Нова Хута: польский "Тагил"
macos — 08.06.2018Пока Польша пытается хоть тушкой, хоть чучелом интегрироваться в европейский капитализм, один из ее городов застрял в советском прошлом и прекрасно себя чувствует. Нова Хута крайне похожа на Магнитогорск или Череповец, а вот от соседнего Кракова отличается как Трабант от Мерседеса.
Кстати, именно на Трабанте я и катался по городу — живая история! А еще я вошёл в доверие к местным суровым металлургам и проник на заводскую "заброшку". И сейчас расскажу про страшную угрозу атомной войны и коммунистическое лицемерие.
1 Идеальный город для рабочего народа.. Широкие проспекты, утопающие в зелени дворы, тихие скверы — и трамвайная линия на завод. В мире есть лишь два таких места, полностью спроектированных в духе соцреализма и построенных с нуля. Второе вам хорошо известно, это уральский Магнитогорск. Сегодня же я буду рассказывать про его молочного брата, польский район Нова Хута, построенный в пятидесятые как отдельный город, но позднее ставший восточной окраиной Кракова.
Велодорожки и подземные парковки здесь появились ещё до того, как это стало мейнстримом, в начале 1950-х. При том, что на весь район было только два частных автомобиля! У директора завода (само собой) и его жены. Вся инфраструктура, включая широкие многорядные проспекты была построена как элемент дизайна, и с заделом на будущее. Зато сегодня в Нова Хута нет проблем с парковкой во дворах.
2 Мачек забрал меня прямо из отеля. О том, что он подъезжает, было слышно ещё за квартал. И лишь потом на улице появился чёрный Трабант. Редкий сегодня вид транспорта стал настоящей машиной времени, лучшего автомобиля, чтобы отправиться в прошлое просто не найти.
3 Всю дорогу мы разговаривали о коммунизме и сравнивали детские воспоминания. Детство Мачека прошло во время Военного положения и “Солидарности”, моё на излёте Советского Союза. Чем ближе мы подбирались к Нова Хуте, тем роднее становился пейзаж. Буржуазный, утончённый Краков остался далеко позади, перед нами высились бетонные коробки. У мира словно выкрутили насыщенность, сделали цвета бледнее. Даже современные машины почти исчезли. “Лад” и “Волг” мы не встретили, но видели несколько “Трабби”, двигавшихся в попутном направлении.
4 В Кракове становятся всё популярнее экскурсии в социалистическое прошлое. Туристам приелись дворцы и замки, хочется чего-то необычного. Несколько назад в городе появились Crazy communist tours — “фишка” в том, что они дают максимальное погружение в недавнюю историю. Вместо автобусов с занудными гидами, бубнящими заранее выученную программу в микрофон здесь молодой парень на старом “Трабанте”, главном авто Восточной Германии. С таким тургидом можно и пива в кабаке выпить, и от гопников отбиваться, и район знает, как пять пальцев — в Нова Хута живёт его бабушка.
Придумал всё это парень по имени Куба, коллега и начальник Мачека. Он работал в отеле на ресепшен, и однажды к нему обратилась американская пара. Они интересовались коммунистическим районом и хотели его посмотреть, но самостоятельно ехать боялись. Куба отвёз их туда после работы на своём старом Фиате (похожем на “Копейку” Жигулей): туристы были в восторге и сказали, что ему нужно делать из этого бизнес. Вот он и сделал
|
</> |