о фатальной последовательности мыслепреступлений
mmekourdukova — 18.02.2018
Как-то вдруг встретились в галаве моей два
небольших текста, очень, в сущности, похожих.
Обое классические, вы их наверняка знаете.
Но при всем их сходстве – мне кажется, что один из них депрессивнее
другого. Унылее, страшнее, безнадежнее. Вот только не могу понять,
который из двух.
Даже не знаю, какой первым показывать.
Поставлю два подката, для читать в любом порядке.
1.
«На него напал панический
страх. Бессмысленный, конечно: написать эти слова ничуть не
опаснее, чем просто завести дневник; тем не менее у него возникло
искушение разорвать испорченные страницы и отказаться от своей
затеи совсем.
Но он не сделал этого, он знал, что это бесполезно. Напишет он ДОЛОЙ СТАРШЕГО БРАТА или не напишет – разницы никакой. Будет продолжать дневник или не будет – разницы никакой. Полиция мыслей так и так до него доберется. Он совершил – и если бы не коснулся бумаги пером, все равно совершил бы – абсолютное преступление, содержащее в себе все остальные. Мыслепреступление – вот как оно называется. Мыслепреступление нельзя скрывать вечно. Изворачиваться какое-то время ты можешь, и даже не один год, но рано или поздно до тебя доберутся.
Бывало это всегда по ночам – арестовывали по ночам. Внезапно будят, грубая рука трясет тебя за плечо, светят в глаза, кровать окружили суровые лица. Как правило, суда не бывало, об аресте нигде не сообщалось. Люди просто исчезали, и всегда – ночью. Твое имя вынуто из списков, все упоминания о том, что ты делал, стерты, факт твоего существования отрицается и будет забыт. Ты отменен, уничтожен: как принято говорить, распылен.»
2.
«Смирения же два, так же как и две гордости. Первая
гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и
бесчестит его как ничего не значащего, а себя считает выше его,
— таковый, если не опомнится вскоре и не
постарается исправиться, то мало-помалу приходит и во вторую
гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и
добродетели свои приписывает себе, а не Богу, как будто сам собою
совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощию Божиею.
Поистине, братия мои, знаю я одного, пришедшего некогда в сие
жалкое состояние. Сначала, если кто из братий говорил ему что-либо,
он уничижал каждого и возражал: “Что значит такой-то? нет никого
достойного, кроме Зосимы и подобного ему”. Потом начал и сих
охуждать и говорить: “Нет никого достойного, кроме Макария”. Спустя
немного начал говорить: “Что такое Макарий? нет никого достойного,
кроме Василия и Григория”. Но скоро начал охуждать и сих, говоря:
“Что такое Василий? и что такое Григорий? нет никого достойного,
кроме Петра и Павла”. Я говорю ему: “Поистине, брат, ты скоро и их
станешь уничижать”. И поверьте мне, чрез несколько времени он начал
говорить: “Что такое Петр? и что такое Павел? Никто ничего не
значит, кроме Святой Троицы”. Наконец, возгордился он и против
Самого Бога и таким образом лишился ума. Посему-то должны мы,
братия мои, подвизаться всеми силами нашими против первой гордости,
дабы мало-помалу не впасть и во вторую, т. е. в совершенную
гордыню.»
Один
принадлежит авве Дорофею, другой Джорджу Оруэллу.
Не могу, сталбыть, сообразить, который депрессивнее.
Может, у вас есть мнение?
|
</> |