Об имидже Самары. «Запасная столица», «Перекресток России» и «Самароведение»
samara_pr — 31.01.2011 Статья была опубликована на сайте Самарской газетыА. Васильев: "Мне повезло. Пригласили в администрацию города на заседание экспертного совета по формированию имиджа Самары .
Я ВООБЩЕ люблю такие мероприятия. Потому что продолжаю упорно верить в силу слова и в то, что в споре все-таки рождается истина.
Понаблюдать за рождением истины было интересно. Инициатором собрания стала руководитель управления информации и аналитики городской администрации Елена Яшина. Она уже достаточно давно работает над вопросами создания устойчивого положительного имиджа Самары . И вот теперь, с новыми административными возможностями, вновь ринулась на приступ этой сложной темы.
Для приступа были собраны значительные силы. Журналисты, краеведы, работники образования, социологи и политические консультанты – все они вошли в экспертный совет по формированию имиджа города .
Для начала руководитель департамента экономического развития Самары Александр Карпушкин в двух словах убедил собравшихся в необходимости конструирования имиджа Самары . И не просто потому, что без имиджа как-то неудобно. А потому, что сейчас разрабатывается Стратегический план развития городского округа Самара до 2025 года, в котором внедрение в умы не только самарцев, но и всех россиян, а также иностранцев устойчивого положительного образа (то есть имиджа ) нашего родного города рассматривается как одно из важных условий экономического, научного и культурного развития Самары .
Вкратце ознакомила собравшихся с существующим положением дел в вопросе самоидентификации Самары Елена Яшина. Социологические исследования последних лет показывают, что мы, самарцы, лишены местного патриотизма. Так, только 3% респондентов называют Самару любимым городом. Около 50% - негативно отзывались о городе и горожанах, 56% молодежи хотели бы поменять место жительства, а 58% горожан не считают Самару комфортным городом для проживания. Ситуацию осложняет и тот факт, что у нашего города нет такой черты или признака, который являлся бы главным, системообразующим. Проще говоря, людям трудно сформулировать, за что можно любить город , так как у него нет четкого позиционирования. Если бы у нас самих было четкое понимание, что такое Самара и чем она особенна, то и другие, глядишь, потянулись бы и заинтересовались нашей красавицей на Волге, да и мы бы воспринимали ее более определенно. Те же исследования показали, что существует ассоциативный ряд из составляющих разной степени известности: «Запасная столица», « Самара космическая», « Самара купеческая», «Сердце России», «Перекресток России» и т. п. А единого образа Самары пока нет. При этом эксперты отмечают, что Самара - большой город с разнообразными ресурсами, и получается, что мы ( Самара и самарцы) очень разные, но без четкого образа. Но такое положение дел существует отнюдь не во всех городах страны, например Новосибирск называют «мозгом России», а Томск считается образовательным центром и т. д. Хотя база для развития имиджа у нашего города все-таки неплохая. У Самары высокий экономический, научный, культурный и творческий потенциал. Самарцы активны, конкурентоспособны, легко приспосабливаются к действительности, какой бы сложной она ни была. Осталось решить, в каком направлении приложить все эти положительные качества, чтобы город обрел запоминающийся образ. Сейчас в стенах самарской мэрии уже разрабатывается целый комплекс мероприятий по созданию понятного и позитивного имиджа города , рассчитанного как на внешнюю, так и на внутреннюю аудиторию. Экспертному совету по формированию имиджа областной столицы и предстоит оценить жизнеспособность сформированных специалистами предложений.
После этого и началась дискуссия о том, какими нам быть. Единства мнений не наблюдалось, да и для первой за несколько лет встречи на такую тему это неудивительно.
Главный редактор «Волжской коммуны» Ирина Лукьянова посетовала, что самарцы снимают с себя ответственность за город , «хотят, чтобы все менялось, не меняясь». При этом, по ее мнению, Самара может развивать имидж - идеальной модели среднестатистического комфортного для проживания российского города – « города , в котором хочется жить». Президент ТРК «РИО» Виталий Добрусин считает, что прежде чем что-то менять и создавать новое, хорошо бы сохранить то, что пока есть. Он справедливо отметил, что мы, самарцы, довольно плохо знаем историю и культуру родного города . И предложил (а позже в своих выступлениях к этому же возвращались и другие участники обсуждения) ввести во всех школах предмет «Самароведение», по примеру существующего уже с десяток лет в столице «Москвоведения».
