Ну так про взрослость и зрелость.

топ 100 блогов knjazna18.11.2010 Извините за некоторое опоздание, так уж получилось.

Основной параметр, позволяющий отличить одно от другого - это произвольность. Если хорошо пошариться по словарям и поисковикам, то вы найдете это слово в сочетании с другими интересными словами, вот такими:
Произвольность внимания – это умение направлять свое внимание и удерживать его на необходимых в данный момент предметах и явлениях, не отвлекаясь на более яркие, броские.
Произвольность восприятия – умение самостоятельно, целенаправленно наблюдать, выделять наблюдаемый объект, событие из массы других.
Произвольность памяти – умение самостоятельно поставить цель, запомнить и вспомнить.
Произвольность поведения – умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением.
Развитие произвольности - процесс, связанный, для начала, с возрастом и физиологическими возможностиями личности. Еще точнее - с созреванием лобных отделов головного мозга. Эти отделы только-только формируются к 7 годам, до этого периода управление поведением затруднено.
Социальная ситуация, однако, тоже играет не последнюю роль в развитии происзвольности. И влияет на ее формирование.

Что же такое произвольность как параметр? Это умение и навык делать не то, что "само собой делается" посредством родного тела, речи и прочих возможностей, а то, что принято осознанное решение делать именно теперь и именно так. То есть: усилием воли прекратить действие, которое "само лезет наружу" и выполнить намеченное, даже если не очень хочется, но нужен результат.
И кстати, если набрать слово "произвольность" в поисковике, то каждая вторая ссылка будет содержать сочетание "произвольность + осознанность" - и неспроста.
НО.
Все, что вы можете найти в сети по этой теме, вас отошлет к дошкольному возрасту и навыкам, необходимым для нормального учения в начальной школе. Особенно умилительны те статьи, где авторы точно называют возраст, в котором ребенок едва-едва способен на усилие по подавлению непроизвольного поведения и выполнению поставленных задач (7 лет), и при этом уверенно говорят, что формирование произвольности - это важное условие ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ, впрочем, не будем о грустном.
При этом.
Поведение, изначально сформированное как произвольное, может впоследствии выполняться непроизвольно, и даже если результат как таковой уже не особенно нужен и интересен. Осознанность при этом, разумеется, в ситуации не участвует, она бегает где-то в другом месте. И "само по себе" лезет наружу уже не спонтанное соотвествующее обстоятельствам поведение, а выученный когда-то шаблон, не имеющий отношения ни к внутренний, ни к внешней ситуации.
И
если поведение человека не носит откровенных и однозначных признаков спонтанности, то есть естественной и непосредственной реакции на самый мощный стимул из действующих здесь-и-теперь, то это значит что он умеет по крайней мере первую составляющую произвольности: подавление непроизвольной реакции;
если он при этом еще и может что-то делать мимо этого стимула, каким бы сильным он ни был, то он умеет и... а вот кстати, что это такое?
Это, господа и дамы, рутина - сформированный шаблон поведения, годный для ряда ситуаций, в которых человек может оказаться и на который он может опереться, если ему нужна опора в собственных действиях. Поэтому рутина тактически важна. Каждая сформированная. Без исключений.
Однако.
С точки зрения социальных стратегий рутина может быть не менее неудобна, чем спонтанность. Если не более. Так как рутинное поведение - жесткое и заданное один раз, или это не рутина - ориентируется на правило и принцип, а не на сумму обстоятельств. То есть, фактически, если раздражитель попадет по правилу или принципу, являющемуся стартером рутины, то человек может выполнить рутину вне зависимости от того, каковы его планы и интересы в данных обстоятельствах. Это особенно верно для тех рутин, в формировании которых участвовал не только сам индивид, но и значимое для него лицо (лица).
То есть: неумение подавлять спонтанность и действовать намеренно и осознанно - это проблема, после определенного возраста. Формирование рутин (жестких моделей поведения, применимых в группе ситуаций) помогает эту проблему как-то забороть, но этого мало. Для того, чтобы поведение было по настоящему произвольным и осознанным, а значит - гибким и адекватным ситуации, надо уметь и рутины забарывать тоже. В противном случае вместо взрослого существа получаем полуавтомат, с очень большим скрипом вписывающийся в повороты и (в силу наличия возможности) еще и громогласно требующий, чтобы его жертвенность заметили, оценили и зауважали, потому что вот он в отличие от некоторых себе спонтанность не позволяет и жить хорошо не хочет. Взрослый потому что.
Но, ребята, зрелость от взрослости тем и отличается, что зрелая личность ЗНАЕТ, где спонтанность возможна и даже желательна, УМЕЕТ отказаться от безопасной рутины в пользу рискованной спонтанности - и не пораниться об окружающую действительность чересчур сильно, МОЖЕТ сформировать новую рутину взамен уже имеющейся по мотиву, который взрослому человеку на уши не налезет, вот по такому потому что я так решил - и не требует от окружающих оплачивать его внутренние эмоциональные счета к самому себе. А они, кстати, у взрослых индивидов - в отличие от зрелых личностей - могут выглядеть весьма внушительно, куда там чекам из гипермаркета. От того, кстати, и вопли про то, что "мы не некоторые, мы все правильно делаем, как учили"... ну да бог бы с ними. Он их и простит. Если и когда сочтет нужным.


Итак:
умение и навык
организовать или найти себе условия,
в которых однократно выученные шаблоны, однократно созданные рутины, однократно сформированные навыки поведения будут годны ВСЕГДА и их можно будет не менять долго, как можно дольше (лучше всего десятилетиями)
в которых подавленное спонтанное поведение заменено шаблонами, которые подавить волевым усилием еще труднее, чем спонтанное поведение, (не верите? а попробуйте)
в которых нет необходимости как-то учитывать свое эмоциональное состояние и внешние реалии, поскольку первое неважно, а второе не меняется (или кажется неизменным)
есть взрослость,
а умение и навык
в сложившихся обстоятельствах ориентироваться во внешней ситуации и своем эмоциональном состоянии
выбирать поведение из имеющихся форм согласно своим интересам в данных обстоятельствах и реализовывать его
сохранять уверенность и эффективность в меняющихся обстоятельствах
менять обстоятельства на другие согласно своим интересам и целям и создавать новые формы поведения для новых обстоятельств
есть зрелость.

И есть еще момент, про него вторым заходом.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Под катом - липецкая область. Круглые оспинки на многострадальном теле страны - следы водородной дегазации. Возле многих "оспинок" - белесые места, это разрушение водородом плодородного слоя. Вот что пишет об этом Ларин: "На Русской платформе ...
В этот день, 22 декабря 1790 года (11 декабря по старому стилю) русские войска под командованием А.В. Суворова штурмом взяли Измаил. . Картина А. В. Русина "Въезд Суворова в Измаил"    Взятию этой крепости предшествовали знаменатедбные события русско-турецкой войны ...
  Парни из «ливерпульской четверки» добились головокружительного успеха не только задав новый ритм в музыке, но и создав свой узнаваемый стиль, оказавший огромное влияние на моду 60-х. В этом обзоре увлекательный рассказ о музыке, о моде и о том, как задавали стиль музыканты ...
У меня до сих пор стоит елка и удачно куплен давеча новый электрический чайник. ...
Мы знаем сказочных героев только с одной стороны, а что было бы, если бы мы увидели их с другой, о которой мы не догадываемся. Ну, например, что стало с Пиноккио, когда он повзрослел? Или какова судьба Гадкого утёнка? Или же, что стало с Мэрлиным и не встретил ли Человек-невидимка ...