
(Г. Куманев «Говорят сталинские наркомы»).



_______________________________________________________________
В подготовке статьи использованы материалы:
— Павел Сутулин, «Ленд-лиз. Мифы и реальность»;
— Олег Турчин, «СССР перед войной»;
— Дмитрий Лысков «Спор о вкладе союзников в Победу дошёл до пуговиц»;
— Штеменко С.М. «Генеральный штаб в годы войны»;
— Материалы сайта www.4tanks.ru

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я решила принять участие в конкурсе фотографий, связанных с нашим круизом. У меня просьба, у кого есть возможность поставить нам
В среду, 20 июля, в арабских СМИ появилась информация о том, что российская разведка якобы предупреждала Турцию о готовящемся государственном перевороте в этой стране. По некоторым данным, Москва даже передала Анкаре сведения о приближении вертолетов к отелю, где находился президент Эрдога ...
MEDSI. Клиническая больница 1. COVID19. 45 дней. Промежуточная статистика. . КБ1 Медси за последние 2 недели марта была полностью перепрофилирована, перестроена частично и с 1.04 официально был начат прием пациентов с вирусной пневмонией и COVID19. В больницу госпитализируются ...
Если верить Daily Mail, то герцогиня Кембриджская Кэтрин недавно призналась своим друзьям, что она уверена, что у нее родится дочь. Причиной этого она считает то, что в последнее время она ест слишком много сладостей. В этом может быть доля правды, если верит суевериям, что если беременная ...
 Остальной обмен ...