Ночное

топ 100 блогов podakuni17.12.2012

Оригинал взят у Ночноеaz в Следите за руками

Ночное


Опытный фотограф (и любой пытливый наблюдатель), разглядывая людей в реальной ситуации, обращает внимание среди прочего на руки. Руки - важный и значимый источник информации о человеке и его отношении к ситуации, в которой он находится. В литературе, которая имеет отношение к композиции в искусстве и в фотографии, часто проскальзывает эта идея. Однако авторами такой литературы выступают люди весьма искушенные, имеющие большой опыт разглядывания, а в каждом из них живет Шерлок Холмс. Уделяет ли рукам такое же внимание обычный зритель? Выступают ли руки для обычного зрителя таким же по важности источником информации, как глаза и рот (и, вообще, лицо)?

Эти вопросы возникли, когда в наших экспериментах по изучению паттернов разглядывания фотографий, мы обнаружили, что руки далеко не всегда представляют собой предмет повышенного внимания зрителя. Эксперименты проводились в компании Юзетикс с использованием метода eyetracking. Подробности этого метода не буду повторять, их можно найти по ссылкам, которые даны в этой статье и в других источниках.



В одном из случаев мы изучали различия в паттернах разглядывания фотографии Джока Стёрджеса у женщин и мужчин. Ниже приведены соответствующие тепловые карты (heatmaps):

Ночное


Ночное


Цветом показано то, что привлекает наибольшее внимание женщин (первое изображение) и мужчин (второе изображение). Руки на всякий случай выделены окружностями. Наименьший объем внимания приходится на невыделенные области. Туда зритель вообще почти не смотрит. Низкий объем внимания приходится на фиолетовый цвет и чуть больший, но тоже низкий - на синий. В таких исследованиях области, обозначенные фиолетовым цветом часто и не закрашивают.

Что мы видим? Две руки попали в область низкого внимания, а еще одна – вообще не разглядывалась ни мужчинами, ни женщинами.

При разглядывании фотографии Алекса Уэбба было обнаружено, что из двух областей, на которых видны кисти рук, разглядывалась только одна.

Ночное


Испытуемые зрители разглядывали только ту руку, которая держит яркий выделяющийся предмет (по-видимому, это цветной журнал, альбом или книга). Сам этот предмет является центром внимания, контрастирует с окружающим фоном, а рука осуществляет значимое с точки зрения содержания фотографии действие: закрывает от нас лицо проходящего человека. Как мы выяснили в более поздних экспериментах, зритель разглядывает то, что не изображено, когда это нечто должно там присутствовать. То есть в данном случае зритель хочет рассмотреть лицо, загороженное от нас этим журналом. В случае кисти руки слева действует сразу несколько факторов: выделение рамкой, образованной цветной обложкой журнала, выделение ярким цветовым контрастом, совпадение с лицом человека, которое оказывается от нас закрытым, и осуществление этой рукой значимого по смыслу действия).

Еще в одном исследовании мы попробовали удалить кисть руки c помощью фотошопа:

Ночное 22


Ночное 21


Паттерн распределения внимания, естественно, изменился:

Ночное 22-heatmap


Ночное 21-heatmap


Пока кисть присутствовала, суммарное время ее разглядывания было сравнительно небольшим. На нее приходилось не больше внимания, чем на некоторые другие части тела и на малоинформативные элементы фона. Если же ее «ампутировать», то у зрителя возникает своего рода дискомфорт от нарушения целостности тела и то место, в котором должна быть кисть человека, становится одним из главных центров внимания.

Вот еще одно изображение:

Ночное


и соответствующая тепловая карта

Ночное


Кисти рук на поясе – «говорящий» элемент позы в этом портрете. При предъявлении фотографии опытному фотографу это сразу отмечается, хотя других частей рук и не видно. Однако, тепловая карта показывает, что эти кисти рук привлекают не намного больше внимания обычного зрителя, чем другие части тела, которые традиционно считаются менее важными, чем руки. И это при том, что в данном случае кисти рук весьма существенны для понимания изображения.

Попробуем еще раз проделать трюк с удалением кистей рук в фотошопе. Возьмем вот такое фото Райена Макгинли:

Ночное


и удалим кисть:

Ночное


Что мы видим на тепловых картах?

Ночное


Ночное


В общем-то, ничего существенно не поменялось. Здесь рука не выполняет какой-то специальной важной роли и потому не привлекает много внимания. Белое пятнышко в центре кадра «оказывается важнее» руки.

Еще один пример фотографии того же автора. Вот исходный вариант:

Ночное


Здесь мы видим три кисти рук: слева у юноши (№1), в центре у девушки с сигаретой (№2) и справа у юноши на границе кадра (№3). Будем далее использовать эту нумерацию.

