О работе.

топ 100 блогов marinni02.03.2010 Немного по пошив костюмов.



Пошивочный цех у нас был очень хороший, работали там уникальные мастера, я с такой благодарностью их вспоминаю! Все делали- и сложнейшие наколки и драпировки турнюров и кринолинов, и любые виды отделок. Шляпницы были замечательные, ученицы дореволюционных мастеров, они могли из ничего- простой атласной ленты и дешевого кружева сделать шедевры . Цветы искусственные роскошные делали по фотографиям или открыткам, я такого исполнения больше нигде не видела.
Только вот ТТЦ (Телецентр) и "Экран" были разными организациями, хоть и находились в одном здании и в одном ведении. Пошивочный цех "Экрану" не подчинялся, выполнял, в основном, заказы для телевизионных редакций. Поэтому можно было прийти туда с сотней эскизов, а принимали у тебя едва ли половину. Как только мы не ухитрялись- и менялись с другими художниками по времени, и растягивали график, и что только не делали, лишь бы костюмы взяли в пошив. Дело в том, что одновременно с пошивом идут еще кинопробы и подбор костюмов на складах. Бегаешь по бесконечным останкинским коридорам в режиме "Фигаро здесь, Фигаро там", расстояния там нешуточные, все цеха в разных концах на разных этажах. Так что в другую пошивочную мастерскую ездить ни художник, ни актеры физически не смогут, да и мест, где хорошо исторические костюмы шили, в Москве было очень мало и они были загружены своими заказами.
Еще одна большая сложность была в том, что в нашем пошивочном шили не по факту, сложившемуся в результате примерок- а так, как нарисовано на эскизе. То есть сначала описывался эскиз, сметная группа подсчитывала его стоимость, и художник после этого изменить ничего не мог. То, что у тебя менялся актер и , соответственно, размер и фасон- никого не волновало, если было нарисовано 7 рядов оборок- пришивали ровно 7, а не 6 или 8, так что продумывать эскизы надо было до мелочей. Тут меня художники поймут и наверняка посочувствуют- очень трудно, практически невозможно все предугадать, когда даже облика актера не знаешь.

Никаких отделок для исторического костюма тогда в СССР не продавалось, особенно отделок под золото и серебро и элементарных тканей с люрексом. Но нам было еще хуже: в пошивочном были в наличии только белый х/б бархат, атлас,креп, корсетные и технические ткани. Тканей с "историческими" рисунками практически не было. А в магазинах мы купить ничего не могли- только по чеку до пяти рублей или по безналичному расчету, но на него нужно было пробить лимит в министерстве торговли.
Этим занимался отдел подготовки сьемок, иногда такой лимит давали, но тоже с ограничениями- мы могли покупать вещи и ткани только производства СССР и соцстран, остальной импорт считался дефицитом и продавался только за наличные деньги. Тут надо обьяснить ситуацию- у каждой организации этих безналичных денег было много, смету на костюмы утверждали любую, но вот что касается реализации этих безналичных, как сейчас бы сказали-"виртуальных" дензнаков - торговле они были не нужны. Иногда в министерстве торговли разрешали лимит на комиссионные магазины, в них можно было какие-то ткани подыскать и через них оформить покупки старинных вещей по обьявлениям. Когда такие лимиты давали- это был праздник, группа давала машину и обьезжались и обыскивались все комиссионки. Но и в них не удавалось найти то, что конкретно надо. Поэтому, например, всем известный по книге "12 стульев" "серый в яблоках" костюм Остапа Бендера превратился в фильме в "коричневый в разводах", мы всю Москву обьездили, но ничего более подходящего не нашли, да и то- ткань эта была из жуткой дешевой синтетики для штор.
Также иногда удавалось получить лимит для покупки тканей на фабриках, но ассортимент там был очень бедный, только один-единственный раз мне удалось купить красивые ткани для камзолов и платьев на шелковом комбинате в экспериментальном цеху, так потом эти костюмы просто не сходили с экрана лет двадцать, их везде снимали- от рекламы до КВНа, пока они в конец не износились, наверное. Самое интересное- даже если художник или актер хотел принести для костюма свою ткань- ее нельзя было документально оформить от частного лица, никаким образом. Таких казусов было много, опять же выручало оформление через комиссионный магазин.

