Носить ли школьницам хиджабы и кресты?.. О Боге и религиях
Сообщество «Общественное движение "Совесть"» — 31.10.2013 — РелигияЯ не атеист. Наоборот – каждому желающему могу рассказать, как убедиться в реальности Бога (той Реальности, Которую религии называют словом «Бог»). Это несложно. Понадобится приличное образование (хотя бы на уровне мехмата МГУ) плюс несколько десятилетий уединенного Богоискательства – наблюдений, размышлений и т.д.. Попробуйте, если хотите и если у вас есть такая возможность. Это нетрудно, даже приятно... Впрочем, «десятилетия» – длина всей дороги. Что «что-то такое есть», вы догадаетесь гораздо быстрее...
В общем, Бог есть. Более того, среди религиозных людей были и есть Богознавцы. Некоторые из них знамениты, имена других неизвестны. Трудно сказать, сколько их – один на десять миллионов или один на сто тысяч. Но порядок такой. Остальные верят в сказки.
Эти сказки сыграли в истории важнейшую роль – они катапультой подбрасывали человечество на новую ступень развития, фактически, создавали нового, более высокого человека. В «Свете Жизни» я подробно рассказываю, как это происходило. Замечу, что последней в ряду сказок о Боге, которые поднимали нас Вверх, была сказка о том, что Бога нет – религия безбожия, атеизм.
Замечу и то, что в семантической сердцевине любой религии скрыто одно и то же содержание – знание о Реальном Мире и месте человека в нем. Просто, чтобы добраться до этой «Золотой Кочерыжки», нужно съесть весь качан. А на это мало кому хватает и целой жизни. Большинство же жует один и тот же лист качана. Как жвачку.
Вот тут мы и подходим к самому главному. Любая религия, бывшая когда-то для человечества трамплином в развитии, со временем становится даже не тормозом, а привязью. Поднявшись на веревке религии на новый отвес, духовные альпинисты почти никогда не могут отстегнуть карабин. «А колышек так крепко вбит...».
Это мы и наблюдаем сегодня: религии, которым человечество когда-то было обязано своим прогрессом, мешают личностному прогрессу сотен миллионов. И неважно – о какой религии мы говорим: об индуизме, иудаизме, православии, исламе или католицизме... Или даже – об атеизме. Любая из них способна остановить внутреннюю работу своих адептов.
Между собой религии отличаются психической конституцией своих последователей, уровнем их духовного развития, а еще – функцией, которая религия выполняет в истории. Помимо религий-творцов, творцов новых культур и нового человека, есть религии, хранящие сокровенное Знание для будущих поколений. Их адепты почти механически совершают некие действия, не понимая их смысла, например, барабанят «Отченашижеесинанебеси» с тем, чтобы когда-нибудь правнуки правнуков их правнуков задумались о том, что это за странные слова такие – «Небесный Отец».
Но в конетексте нашей темы эти различия вторичны: любая религия возвращает своих адептов на ту ступень, на которой человечество находилось во времена, когда религия еще только зарождалась. И удерживает адептов на этой ступени – иногда во вчерашнем дне, а иногда – в поза-позавчерашнем.
Отсюда понятно, почему культурный регресс или духовная деградация сопровождаются «религиозными возрождениями» – резко увеличивается число духовных карликов.
Понятно отсюда, и каким должно быть отношение к религиозному воспитанию: ко всем этим хиджабам, нательным крестам, кипам, крестинам, обрезаниям и ко всему остальному, что благочестивые родители учиняют над своими детьми, будучи свято уверенными, что они таким образом приближают их к Богу, и не понимая, что так они своих любимых детей, наоборот, к Богу не пускают. Все это нарушает главное право растущего человека – право на духовное развитие. По смыслу это полностью эквивалентно запрету посещать школу.
Как общество должно относиться к таким нарушениям? Это определяется уровнем развития самого общества – какого духовного роста люди составляют в нем большинство. Если общество застряло на ступени, которую лидеры человечества прошли несколько веков назад, и в нем господствует мнение, что ребенок – собственность родителей, то вмешательство в дела семьи со стороны такого общества невозможно. Если же общество относится ко всем своим членам безотносительно к их возрасту, как к людям, имеющим равные права на личностное развитие, то оно начинает давить на родителей – принимать законы об обязательном образовании, запрещать жестокое обращение и так далее.
Я знаю, что крутится на языке у некоторых моих читателей – «Лучшу уж пусть религиозное воспитание, чем вообще никакое». Не стану спорить: чем «никакое» – лучше. Но из того, что «очень плохо» лучше «ужасно», не следует ни что «очень плохо» нормально, ни даже что «очень плохо» лучше простого «плохо». Заставляя свое чадо верить в Деда Мороза до совершенолетия, мы не только не помогаем ему врастать в современный мир, но и себе самим готовим очень печальное, «средневековое» будущее.
|
</> |