Несовременная страна?

топ 100 блогов werewolf000107.09.2018 Полемика с г-ном Иноземцевым и его трудом "Несовременная страна"

Несовременная страна - так г-н Иноземцев характеризует Россию. Первый вопрос который хочется задать - где точка отсчета? Несовременная страна - о каком времени идет речь? О времени США и Европы? А почему?
Так ли нам выгодно быть современными? Давайте почитаем Кена Уилбура

Основное назначение передового края эволюции – а сегодня таковым является зеленая, постмодерновая волна – как раз в этом и состоит: быть ПЕРЕДОВЫМ краем эволюционного развертывания. Абрахам Маслоу называл его растущей верхушкой, стремящейся воплощать самые уместные, сложные, всевключающие и сознательные формы, которые только возможны в данный момент и в данный период эволюции. Вместе с тем она указывает и на новые, инновационные, творческие и адаптивные области, в которых можно в будущем развиваться.
В 1960-х зеленая волна впервые получила развитие в качестве одной из основополагающих сил культуры, вскоре превзойдя оранжевую волну и став новым авангардом эволюции. Предыдущая стадия ранее была передовым краем; она известна в разных моделях под следующими названиями: «рациональная», «стадия рассудка», «стадия формальных операций», «стадия достижений», «добросовестная стадия», «стадия успеха», «стадия заслуг», «стадия, стремящаяся к получению прибыли», «стадия самоуважения», «стадия самоавторства», «стадия преуспевания» и «стадия прогресса». Это современная, или модерновая, стадия, если сравнивать с зеленой постсовременностью, или постмодерновостью. Зеленая волна началась с вереницы в общем и целом здоровых, весьма уместных и эволюционно позитивных проявлений: массовое движение по защите гражданских прав; всемирное движение по защите окружающей среды и устойчивому развитию в бизнесе; развитие личностно и профессионально ориентированного феминизма; законы, запрещающие преступления на почве нетерпимости; повышенная чувствительность к любым формам социального притеснения любой из групп меньшинств, а также – что, пожалуй, важнее всего – понимание значения контекста в любом утверждении об истинности какого-либо знания и стремление быть настолько всевключающими, насколько это возможно. Преимущественно именно эта стадия была движущей силой всей эволюции 60-х: в 1959 году на зеленой волне находилось 3 % населения, в 1970-м – уже около 20 %. Эти события по-настоящему и необратимо изменили облик мира. The Beatles (которые, на мой взгляд, являются важнейшим феноменом) выразили смысл всей этой трансформации (и всего движения) в одной своей песне: «Все, что вам нужно, – любовь» (All you need is love). Иными словами: тотальное всевключение должно быть всеобщим принципом!
Но по прошествии десятилетий зеленая волна начала отклоняться к крайним, неуклюжим, дисфункциональным и даже откровенно нездоровым формам. Ее широкий плюрализм скатился до воинственного и необузданного релятивизма (схлопывающегося в нигилизм). Наблюдение, что всякая истина имеет свой контекст (или получает смысл благодаря культурному контексту), скатилось к идее, будто вообще не существует никаких подлинно реальных универсальных истин, а есть лишь сменяющие друг друга культурные интерпретации (это в итоге обернулось широким распространением нарциссизма). Центральные идеи зеленой волны (которые начали свое шествие в качестве «истинных, но лишь частично» концепций и позже коллапсировали в крайние и глубоко противоречащие себе воззрения) состоят в том, что всякое знание отчасти представляет собой социальную конструкцию; всякое знание обусловлено контекстом; нет привилегированных перспектив (точек зрения) ; считающееся «истиной» является культурной модой, которая почти всегда продвигается той или иной притесняющей силой (расизмом, сексизмом, евроцентризмом, патриархальностью, капитализмом, консьюмеризмом, алчностью, эксплуатацией окружающей среды); каждое человеческое существо (а часто и животное) всецело и абсолютно уникально и совершенно равноценно всем прочим (эгалитаризм). Если возможно одной фразой резюмировать послания практически всех по-настоящему известных писателей-постмодернистов (Жака Деррида, Мишеля Фуко, Жан-Франсуа Лиотара, Пьера Бурдье, Жака Лакана, Поля де Мана, Стэнли Фиша и т. д.), она такова: «Истины нет». Истина – скорее социальный конструкт, а то, что кто-то называет таковой, есть лишь то, в истинности чего какая-то культура когда-то смогла убедить население. Но никогда в действительности не существовало отдельно взятой реальной вещи под названием «истина», которая просто «сидела и ждала», когда же ее откроют. Равно как нет какой-то одной единственно и универсально правильной длины подола, которую должен открыть дизайнер одежды.
Даже саму науку стали считать чем-то не более истинным, чем поэзия! (Кроме шуток!) Постмодернисты попросту перестали видеть разницу между фактом и вымыслом, новостями и новеллами, научными данными и фантазиями. Если вкратце, «истины нет нигде».
В общем, все пришло к тому, что с общей перспективы постмодернизма любое знание стало пониматься как культурно обусловленное; не существует универсально достоверной истины, а следовательно, все знание основано лишь на интерпретации, объявленной исходя из привилегированной (и, как следствие, притесняющей) точки зрения. Знание – не данность, а нечто сконструированное (построенное, сфабрикованное); нет ничего, кроме истории, поэтому то, что какая-либо культура сегодня считает «истинным», завтра радикально изменится (мол, что произошло с семью смертными грехами? Половина из них явно стали сегодня добродетелями). Не существует универсальной морально-нравственной системы координат: твоя правда истинна для тебя, а моя – для меня, и ни одно из наших утверждений об истинности не может быть поставлено под вопрос ни по какому поводу, ибо всякое такое действие есть притеснение. То же справедливо и для ценностей: ни одна из них не выше другой (это еще один из вариантов эгалитаризма). А если кто-то утверждает, что какая-то ценность или истина универсальна или верна и ценна для всех, то само это заявление есть не что иное, как замаскированное проявление власти. Ведь это попытка принудить всех людей, где бы они ни находились, к подчинению одной истине и ценностям той стороны, которая продвигает ее (причем предельная цель этого состоит в порабощении и притеснении). Именно поэтому призвание каждого индивидуума в том, чтобы вести борьбу со всеми авторитарными истинами, наследуемыми из вчерашнего дня, и быть всецело и радикально автономным, а также не придерживаться никаких истин, к которым можно или даже нужно принуждать кого-либо еще. Это необходимо, чтобы обеспечить всем собственную радикальную автономию. Резюмируя: нельзя придерживаться чего-либо, что можно назвать истиной, ведь отныне это рассматривается исключительно как попытка захвата власти над другими.
Более двух десятилетий назад в книге «Секс, экология, духовность» я обобщил эту постмодернистскую катастрофу в понятии «аперспективное безумие». Ведь убеждение, будто истины не существует – и никакая перспектива не является универсально верной (в этом состоит аперспективный аспект предложенного мною термина), – если его довести до крайности (к чему и пришел постмодернизм), в результате приводит к массированным внутренним противоречиям и предельным степеням несогласованности (это уже безумный аспект). А когда аперспективное безумие (мол, «истины нет!») заражает передовой край эволюции, способность эволюции к самонаправлению и самоорганизации неизменно нарушается.
Нигилизм и нарциссизм – не те ценности, на основе которых может оперировать какой-либо передовой край . И если он ими инфицирован, он попросту прекращает функционировать. Пропитанный аперспективным безумием, он вязнет и запускает серию регрессивных движений в попытке вернуться к времени и конфигурации, когда он, по сути, оперировал адекватно и был подлинно передовым. Эта регрессия стала одним из основополагающих факторов, которые, как мы видим, сегодня действуют по всему миру. А первичной и центральной причиной всего этого оказалась неспособность передового края – зеленой волны – проявить какое-либо лидерство.