С отделками было еще хуже, то есть их не было вообще. Никаких, кроме жесткого галуна для погон и жуткой, копеечного вида тесьмы. Кружево у нас было утильное, так оно и называлось: "утильное-супергарант", на складе пошивочного цеха стоял большой мешок с обрезками и браком с кружевной фабрики, его содержимое вываливали на пол и подбирали из этих обрезков комплекты на отделку. Широкого кружева практически не было, поэтому его имитировали вышивкой на тамбурной машинке по тюлю, рисовался орнамент, и по кальке вышивались петельным швом десятки метров кружева. Таким же образом делались кружевные накидки и мантильи, иногда и целиком платья расшивали. Но такая вышивка была плоской, поэтому на нее еще наносили рельеф из тонкого тюбика. Для ТВ это сходило, но в жизни и на кинопленке смотрелось по-бутафорски, поэтому для рельефного кружева мы использовали другие приемы. Покупалось кружевное полотно- в просторечии "гипюр" из ГДР, рисунок маленькими ножничками разрезался на фрагменты, перекомпоновывался в нужный орнамент и потом по лепесточку и цветочку пришивался на ткань или тюль. Это адская кропотливая работа, цех часто отказывался такую делать, поскольку ни в какие нормы выработки это не укладывалось, тогда мы уже сами в костюмерных все это вырезали и нашивали.
Переделка
----------------------
Как еще мы выходили из положения- иногда можно было получить разрешение на переделку старых костюмов из дореволюционных тканей, их у нас было немного, поэтому старинные ткани и кружево не по одному разу перекрашивались, а отделки перешивались с костюма на костюм. Кое-что удавалось купить у населения, даже совсем негодные вещи ради вышивок бисером или стеклярусом покупались, потом отделки спарывались и по кусочкам перешивались на новые костюмы.
---------------
Самая большая проблема была с перьями и боа, сейчас их полно в театральных салонах, а тогда их не было нигде. Перья, особенно страусовые- плохо хранятся, а государство их не закупало- это же импорт за валюту. На птицефабрики ездили за куриными перьями и сами из них собирали боа, а что было делать.

-----------------
Стразов специальных тогда тоже почти не было, в основном, покупали или собирали по знакомым бижутерию, разделывали на камни и нашивали. В ход шло все более-менее подходящее- например, у Зельдина в "Дуэнье" брошка на жабо-это пряжка с моих туфель.
Иногда знакомые или члены группы приносили свою старинную бижутерию, берегли такие вещи очень- не дай бог, потеряется на сьемках, а на крупном плане заменить такие вещицы ничем нельзя. На той же "Дуэнье" режиссер заставил актеров бежать через реку, там камни скользкие, плюс актрисы кринолинами, как ковшом, воду зачерпывали, Ира Муравьева в очередной раз упала- (он ее до этого еще в одной сцене через реку заставил бежать), на этот раз очень сильно,- так, что разорвалась цепочка и пропала большая уникальная подвеска на шею, старинная наследственная вещь художника-гримера. Хорошо, что крупно этот кулон не успели снять, а вообще- потеря мелочей- это одна из характерных причин накладок в кино. Какой-нибудь шарфик или мелкую деталь так легко забыть или потерять в суматохе выездных сьемок, этих мелочей ведь десятки на картине. Тем более, что вся сьемочная группа размещалась тогда в одном автобусе,- актеры, группа, осветители с приборами, костюмы и реквизит. Там же переодевались и гриммировались, об отдельных костюм- и грим-вагенах мы тогда и мечтать не могли.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
От val000 ( Валерий Аллин ) По дороге на работу я слушаю аудиоспектакли. Пелевин включился сам сразу же после «Капитанской дочки» ( читает Смоктуновский – рекомендую) – пришлось слушать. Я пропустил 9 предыдущих романов Виктора Пелевина из-за того, что самое ...
На улице торфорезов который. Находится в Бремене. Отвык я от ...
возле дома есть приличный салон - там кондиционеры, удобные кресла, все дела. записалась на маникюр, узнав что он проходит в кондиционированном кабинете. пришла, а кондиционер выключен, мастер с радикулитом, боится и не включает. я отказалась делать в духоте маникюр (не выдержу), дала ...
Ежегодно в одном уютном сообществе под Новый год участвую в новогодней карусели «Тайный дед Мороз». Текущий год не исключение. Но именно в финале уходящего 2021 года я впервые написала деду Морозу о том, чего мне не хватает на текущий момент для полного счастья. Теперь думаю, а что же я ...
Во-первых, знаменитая «анатомия» скорее всего – подлинная. Разговор с этим самым Гиви – был. Это видно было сразу из того, как путано, неохотно его отрицал Удальцов. Я тогда написал очевидную вещь: если это ложь – подайте на «анатомов» в суд. ...