Генеральный директор ТРК «Терра» Наталья Камбарова не согласилась, что самарцы — непатриоты своего города . Она считает, что самарский патриотизм есть, но он скрытый. Поэтому нужны дополнительные исследования, чтобы ключевые точки самарского патриотизма все-таки выявить. «Безусловно, исследования мы проводить будем. Более того, по некоторым позициям они уже запущены. Помимо этого на официальном сайте администрации города мы разместим анкету для горожан, включающую вопросы по ключевым позициям имиджа города », - заверила Елена Яшина.
Подключившийся к обсуждению генеральный директор ООО «Новости рынка недвижимости» Сергей Рязанов предложил целый ряд отдельных проектов, вроде Всероссийского градостроительного конкурса имени Григория Засекина (основателя Самары ), фестиваля шансона, конкурсов моды и красоты (ведь в Самаре самые красивые девушки, помните?), которые должны положительно повлиять на наш общий имидж .
Президент Фонда социальных исследований Владимир Звоновский в своем выступлении основывался на фактах сегодняшнего дня. Он назвал две темы, которые могут играть имиджеобразующую роль для Самары в ближайшие годы: «Самара и космос» и чемпионат мира по футболу-2018 (если Самара все-таки получит право на проведение нескольких матчей ЧМ). Относительно космической темы Владимир Звоновский заметил, что интерес к ней в России и в мире опять растет (вдобавок в нынешнем году исполняется 50 лет со дня первого полета человека в космос), да и Самаре есть чем похвалиться в этой области науки и промышленности.
Звоновскому частично возразил историк Глеб Алексушин, проректор Самарской академии государственного и муниципального управления. Он считает, что Самаре нужен яркий узнаваемый бренд, по образцу «Тула — город оружейников», «Иваново — город невест» и т.д. Но « Самара — космическая столица» таким брендом быть не должно. И вообще, надо прекратить погоню за титулом «столица». А имидж городу можно выстроить практически любой, нужна лишь упорная и целенаправленная работа в выбранном направлении.
Итог встречи подвел краевед, главный библиограф Самарской областной библиотеки Александр Завальный. Он процитировал А.С. Пушкина: «Мы ленивы и нелюбопытны». А для ликвидации этих недостатков поддержал идею о введении в школах предмета «Самароведение». Кстати, как отметили многие из участников, эта мысль впервые родилась добрый десяток лет назад, но так и не была воплощена. А еще Александр Завальный предложил начать работу в нескольких направлениях (в основном краеведческого свойства), для того чтобы по мере реализации проектов понять, какие из них находят больший отклик в сердцах самарцев и в дальнейшем пригодятся для формирования имиджа . Потому что встречаться и разговаривать на эту интереснейшую тему можно еще долго, но без жесткого администрирования работы до действий может и не дойти.
Елена Яшина и Александр Карпушкин заверили, что за администрированием и политической волей по созданию имиджа нашего города дело не станет. Поскольку, как и положено прагматичным управленцам, в администрации рассматривают имидж как важное условие инвестиционной привлекательности Самары и дальнейшего экономического роста. Кстати, Александр Карпушкин все два часа встречи внимательно слушал собравшихся, а не убежал через десять минут после начала, как это часто бывает с чиновниками, призванными придать вес мероприятию. Слушал, лишь иногда своими вопросами возвращая слишком размечтавшихся ораторов в более практическое русло, что логично для человека, отвечающего за экономическое развитие города . Так что ощущение неформальной заинтересованности администрации обсуждаемой темой есть.
Увидеть рождение одной окончательной истины, окончательного ответа на вопрос «Какой быть Самаре в глазах самарцев и всех остальных?» мне так и не удалось. Но первый шаг к этой истине все- таки сделан. Подождем дальнейших".
Мэр Азаров в своём интервью тоже заявил: "Самара должна стать запоминающимся, ярким брендом. Вся история человечества подтверждает, что бренд города гораздо устойчивее, чем даже бренд страны. Я хочу, чтобы Самара звучала на мировом уровне".
Так что берегись народ - брендирования не избежать :)
-------------------------------------------------------------------------------------------
Голосование на картинке - из группы в контакте ■ ■ ■ PR в Самаре - больше чем PR!!! ■ ■ ■
Состояние на 31.01.2011
https://bit.ly/2NkCkVi
Авто заработок от 5800 рублей в сутки
Гарантия возврата денег.