О Яндекс.пробках и их баллах

топ 100 блогов mymaster31.08.2013 Аннотация: я думал, что этот текст выйдет на другой площадке. Поэтому я старался написать его очень взвешенным, академичным, чтобы не быть обвиненным в заказухе, только в педантизме. Но он не прошел. Значит я написал его не достаточно академично, можно его испортить под формат ЖЖ: внесу в текст пояснения, которые его окончательно испортят - тут все и так всех обвиняют в заказухе. Чтобы было яснее, что я дописал - оно будет наклонным шрифтом. Итак, я вам расскажу свое мнение о показатели Яндекс.пробок и степени его пригодности для оценки чего бы то нибыло.

В начале недели в интернете и электронных СМИ вновь началось активное обсуждение вечного вопроса – московских пробок. Поводом послужило предположение блоггера Евгения Шульца о сговоре между компанией Яндекс.Карты и Правительством Москвы, затеянном с целью убедить всех в снижении уровня пробок в столице этим летом. И, наверное, очередную теорию заговора от человека, который уже создавал миф об выводе средств за платную парковку на Кипрские офшоры, можно было бы не замечать… Как бы нелепо каждый раз реагировать на вбросы человека, который врет как дышит, причем исключительно теориями заговоров. Но психика не у всех перед выборами в порядке, так что теории заговоров всем приходятся на нужную почву. Так что, обсудить перед грядущими выборами многострадальную тему оказалось действительно выгодно многим.

Комментарии редакций СМИ к материалам по отчетам компании «Яндекс», и ранее принимали форму: «выделенные полосы не помогли в борьбе с пробками», или «Яндекс показал, что усилия правительства Москвы на МКАДе оказались тщетны». Масла в этот процесс подливали (и подливают) и сами аналитики компании, которые так и не сумели (или же не сочли нужным), доходчиво объяснить границы применимости своего счетного инструмента. Ну какая коммерческая компания выйдет и публично скажет, что их инструмент годится исключительно только на планирование поездки на автомобиле, да и то, с конской погрешностью, так что воспринимать их всерьез в любом другом качестве не стоит?.. В результате среди специалистов, обсуждающих вопросы реформы транспорта Москвы, уже давно появился шутливый ответ на вопрос о том, как москвичи узнают, о успешном решении проблемы пробок: «Посмотрят баллы на Яндексе».

И теперь, видя, как шутка, над которой сам улыбался еще год назад, попав на неподготовленную публику обретает силу нового явления, мне становится страшно за перспективы реформирования чего бы то ни было в России.

Транспортная система имеет очень большое число циклов колебаний нагрузки: от внутричасовых (в каждом начале часа люди склонны начинать поездку чуть более часто, чем в середине), до годичных (у нас есть предновогодние максимумы, и затяжной летний минимум). На эти колебания накладывается еще, как минимум три системных процесса: рост экономики (а значит рост числа людей, имеющих возможность приобрести или взять в кредит автомобиль), изменения характера экономической активности в регионе (например, чем больше безработных, тем меньше нагрузка на транспорт в часы-пик, или чем больше создается новых производств – тем концентрированней нагрузки часов-пик) и уровень развития всех видов транспорта (о том, что в случае плохого общественного транспорта люди активней покупают и используют личный, вроде бы сейчас уже никто не спорит).

Очевидно, что нет большой необходимости заканчивать Сорбонну по специальности «транспортная экономика», чтобы догадаться, что все эти факторы невозможно корректно отразить или даже примерно представить таким параметром как «уровень пробок в баллах». На эти процессы сверху накладывается еще несовершенство самого яндексовского инструмента – очевидно, что даже не изменяя никаких внутренних алгоритмов работы, точность информетра будет качественно зависеть от изменения числа автомобилей, подключенных к системе (а оно меняется непрерывно, причем тоже со своими циклами колебаний). Было бы интересно почитать аналитику Яндекса по оценке собственной мгновенной погрешности, и ее колебаниях. Было бы не плохо почитать и методику в плане усреднения результатов. Потом оценить как решается вопрос о вкладе в зависимости от категории улицы. Много есть вопросов чисто академического свойства, которые могут менять погрешность чуть ли не в двое. Вот как они сглаживают такие явления? Как подсказывает математика (ибо они IT-компания, и их сотрудники - математики), или как то было бы верно с точки зрения транспортного планирования (так как для него есть свой математический аппарат, в том числе свои стандартные графики и коэффициенты корреляции - но они описаны в монографиях по транспортному планированию - читали ли их кто-то в Яндексе)?