А вот вариант без кисти руки, которую я убрал в фотошопе:

Ночное


Соответствующие тепловые карты:

Ночное



Ночное


Что мы видим?

Кисть руки №1 привлекает минимальный объем внимания в обоих случаях. Это неудивительно, потому что, согласно нашей «теории», если рука не осуществляет никаких смысловых действий, не важна для понимания смыслов изображения или специально не выделена каким-либо образом, то так и должно быть.

Кисть руки №2 сама по себе не привлекает много внимания, несмотря на то, что осуществляет действие, которое характеризует данного конкретного человека, дает о нем дополнительную информацию. Удивительно, что даже в этом случае повышенного внимания к кисти руки нет. Справедливости ради необходимо отметить, что рука находится в зоне внимания, которое отводится на лицо девушки. Эта зона захватывает и часть кисти.

Кисть руки №3 оказывается вообще незамеченной ни в оригинальном варианте изображения, ни в отредактированном в фотошопе.

В следующем фото Кристины Гарсия Родеро присутствует довольно много рук. Я пытался модифицировать это изображение путем удаления части из них и перекадрированием, но это не дало дополнительной информации. Поэтому здесь ограничимся исходным изображением.

Ночное


Тепловая карта выглядит следующим образом:

Ночное


Большинство кистей рук попадает в общее «пятно повышенного внимания», которое вы видите. Оно мало варьируется от одного варианта изображения к другому. Кисти рук образуют ритмический рисунок и являются частью более общего ритмического рисунка. Ноги тоже образуют свою ритмику, но ногам зрители уделили меньше внимания. Три кисти по краям изображения вышли за пределы указанного пятна и привлекли существенно меньше внимания. Наибольшее внимание привлекли руки, попавшие в центр кадра, и кисть, которая обращена ладонью к зрителю в левой части изображения. Первое легко объяснить тем, что при наличии паттернов, которые повторяются в разных частях изображения, наибольшее внимание получают те, которые находятся в центре. Этот же факт объясняет отсутствие интереса к рукам на периферии, если с ними ничего особенного зритель не связывает. Второе объясняется тем, что повернутая ладонью к зрителю кисть контрастирует с остальными и одновременно является характерным жестом, то есть несет дополнительную информацию, по сравнению с остальными.

Рассмотрим последний пример в двух вариантах. Здесь руки девушки заняты тем, что убирают какой-то предмет в сумку. Они пересвечены и образуют светлое пятно на изображении. В верхнем правом углу кадра мы видим еще одну руку, которая, скорее всего принадлежит самому фотографу. Зрителю не вполне понятно, чем занята эта рука, но она весьма активна и по жесту и по контрасту.

Ночное


В отредактированном варианте рука в верхнем правом углу кадра удалена:

Ночное


Тепловые карты выглядят следующим образом:

Ночное


Ночное


В этой ситуации нет ничего удивительного, что и рука в верхнем правом углу, и руки девушки привлекают заметный объем внимания.



Что из всего этого следует? Вопреки сложившейся парадигме, руки не являются чем-то сверхособенным при разглядывании изображений. Сами по себе они не играют такой же значимой роли как глаза или губы. Однако, если руки передают какую-то важную информацию, которая легко прочитывается зрителем, или если они выделены контрастом или еще как-то, то они привлекают соответствующий объем внимания. К сожалению или к счастью, в этом они мало отличаются от других частей тела.


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
07.12.2012 Ночное
Архив записей в блогах:
В пятницу ходила на встречу с профессором, обсуждали новый проект. Кратенько о встрече. Он придумал аж 4 штуки проектов, рассказал мне вкратце по каждому из них. Предложил выбрать один и составить план выполнения. Когда составлю план, обсудим с ним и начну работать над проектом. С М. у ...
Желая похудеть, мы прежде всего мечтаем избавиться от жировых накоплений. Но ...
Естественно этих людей надо описать. Охарактеризовать. Как зоологи описывают морских свинок и дрозофил, чтобы все было классифицировано. Чтоб дети сызмальства знали, какие твари еще на земле водятся кроме змей, солитеров и жужелиц. Мы вот все ...
Тема игры: еда и едоки . Здесь могут быть загаданы персонажи, которые что-то ели, мечтали и съели или не смогли что-то съесть. Здесь могут быть загадны блюда, которые были приготовлены, которые кто-то хотел и смог или не смог приготовить. Тема довольно обширна, но когда сидишь на диете, ...
Как я уже писала , в прошлом месяце я победила в конкурсе-флешмобе "Мой топ", организованном редакцией Живого Журнала, в номинации "Самый интеллектуальный топ". А пару дней назад, 9 мая, редакция ЖЖ мне написала: "Мария, здравствуйте! С праздником! Пишу победителям конкурса "Мой ...