Об идеале
geliy — 14.05.2010 Как-то в комментариях к Майринку прочитал легенду о святом Христофоре (пишу по памяти).Жил молодой человек, весьма крепкий и сильный, который искал себе идеального сюзерена. Найдя более сильного, он тотчас оставлял слабого, и переходил в услужение к нему. Так, поменяв их довольно много, он попал в банду весьма свирепых разбойников, которых боялись все. Но вскоре он выяснил, что атаман боится сатаны. И тогда малодой человек стал служить сатане. Как-то, проезжая недалеко от христианского кладбища, сатана пришпорил коня, и он понял, что лукавый боится Христа. Тогда молодой человек раздал свое имущество, и стал служить Христу на одной из переправ. На себе он стал переносить людей вброд через реку. Так он работал довольно долго, перебиваясь кое-как скудным заработком. Однажды на переправе появился Мальчик, Который попросил перенести его через реку. Дело несложное, - подумал человек, и, посадив Мальчика на плечи, отправился в путь. С каждым шагом Мальчик становился все тяжелее, и хотя человек был очень силен, но
посредине реки он встал как вкопанный, не в силах сдвинуться с места. И тогда он услышал глас: "благословен ты, носивший на себе Христа!"
С тех пор его звали Христофор, то есть носивший Христа.
И мне вот подумалось, что в поисках, "делать жизнь с кого", выше Христа в человеческой истории никого так и не нашлось. Одни христоборцы радикально отрицали само существование Христа, пытаясь растворить его в нескольких абстрактных бродячих проповедниках. Другие старались его женить, обзавести детьми, состарить, то есть нивелировать сам образ Жертвы и Его искупительную роль, стянуть Его с неба.
Можно спорить о заблуждениях Церквей, об отступлениях от учения Христова, но никто не может сформулировать идеал нравственнее выше и чище Христа. Ни царевич Будда, бросивший беременную жену, ни воинствующий Мухаммед, ни образ преуспевающего практичного джентльмена современности не идут с Ним ни в какое сравнение. Кстати, любопытно, что никто не спорит с реальностью Будды или Мухаммеда, несмотря на все чудеса, случавшиеся с ними, - очевидно, именно потому что они неизмеримо человечнее. Потому что для человеческой души в этих людях нет подлинного вызова, они не цепляют те струны, которые приносят боль человеческой душе, боль от ее нынешнего болезненного существования, не обнажают ее совестью от окалины греха. Ведь хоть идеал Христа и недостижим в полной мере, но в то же время он имманентно присущ человеку, как-будто записан где-то на подкорке, во сне, в детстве.
Конечно, каждый из нас в жизни меняет своих сюзеренов, сталкивается и с идеалом разудалого разбойника, и с сатанинским идеалом вседозволенности. Но каждый из нас глубоко знает то, с чем зачастую не хочет соглашаться, и прислушиваться. С чем спорит и борется в бытовых житейских мелочах, что стонет и выворачивает совестью наизнанку все его уютное человеческое нутро. Есть лишь один-единственный Идеал, достойный человека, Который может поднять его над самим собой и превратить в Христофора.