невыразимая жалость
mmekourdukova — 23.11.2017 Дорогие френды и прохожие,Навскидку, без гугла, - как вам кажется, о ком бы это могло быть сказано?
«Какие умные, вдохновенные лица! Каждое из них поражает своим энергическим выражением: глаза так ясно говорят о благе душевной жизни, лицо -- сама мысль... Невыразимая жалость к этим людям наполняет сердце, когда посмотришь на фотографии. Сколько усилий ума, работы мысли, сколько дарования нашло себе такой исход!»
Группу, или класс, или состояние людей, о которых говорится в этом отрывке из русских мемуаров, можно определить одним словом. Кто, по-вашему, эти люди?
Мне интересны не правильные ответы, а именно то, что вам первое зайдет в голову естественным порядком. Комменты поначалу спрячу.
(апдейт для тех, кто уж начал писать сюда "св. праотец Адам и его дружина" - вспомните, пожалуйста, когда была изобретена фотография).
Апдейт-2
- на настоящий момент уже понятно, что подавляющее большинство комментаторов думали мимо, лишь некоторые помянули старообрядцев, а о «сектантах», т.е. на тот момент членах библейских кружков, догадался лишь один. Да и у того первый вариант был – «монахи».
А теперь – полная цитата. Из дневника Елизаветы Дьяконовой, 25-летней курсистки, за 1896 год.
В павильоне Церкви-Школы меня очень заинтересовал миссионерский отдел, против сектантов и раскольников. Я с интересом смотрела карты местностей южной России, сплошь заражённые штундой слушала объяснения г. Скворцова (редактора журнала "Миссионерское Обозрение") и рассматривала фотографии выдающихся вождей сектантства. Какие умные, вдохновенные лица! Каждое из них поражает своим энергическим выражением: глаза так ясно говорят о благе душевной жизни, лицо -- сама мысль... Невыразимая жалость к этим людям наполняет сердце, когда посмотришь на фотографии. Сколько усилий ума, работы мысли, сколько дарования нашло себе такой исход! Сколько бы принесли эти люди пользы, если бы в момент зарождения самостоятельной работы мысли были поставлены под твёрдое руководство и нашли бы себе удовлетворение у своих руководителей. Но в том-то и дело, когда пастух дремлет -- стадо может разойтись в разные стороны. Наше духовенство -- прямой по положению нравственный руководитель народа, -- по своему тяжёлому материальному положению само так забито и придавлено, что осуждать его за то, что оно вовремя не заметило такого движения в своих приходах, -- как-то язык не поворачивается, хотя прежде всего обвиняют его. Я поговорила об этом с г. Скворцовым, и он дал мне свою книжку "Существенные признаки и степень вредности мистических и рационалистических сект", и даже предложил заняться миссионерством, так как он хочет устроить теперь нечто подобное из сельских учителей и учительниц.
Воля ваша, это чисто Оруэлл какой-то с Кафкою. Редко кому удается наворотить в двадцати строках такой ахинеи. По пунктам:
- эти люди из павильона Церкви-Школы (Всероссийская Выставка, не кот начихал) называют миссионерством – прозелитизм;
- Лиза смотрит в глаза людей, «так ясно говорящие о благе душевной жизни», и... невыразимо жалеет об этих несчастных;
- про оправдание «нашего духовенства», которое «не заметило», как народ от сохи начал самостоятельно читать Новый Завет, я молчу;
- но вишенка на пироге, конечно, - это проект запрячь сельских учительниц, всех этих материально обеспеченных бездельниц, в «миссионерскую» работу. Т.е. по мысли г-на Скворцова (чиновника при обер-прокуроре Победоносцеве), сельские учителя, распаляемые той же невыразимой жалостью, которая одолевает Лизу, должны будут всех этих людей, что на фотографиях, - привести обратно. К тем самым пастырям, у кого – пичалька! – нет ни времени, ни сил бегать за СВОИМ ЗАКОННЫМ стадом.