Об опыте репродуктивного принуждения
femunity — 11.07.2015 В поисках примера распространения репродуктивного принуждения в условиях патриархата, я позволила себе вновь обратиться к Ветхому Завету. В книге Бытие, читая историю происхождения колен Израилевых, мы видим, что репродуктивное принуждение распространяется через женщин, точно так же, как и через мужчин.1. И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.
2. Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?
3. Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее.
4. И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков.
5. Валла зачала и родила Иакову сына.
6. И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.
(Книга Бытие 30:1-6)
Героиня этого отрывка Рахиль, любимая жена праотца Иакова, принуждает Валлу к деторождению от своего мужа, точно так же, как ее сестра Лия принуждает к деторождению свою служанку. Интересно, что «рожательное соревнование», описанное в 30 главе Бытия, не попадает в список трудных вопросов Библии, потому что до сих пор не воспринимается как что-то из ряда вон выходящее. И мы с вами, понимаем — да какое там понимаем! — каждая из нас знает на личном опыте, что репродуктивное принуждение существует.
На что направлено репродуктивное принуждение и к чему оно подталкивает женщин?
Первое — это деторождение.
Второе — это обслуживание детей, мужа, родственников.
Третье — распространение репродуктивного принуждения среди других женщин.
Причем, третье — оно же и предисловие к первому пункту. Мои соратницы ЧФ наверняка знают об этом больше меня, о том, что переживают женщины, сопротивляясь репродуктивному принуждению, но и я прекрасно помню это «послание женского счастья», которое транслируется сонмами неравнодушных. Со временем их песни меняются на драматические описания «недостаточно хорошей матери», «слабоватой поджигательницы семейного очага» и «бабушки-ехидны, у которой вместо внуков и поликлиник на уме только отдых и развлечения».
Что я хочу всем этим сказать? То, что репродуктивное принуждение касается женщин в той же самой степени, что и культура изнасилования. То есть не некоторых виктимно одаренных, а вообще всех женщин.
Собственно, наличие этого принуждения и маркирует женщин. Женщина — это та, от которой всякий встречный-поперечный требует родить, обиходить и выйдя на пенсию, воспроизвести трансляцию репродуктивного принуждения.
Итак, опыт репродуктивного принуждения есть у феминисток, он транслируется женщинами, и, в свете многочисленных дискуссий вокруг материнства, я думаю, что пришла пора начинать им делиться в первом лице единственном числе, то есть, на уровне личного опыта. Как любой вид принуждения, это очень болезненный опыт, сопряженный с огромной подавленной злостью. Наши границы нарушаются. Нам досаждают. Мы не можем ответить адекватно вторжению. Я не могла ответить адекватно вторжению - мямлила, уходила от разговора, обижалась и злилась, выглядела не зрелой личностью, веско и с достоинством отстаивающей свои права, а «глупой девчонкой, которая вырастет — узнает». Я оправдывалась.
Вообще, есть очень простой тест, позволяющий отличить скрытые формы насилия от конструктивного прояснения позиций. Если одна из сторон оправдывается и объясняет свои действия, в ответ получая их оценку, речь идет о неравноправных отношениях и насилии.
Возвращаясь к вопросу о репродуктивном принуждении, я хочу провести важное разграничение между трансляцией репродуктивного принуждения и рассказе женщины о своем опыте. Нам предстоит здесь еще разбираться и разбираться, но уже сейчас очевидно, что смешение этих понятий убивает возможность диалога между группами женщин.
Почему я выступаю за разговор о личном опыте репродуктивного принуждения и не хочу выходить на обобщения? Ну, хотя бы потому, что проговаривание личного опыта не закончено. Огромная подавленная злость, связанная с репродуктивным принуждением, с принуждением к обслуживанию все еще при нас. Поэтому я попрошу всех, кто захотят откомментировать этот пост, вспомнить о чувствах, связанных с принуждением в своей жизни, и не идти пока дальше него. У нас еще будет возможность для размышления и обобщения.
|
</> |