о золотом эталоне
mmekourdukova — 03.01.2017 Прошу прощения, но я опять о вчерашнем . В том малом тексте, как в малой капле вод, отразилось большое и важное, и вот не могу я пройти мимо проговорки по Фрейду такого калибра, как –«являясь полной противоположностью китчу».
Зачем, спрашивается, вообще упоминать то, чем представляемый публике культурный феномен НЕ является? Мы же не пишем – полотна Рафаэля являются полной противоположностью бездарности, живопись Энгра есть полная противоположность непрофессионализму, иконы Мемлинга суть полная противоположность халтуре. Зачем же, с какого перепою понадобилась эта, скажем так, валоризация (или антивалоризация) китча, выбор его в качестве точки отсчета?
Есть у меня подозреньице, что причина такого странного поведения – в гомерическом градусе накопившегося на сегодняшний день отвращения к китчу в сфере сакрального искусства. Автор пассажа захлебывается, затыкает нос и зажмуривается. Тут у него наболевшее, тут его bête noire, жупел жупельный, нерукопожатный.
Что вобщем-то понятно. Так оно и есть. Есть отчего нос затыкать.
Но! Во времена создания этих, столь рукопожатных ныне, картинок, этой провинциальной кустарщины – в те времена, вот ведь какая запятая, магистральная иконопись не была китчем! А была просто искусством, «большим» и «школьным» (это у нас искусствоведов такие термины, означают, что в области создания икон работали лучшие общепризнанные художники, прошедшие лучшую общепризнанную школу). И досочки всяких северных писем красились вовсе не в пику некой сусальной казенщине, замусоленному «каноническому» кадавру, мимимишной дешевке, византийствующему карго-культу.
Они – честно красились. С опорой на свою локальную школу (пусть очень бедненькую) и с намерением сделать «как получше». Т.е. художники
Т.е. вот этот самый пункт, за который северные досточки похвалили, наверняка отсутствовал в сознании их авторов. Собственно, как раз этим досточки и ценны. Этим, а не корявостью своей. Не корявостью самой по себе, а верой в то, что и на мою корявость, если буду с ней бороться, Дух гармонии Небесной сойти может. Потому те досочки и не китч. Не «полная противоположность», а просто НЕ КИТЧ, да и всё. Или ещё проще – они суть искусство.
Мы же не говорим – «полная противоположность распущенности», а говорим – целомудрие. Не говорим – «полная противоположность глупости, трусости, подлости....», а говорим – ум, великодушие, достоинство.
И не говорим, «анализируя и выделяя», – вот какой замечательный чел! Он
А если говорим?..
Если мы так говорим, то – ах! – то лишь являем всему миру, каков тот аршин, которым мы мерим феномены окружающего бытия. Каков он, тот неразменный золотой эталон, который бережно хранится в Палате мер и весов нашего сэрдца.
(Это, кстати, совершенно как
Только у них этот бережно хранимый неразменный эталон был – академическая живопись.
Т.е. ТО (тогда) было ещё повидло).
|
</> |