«Ничего не делай, будь никем, ничего не говори и тогда ты сможешь избежать критики»
dewarist — 12.07.2010 На этой жаркой неделе я буду с вами, и мы будем говорить о людях, которые многого добились в жизни. Как только они появляются в первых строчках «хит-парадов», они тут же попадают под обстрел критики. Их начинают обсуждать домохозяйки на кухне, коллеги в курилках, журналисты в колонках, светский бомонд на вечеринках. На эту беду (если можно так выразиться) есть дюаризм:«Ничего не делай, будь никем, ничего не говори и тогда ты сможешь избежать критики».
Сегодня я хочу проанализировать свой путь художника. Вспоминается мое первое интервью, как я обдумывал каждое слово, как со страхом открывал свою первую выставку. Вначале я старался всем угодить и всем понравиться. «Это очень гламурно», «Это слишком красиво», «Современное искусство должно быть жестче», - говорили про мою выставку «Трагедия Белоснежки». Друзья утешали: «Ты просто не все хорошо продумал».
И вот я смотрел во все эти «кривые зеркала Снежной королевы» и мое сердце разрывалось на части. А потом настал другой период – выставки стали проходить чаще. И уже не только в Москве, но и в Париже, в Милане, в Нью-Йорке. Международная критика похвалила, коллекционеры и поклонники уже не знали на какую стену повесить «не слишком продуманные полотна». Я стал абсолютно наплевательски относиться к критике.
- Вам не нравится?
И я стирал имя достопочтенного критика из записной книжки. При встрече я мог сказать этим ребятам, что они не здоровы и что им пора в Карловы Вары пить минеральную воду. Сейчас я очень дружу с одной критикессой, поначалу презиравшей мое творчество. Помню, как при первой встрече я сказал ей, что, наверное, глядя на мой проект «I Remember Your Beauty» она посекундно стареет. Все это были мои глупые ошибки. А ведь критики, как и поклонники – это лучшие друзья любого творческого человека. Просто надо понимать, за что тебя любят, а за что нет.
Меня называют коньюктурщиком. Что в этом плохого? Я хочу изображать то, что меня окружает и что сейчас актуально. Когда мир охватила проблема сохранения вечной молодости, я сделал проект, где мои героини представали в расцвете юной красоты и на ее закате.
В Европу нахлынули шейхи, впитывая европейскую культуру, при этом не снимая паранджи со своих женщин, и я сделал «Golden War».
Наблюдая на протяжении 15 лет дикую зависимость людей от брендов, расставленные мощные индустриальные ловушки, многомиллионные рекламные кампании, я просто взял и похоронили всю эту «гардеробщину». Так родился проект «DEADBRAND».
И мое последнее наблюдение за отпрысками богатейших людей столицы, готовых заплатить 100 евро за списанную контрольную работу и 12000 рублей за пирожные в ресторане Турандот, тоже было сделано на злобу дня.
Да, я гламурен и коньюктурен. Я не сижу на Арбате с картинами а-ля Шишкин и не красуюсь в галерее напротив Кремля. Я даже не любимчик мецената Дарьи Жуковой.
-Да ты не художник! - сказал мне школьный товарищ. - Ты - отличный рекламщик!
Пусть и так. Просто я делаю, что хочу, и кому-то это нравится, а кому-то нет.
А любить надо и тех и других.