Но главное даже не это. Главным является тот факт, что целью реформы транспортной системы любого города является обеспечение передвижения ЛЮДЕЙ – а не МАШИН. И люди в городе перемещаются не только на машинах, а в случае Москвы, даже преимущественно не на личных машинах. По официальным данным у нас 80% корреспонденций приходится на общественный транспорт, и пассажиропоток на нем сейчас растет. Средняя загрузка машины тоже меняется от суток.. она меняется от типа дороги. Если бы у нас кто-то учитывал перемещения людей, то ему пришлось бы учесть и эти факторы. Яндекс.Карты не умеют измерять ни время движения, ни положение среднего московского жителя. На людях не стоят датчики GPS, особенно они не стоят на них в метрополитене. Поэтому и сам балльный показатель Яндекс.Пробок применим только для того, для чего создавался – чтобы перед выходом из дома каждый автомобилист мог еще раз подумать про себя мучительно: «а может быть сегодня все таки на метро?»

В рамках своей аналитики «Яндекс» изредка пытается оценить некоторые качественные параметры транспортной системы – пытаясь сравнить как изменилась ситуация не только для пассажиров автомобилей, но и для пассажиров общественного транспорта. Но эти скромные и по-научному выдержанные отчеты не содержат в себе почвы для красивых заголовков СМИ, а потому проходят обычно мимо широкой публики. При этом в добавок стоит признать что подобные отчеты, просто в силу отсутствия методики, не могут абсолютизироваться или представляться как истина. Реальные измерения подвижности населения в Москве выполняются в качественно иных системах: сбор информации проводится сотнями тысяч датчиков Интеллектуальной транспортной системы и на дорогах, и на общественном транспорте, их обработка проводится в математических пакетах серии PTV, использующихся для этих целей в крупнейших городах мира. Только вот эти результаты настолько специализированы, и академичны, что попасть могут только в монографии ученых – широкая публика о их существовании не подозревает. Причем если ей их сейчас дать - она завоет, что это все сочинило Правительство Москвы - а вот "Яндекс" - честный, потому что получает данные от москвичей, а не от непонятныных инфракрасных хреновин на столбах.

При всей очевидности этой картины, для любого, кто потратит пару минут чтобы подумать над ней, мы тем не менее на этой неделе в очередной раз увидели простой факт: в такой болезненной сфере, как реформа транспорта, разумные доводы для широкой публики не работают, а работают любые, в том числе самые нелепые слухи. Поэтому на благодатной почве новый миф, родившийся из кулуарного анекдота специалистов, разросся в общественном сознании, и без всякого сомнения дал и корни и побеги, которые будут мешать делать правильные дела правильными способами.

И в этом как раз стоит истинная «скандальность» обвинений для Правительства Москвы: это как же надо работать с информацией, с существующими террабайтами данных, с квалифицированными учеными-транспортниками, чтобы по прошествии стольких лет с момента начала транспортной реформы все вокруг судили о ее ходе по баллам на интернет-сервисе!

Всем специалистам отлично известно, что на практике от начала подобной масштабной реформы, до появления именно практических результатов «на улице», которые жители оценят «на глаз», проходит не менее пяти лет. Всем было отлично известно, что реформа, которая затронет основные формы экономической активности жителей, непосредственно повлияет на стиль жизни каждого человека в городе, не может проходить просто, без попыток противодействия, возможности скатиться в скандал… И вот именно в этих условиях чиновники-реформаторы умудрились допустить, что у них нет ни средств, ни знаний, ни навыков – как представить публике результаты своей вполне успешной работы. Мне особенно обидно за это, потому что я в кабинете Михайлова убеждал его больше года назад, что надо очень много усилий направить на ОБЪЯСНЕНИЯ своей работы, представление РЕЗУЛЬТАТОВ, выдачу аналитики и статистики. А он не понимал. Он был уверен, что достаточно хорошо делать хорошее дело, и что все будут довольны. Он искренне не понимал! Не знаю как сейчас - сколько скандалов и пересуд могут повлиять и научить... Но тогда было горько смотреть на непонимание, а сейчас на то, что так ничего и не сделали.

Робкая надежда на изменение ситуации, впрочем, сейчас есть. Как я писал на «СитиБум» плоды московской интеллектуальной транспортной системы должны созреть к концу этого года. Уже в разработке и подготовке к применению многочисленные удобные для пассажиров сервисы, в том числе возможность отслеживать местоположения общественного транспорта в реальном времени, вывод данных о ситуации на дорогах с датчиков ИТС… Открытая публикация массивов информации о транспорте, доступность ее для жителей города на Интернет-ресурсе транспортной системы - все это в теории может помочь «переломить монополию» показателя Яндекс.Пробок, укоренившегося в общественном сознании сейчас. Чиновники обязаны обеспечить широкую публикацию в доступной и понятной форме для всех результатов научных исследований транспортной системы Москвы. В крупнейших городах мира аналитические отчеты по разным темам транспорта публикуются, чуть ли не каждую неделю – на сайтах ведомств, доступных для горожан. Все это представляют и оформляют так, чтобы любой и каждый – не зависимо от уровня подготовки – могли разобраться и оценить реальные результаты деятельности транспортной системы.

