Новосибирск. История строительства станций "Красный проспект" и "Сибирская" (1980-1987)
gelio_nsk — 02.05.2010Станция "Красный проспект" колонного типа, расположена на пересечении Красного проспекта и улицы Гоголя. Станция возведена открытым способом, пересадочная. Вестибюль станции объединен с вестибюлем станции "Сибирская" Дзержинской линии пешеходным тоннелем. Станция выполнена в строгом архитектурном стиле. Стены, пол и потолок облицованы мрамором светлого и темно-красного тонов. Путевые стены отделаны мрамором "Буровщина" добытый в Иркутской области. Проект станции выполнен специалистами института "Новосибметропроект". Главный архитектор - В.В.Питерский. Художник - В.П.Грачев. Главный инженер проекта - В.Н. Коженков.
Станция "Сибирская" имеет объединенный вестибюль со станцией "Красный проспект" и пересадочный пешеходный тоннель между посадочными платформами. Самая глубокая станция Новосибирского метрополитена. Кассовый зал совмещенного перехода соединен с платформой тремя лентами эскалатора, каждая длиной по 30 метров. Путевые стены облицованы мрамором и украшены художественным панно, отображающими яркую самобытность природы Сибири. Интересна история создания этих панно. По личной инициативе начальника Дирекции Г.С.Рузаева в 1987 году ленинградские архитекторы Алексеевы разработали проект и на Алтайском камнерезном заводе п. Колывань , панно было изготовлены из редчайших минералов страны.
Проект станции выполнен специалистами института "новосибметропроект". Архитектор - В.В.Питерский. Художники - Г.П.Алексеев, О.М.Алесеев. Главный инженер проекта - В.Н. Коженков, В.И.Романов.
Для того чтобы дать метростроителям возможность приступить к строительству станций "Красный проспект" и "Сибирская", пришлось резко увеличить темпы работ на магистралях Жуковского, Нарымской. Одновременно строились улицы Железнодорожная, Писарева от улицы Нарымской до Красного проспекта, что позволило практически без ущерба для работы городского транспорта закрыть движение на перекрестке Красный проспект - улица Гоголя
В утвержденном техническом проекте станция "Красный проспект" располагалась под станцией "Сибирская", а в рабочих чертежах было принято более рациональное решение: их поменяли местами, это было сделано с целью сокращения капиталовложений и улучшения технико-экономических характеристик. Соединительная ветка между линиями получилась более удобной для эксплуатации.
Панно имеют следующие название (если смотреть в сторону вокзала)
По левой стене: Воды Сибири; История Сибири; Цветы Сибири; Люди и горы.;
По правой стене: Леса Сибири; Хлеб Сибири; Север; Недра Сибири
Участок соединительной ветки, с радиусом кривой 100 м от камеры съездов станции "Красный проспект" до котлована станции "Сибирская", должен был сооружаться в открытом котловане со свайным ограждением, вблизи здания Дома офицеров. Такая организация работ деформировала здание. Было принято решение этот участок ветки пройти щитом.
10 июня 1981 года.
10 апреля 1982 года.
Забивка свай на "Красном проспекте"
23 января 1983 года.
Май 1983 года.
"Красный проспект". Май 1983 года.
27 сентября 1986 года.
Первоначально два лестничных марша перехода на Дзержинскую линию занимали всю ширину среднего пролета платформенной части станции, что создавало большие неудобства для пассажиров. Поэтому было принято решение – сузить лестничные марши и увеличить ширину проходов.
За станцией расположены оборотные тупики, которые использовались для оборота поездов до 1992 года, когда станция «Красный проспект» была конечной.
Договариваемся, что на ящиках, в которые упакованы ленты эскалатора, напишут наши реквизиты Новосибирского метрополитена вместо Бакинского, что и было сделано. А на чем отправлять? Конечно на самолете. А где его взять? Договариваемся с руководством Западно-Сибирского управления гражданской авиации, чтобы прислали в Ленинград ИЛ-76.
За одну ночь ИЛ-76 перелетел из Владивостока в Ленинград и сделал посадку в Пулково, а заводчане в течении дня поставили груз в аэропорт.
Через сутки ночью вылетел я в Новосибирск. Прилетаю в Толмачево, а эскалаторы уже на грузовом дворе. Второго декабря их привезли на станцию метро "Сибирская" и 28 декабря три ленты эскалатора были предъявлены к сдаче комиссии"
Первый поезд от "Сибирской"
31 декабря 1987 года. 18:00
Зам. председателя горисполкома Лапков П.В. разрезает ленту.
Был введен в действие участок Дзержинской линии до станции "Площадь Гарина-Михайловского". После митинга, открылось регулярное движение. Новая линия связала ж/д вокзал с центром и левобережной частью города.
Фотографии станции "Красный проспект" в наше время
Фотографии станции "Сибирская" в наше время
За предоставленный материал благодарю:
- Музей Новосибирского метрополитена (В частности Л.Г.Рябкову);
- "Новосибметропроект";
- старшего инженера по противопожарной профилактике Новосибирского метрополитена - С.А.Чупахина;
- Дмитрия Аксенова;
- Константина Ощепкова;
Навигация по Новосибирскому метрополитену:
История Новосибирского метрополитена (1979-1992):
Карта съемок
Поиск по сайту