Вопрос - куда предлагает идти г-н Иноземцев? Туда, где нет лидерства, а "передовое человечество" уперлось в тупик и теперь ищет пути назад?
Давайте вспомним историю. Революция Мейдзи в Японии произошла почти одновременно с освобождением крестьян Александром II в России. Но каков результат? Если Япония превратилась в технологическую сверхдержаву... нет, главное даже не это. А то что на японцев сбросили атомную бомбу - но и она причинила японскому обществу меньше вреда, чем причинил нам весь 20 век. В Японии - нет и намека на то расколотое, потерявшее ориентиры, озлобленное общество, какое есть у нас?
В чем принципиальная разница?
Может быть в том, что в Японии нет и никогда не было прозападной интеллигенции, считающей Японию отсталой, а Запад - прогрессивным? И даже когда Япония массированно заимствовала многое из окружающего мира - она приспосабливалась к Западу, мимикрировала - но никогда не пыталась Западом стать или войти в его состав. Напротив - неизменной начиная с революции Мейдзи и по сей день является установка на то что Запад - это дикари, и их культура несоизмеримо ниже и грубее японской. Японец не скажет гайджину этого в лицо по причине вежливости - но он всегда это помнит. Японец может учиться у гайджина как делать машины - но он никогда не будет учиться у гайджина тому как жить.
Может, и нам пора учиться у Востока, а не у Запада?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
       Дошли руки, наконец-то, и до Фроянова - заполучил у книгопродавцев его "Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя".       Двойственные ощущенеия. С оджной стороны - книга необычная и в чем-то отличная от традиционной ...
Posted via ...
поддержал Майдан? поддержал Путина? решил стать гражданином Антарктиды? имеет еврейскую бабушку? решил жениться на Пугачёвой? нет, всё намного страшнее... Криштиану Роналду оказался пидарасом и это меня убило View Poll: #1963024 бабоньки, мужики как производители ...
К лету 1944 года от того могущества, что имел Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E в 1943 году, мало что осталось. Нет, машина продолжала оставаться грозным противником, другой вопрос, что и по другую сторону фронта отнюдь не дремали. Причем это касалось и советско-германского фронта, и ...
Уголок кинокритика 1. Ладно потомки Толкиена требуют лютых денюх, в природе не существующих, для приобретения права на экранизацию писанины пращура, но Михаил Афанасьевич никаких таких жадных наследников на свете не оставил, так что можно было снять нормально. Поэтому тот изъебистый ...