Об образовании пару слов
progenes — 26.06.2012 Посмотрела и я новый российский образовательный стандарт для старшей школы.Первое впечатление - уже сильно смахивает на немецкий. Разумеется, крики о том, что из образования исключили естественные дисциплины несколько преувеличены. Их выбрать все-равно можно. Посмотрела также дискуссии, которые крутятся вокруг двух утверждений. В центре одних отличники, которые отхватили у школы все, что она способна была дать и даже немножко больше. В центре других - троечники, которые и без знания теоремы Пифагора нашли свое место в жизни.
Мне кажется, что это не совсем правильный, простите, полемический дискурс.
Есть другие важные отправные точки.
-Не все дети могут усвоить естественно-научную школьную программу, точно так же, как не все могут взять высоту два метра с разбега даже с шестом. Если взять среднестатистическую популяцию, то мы, наверное, будем наблюдать гауссово распределение.
-Те, кто может усвоить, должны в обязательном порядке получить возможность изучать те предметы, которые они могут одолеть. И така возможность предоставляется.
-Согласно новой программе действительно невозможно взять предметы физику, химию и биологию одновременно. Я, как биолог, скажу, что и не надо. Если ученик взял физику и химию, но решит позже связать свою жизнь с биологией, то у него все получится.
-Теперь о гуманитарщине. Обществознание есть. Предлагается также экономика и право. Экологию прицепили к физкультуре и ОБЖ. Это глупость, конечно. Но,
-В программе нет главного - этики. Вообще нет. То есть совсем.
Про этику. Главные этические вопросы- зачем я живу, кто я, что делать, как делать, справделивость, право выбора добродетель и обязанности остаются за бортом вместе с Кантом, Шопенгауэром, Хабермасом, Аристотелем и Руссо. Вчера сын писал работу по этике. Им предложили выбрать по моральному вопросу и рассмотреть каждый с позиций различных философских школ: утилитаризма, позитивизма, идеализма, кантовского императива и пр. Сын выбрал недавний медийный скандал - можно ли убивать новорожденных детей. Разумеется, что различные философские подходы дают на выходе различный результат, но важно уяснить, что человечество уже собрало целый набор инструментов для решения подобных моральных проблем. Я читала эссе и только головой качала, насколько он более зрелый, чем я в том же возрасте.
На выбор были также вопросы: принятие новых технологий, развязывание войн, практика копирайта и пиратства, эвтаназия. Это то, с чем мы сталкиваемся каждый день и должны формировать свое отношение к этому.
Если это не учить в школе, то это все выплескивается в дурацкие дискуссии - можно ли наряжать детей богами ветра на усладу взрослым и чем это в принципе отличается от стояния у Вечного огня или изнурительные тренировки в балетной школе. Конечно отличается. Целями. И у каждого из этих примеров есть границы допустимого и есть ответственность взрослых. Если человек никогда не дискутировал сам с собой на эти темы, ему, очевидно, не понять, что ни один аргумент вроде: детям понравилось, родителям понравилось, это искусство - не катит в оправдание. Почему в программе нет этики - непонятно.
|
</> |