О некоторых речевых штампах и идеологемах: премыслие
edgar_leitan — 09.07.2016Нашёл среди сетевого мусора такую вот картинку (подскажите, как называется эта категория катинок? Кажется, это ведь не демотиватор. А что тогда?). Картинка эта вдруг заставила подумать о "мусорности" нашей современной бытовой речи (в данном случае русской, но то же самое касается и хорошо знакомой мне немецкой), проецирующейся на зафиксированные и широко представленные в Интернете образчики, наполненности её разного рода неотрефлексированными штампами, создающими вроде бы ощущение успешной коммуникации, но на самом деле производящими "туман безмыслия".
К самому высказыванию, случайно подтолкнувшему меня к этой маленькой рефлексии. Я бы не сказал, что изготовление современных протезов для инвалидов — это "духовность" или "нравственность". Что же это тогда? Это свидетельство, во-первых, наличия в стране высокоразвитых, самых современных — в данном случае медицинских — технологий, а также признак хорошей социальной медицины, если бионические протезы эти инвалиды получают по обычной карточке медицинского страхования, а не за сотни тысяч или миллионы наличных денег. Иначе говоря, это показатель уровня технологической и общественной цивилизованности той или иной страны.
Что такое "духовность" — мне вообще не очень понятно, кроме того, что это расхожая (ср. у Мережковского "Что пошлó, то пóшло") идеологема, используемая в примитивной идеологической борьбе (a идеологическая борьба всегда примитивна, поскольку использует готовые штампы или слоганы вместо сложного процесса осмысления тех или иных явлений), а также трудноопределимая категория эстетической (само)стилизации, связанная с отцензурированными на предмет благонадёжности коллективными представлениями господствующей религии.
"Нравственность" же в смысле нравственного акта, а не абстрактного нормативного свода или смутно ощущаемых "традиционных устоев" — всегда сознательный акт отдельной личности, руководствующейся в конкретных ситуациях надличностными этическими принципами, необязательно конкретно-конфессиональными. "Нравственность общества" подобна "средней температуре по больнице".
Начинать объяснение абстрактных терминов или идеологем с оборотца "это когда" — чрезвычайно плохой стиль. Насколько я понимаю, подобное дурновкусие теперь широко распространено в соцсетях. Оно в чём-то подобно знаменитому росскому оборотцу-речекарциноме "как бы", являющемуся либо абсолютным плеоназмом, то есть раздражающим речевым мусором, либо свидетельством субъективной неуверенности говорящего, либо же объектвной неточности высказывания.
А что именно Вы понимаете под "духовностью"? Возможно ли, с Вашей точки зрения, точно определить или хотя бы примерно очертить данную идеологическую и эстетическую категорию?
|
</> |