И да - мое мнение - что первую скрипку должно играть профильное ведомство. Оно должно ПЕРВЫМ запустить сервис для жителей, он должен быть сделан по их ТЗ, ими эксплуатироваться, корректироваться их учеными, если это будет требоваться для повышения точности. Это не та работа, которую можно передавать сторонней коммерческой компании по принципу "вот вам в подарок еще немного трафика и абсолютная монополия". Яндекс сейчас ноет, что ему не дают ГЛОНАСС. Естественно! Это его святой коммерческий интерес, попытаться получить эти данные раньше, чем их грамотно представят транспортники. В отсутствии у них сайта это называется "захватить рынок на всегда". Будь я на месте Ликсутова я бы обязательно дал бы данные  и ГЛОНАСС и ИТС - Яндексу, Гугль, Маил.ру и всем остальным игрокам. Одновременно, через интерфейс доступа и API. Через полгода, после того, как наладил и отработал бы собственный сервис, сделал мобильные приложения и все-все все, что может быть нужно пассажиру, а также провел модернизацию всего по замечаниям пользователей. Пусть улучшают хорошую систему, а не создают монополию. Это КОММЕРЧЕСКИЕ компании - только очень тупая власть может подарить им эти данные просто так. Естественно, пользователи никогда такое не одобрят. Но власть обязана думать не только о мгновенной выгоде пользователей, но и о среднесрочной выгоде всего общества. Нет у общества интереса в создании супер-IT-монополиста из Яндекса. Он не нищий, и далеко от банкроства, чтобы дарить ему много подарков. Так что их комментарии по проблеме Яндекс.пробок и передачи им данных у меня создают впечатление попытки менеджеров компании оказать давление на власть. Лучше бы внятней объяснялись с прессой, о границах применимости своих баллов.

Только вот правильно ли теперь оценивают важность этой задачи руководители Департамента?.. Научили ли их чему-то за эти годы всяческие скандалы и попытки давления?.. Пока нет уверенного ответа на этот вопрос, лично мне за перспективу транспортной реформы Москвы будет страшно. А глядя на то, как реагирует общество на все это - мне страшно за любые улучшения в России - как их делать вообще можно, если в таком стиле проходят хорошие дела, хорошими методами?..

View Poll: узнаем правду


Оставить комментарий

Посты по теме:
Инструмент для размещения контекстных рекламных объявлений на страницах Яндекса и на сайтах-участниках ...
Возможность загрузки и поиска видео по ключевым словам или тегам. Рейтинг популярных и обсуждаемых ...
Сегодня мы представляем долгожданный клиент Яндекс.Диска для Linux. Можно было бы даже сказать «специально для Хабрахабра», так как ни одно упоминание Диска здесь не обходилось без вопросов о...
Чаша терпения переполнена. Непонятно, что случилось с Я.Пробками, но их показания с недавних пор стали излишне оптимистичными. Налицо либо существенное ухудшение точности отображения дорожной ...
Обстановка: «Яндекс» показывает «жёлтую пробку», на самом деле ситуация ближе к красному. На пересечении с МКАД произошла авария, «Газели» перекрыли две полосы, что, конечно, дополнительно тормозило движение.
Буквально пару часов назад в Санкт-Петербурге завершился открытый чемпионат по программированию Яндекс.Алгоритм 2013. Состязания состояли из нескольких онлайн-раундов по 100 минут, за победу...
29.08.2013 16:47 Яндекс выпустил консольный Linux-клиент для Яндекс.Диска. Компания Яндекс выпустила официальный Linux-клиент для работы с сервисом хранения файлов Яндекс.Диск. Программа пока поддерживает ...
Архив записей в блогах:
Я очень давно не писала,  да и не читала ЖЖ.  Была занята своими делами.  Так что из новостей-  мы с сыном уехали.  В Ереван к младшему. Пока навестить,  а там посмотрим.  А поскольку с нашей страной нельзя быть уверенным ни в чем-  даже котов ...
Проституция в России, конечно же, есть. Но официально ее как бы не существует... Между тем, пожелать женщину – это так естественно для «боеспособного» мужчины. А на коммерческой основе – это тоже естественно? И чем должна быть защищена женщина, бизнес которой заключается в том, ...
Счастье - удивительное и многогранные понятие, которое для каждого человека имеет свой собственный облик и значение. Оно олицетворяет состояние полного благополучия и удовлетворенности, а также эмоциональную гармонию и радость, которые переполняют нас внутри. Однако, счастье - это нечто ...
Всем привет! Я думаю все, кто немного знаком с моим творчеством, знают, что я очень люблю минимализм, в любых его проявлениях. Вдохновило меня фото из Пинтереста, к сожалению в статье все фотки были недоступны, поэтому автора не знаю. Стиль Ваби-Саби. Переводов много, учитывая наш ...
во времена моей молодости я позволяла себе загорать без лифчика. в каких-то там ...