О навыке чтения

топ 100 блогов semirina06.08.2011 Спасибо всем, кто прошел тест навыка чтения, поясняю, зачем я к вам приставала.

Этот тест – из диагностического комплекта Л.А. Ясюковой.
И когда она на семинаре про него рассказывала, она сказала, что дефективное чтение – штука очень распространенная, и многие старшеклассники не читают литературу и считают серьезные книжки фигней именно потому, что читать не умеют: у них смысловая единица восприятия текста – отдельное слово, а не предложение.
И более младшие дети по этой же причине не любят читать – надо навык правильно сформировать, и тогда начнет сам читать.

Она утверждает, что из-за особенностей обучения чтению, который принят в современной школе, детей с дефективным чтением сейчас огромное количество.

И вот она дала этот тест, а я сижу, думаю – «Тест-то ерундовый… не может быть, чтобы кто-то настолько не чувствовал язык, чтобы вставлять не то, что нужно».

Каково же было мое изумление, когда в нашей группе (все девушки с высшим образованием) нашлось несколько человек, которые реально вставляли слова очень странно.
Например, «ни один МУХА не проникал сквозь…» и все такое.

Ну так и вот.
Среди вас тоже нашлись люди, которые этот тест не прошли на все 100%.
Правда, не так много (вы мне вернули веру в человечество), но есть.
То есть на самом деле оказывается, что навык чтения может быть не полностью сформирован и у взрослого человека.

Ключ к тесту:

1 - леса
2 - птица, птичка
3 - луч света, лучик, луч, звук
4 - густые
5 - стояли, деревьев стояли, встали
6 - тихо
7 - слышала
8 - листа, листочка, листика
9 - под
10 - не бывала, не была, не ходила
За каждое совпадение дается 1 балл.

(Далее копирую кусочки из методички Л.А. Ясюковой)

Зона 1 - (0-4 балла)
Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает слово или части слова, коренная основа. Ученик образно, обобщенно воспринимает слова (угадывает), может не видеть падежных окончаний или окончаний, характеризующих время, число. Только тогда, когда он читает очень медленно, то может точно воспринять смысл слова. Однако при медленном чтении ему трудно схватывать смысл предложения, т.к. подробно разбирая слова, он затрудняется с удержанием их в памяти. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз. Самостоятельно не читает не только книг, но и тексты в учебниках.
Пишет он настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Допускает ошибки при списывании текстов (даже при хорошем произвольном внимании), так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный. Диктанты, изложения и сочинения не может писать совсем.

Зона 2 - (5-7 баллов)
Навык чтения сформирован еще не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения понимается не сразу, а как бы складывается из двух-трех кусков.
При неполноценном навыке только короткие рассказы или сказки оказываются доступны для понимания, но для подростка они уже не представляют никакого интереса по содержанию, поэтому он их тоже читать не хочет.
Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неискоренимы. Много ошибок может встречаться в окончаниях там, где надо согласовывать отдельные части сложно построенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно контролировать может только словосочетания, отдельные части предложения, но не все целиком.
Относительно грамотного письма подросток может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.

Зона 3 - (8-9 баллов)
Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого подросток схватывает сразу. Пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Если ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются, и проблемы исчезают. Читать он может много и с удовольствием, если с самого начала ему «не отбили» желание читать. Уровень навыка чтения вполне достаточен, чтобы на его базе сформировалось грамотное письмо. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.

Зона 4 - (10 баллов)
Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении подросток не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, характерные для того или иного автора. Закладывается база гуманитарных способностей, формируется литературный вкус, развивается эстетическое восприятие. Грамотность может быть абсолютной. Если ребенок все же пишет неграмотно, то тому имеются другие причины.

Вот. Может, эта информация кому-то пригодится, если у ребенка сложности с обучением в школе.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вчера на красной площади пошел показ осенне-зимней коллекции Dior и, разумеется, московский бомонд не мог пропустить это событие. Надели все лучшее сразу вещи бренда и пошли. Я, просматривая фото с мероприятия, обалдела - какие-то коровы в дорогих вещах и выглядят как выпускницы ПТУ. ...
Как человек больше 10 лет пытающийся избавиться от огромной жеппы, никак не могу въехать в новую моду на перекачанные задницы. Все 10 лет смотрю в спортзалах на тощие попы и завидую. И пытаюст понять, что они там забыли. Думала, что для профилактики наверное. Чтобы не разнесло. Нет ведь! Н ...
вопросы к участникам проекта "малый некромобиль возмездия" что делать если негодяй окажется на быстром автомобиле и будет глумиться над вами? что делать если он принудит вас к общению путем применения грубой физической силы или подручных средств? что если он отнимет сратор у команды? что ...
Прихожу на экзамен, жду распечатанных заданий, выдают листочки с циферками, что-то говорят, типа слушайте и прочее. Ах, догадалась я, первая часть будет listening. Ну, ладно, слушаю... К концу диалога, я уже забываю, о чем была речь в самом начале, хватаюсь за знакомое слово, и обвожу ...
Несколько фактов про суд ООН и что может последовать: 1. Международный суд (МС) (не путать с Международным уголовным судом), является высшим судом ООН, в него состав входят 15 судей – которые будут расширены дополнительным судьей от каждой стороны в деле Израиля. 2. МС не может ...