Несовпадения: результаты эксперимента

топ 100 блогов sumka_mumi_mamy23.01.2017 В канадских школах практически не изучают поэзию, если не считать пьес Шекспира. Есть крошечный блок «поэзия» в выпускном классе: предлагается выбрать для анализа одно (!) стихотворение из списка. Мне это кажется более чем странным: фактически вся богатейшая поэтическая традиция остается за пределами школьного курса. Если спросить выпускника канадской школы, какие поэтические тексты он читал, он вспомнит, что в детском саду проходил Доктора Сьюза, а в старших классах – «Гамлета». Подозреваю, что в американских школах ситуация похожая. Во французских (вероятно, в европейских в целом) поэзии уделяется большее внимание. В России традиционно в школьную программу включали многочисленные поэтические произведения.

Нужно ли вообще изучать в школе поэзию? Не уверена, что нужно ее «разбирать» (не все учителя словесности обладают достаточной квалификацией), а вот читать и даже учить наизусть, на мой взгляд, прекрасная традиция. Поэзия – особый род литературы. Некоторым читателям именно она дарит наслаждение. Несовпадения: результаты эксперимента el_philippa про себя написала «раб рифмы» – прекрасно это ощущение понимаю. В то же время, далеко не все люди – даже начитанные, неравнодушные к слову и тексту – получают удовольствие от чтения стихов. Можно жить, уткнувшись в книжку, но к поэзии особого интереса не испытывать.

Я попросила всех назвать трех значительных поэтов, а не любимых, и три первые пришедшие в голову строчки, а не выдающиеся, чтобы взглянуть на самый поверхностный слой: то, что в первую очередь подсказывает нам память из всех тех стихов, что мы слышали в детстве от родителей, изучали в школе, читали сами. И вовсе у меня не «сплошные переводчики Верлена» – многие из тех, кто любезно согласился поучаствовать в этом эксперименте, предпочитают прозу. Мне, собственно, и хотелось взглянуть на предпочтения людей разного поколения и рода занятий, живущих в разных уголках земного шара. Единственная обобщенная характеристика моих респондентов – образованность.

Результаты кажутся мне весьма любопытными. Во-первых, 64 респондента назвали 33 имени, и все это действительно известные имена, причем некоторые из поэтов, которых любим мы с Несовпадения: результаты эксперимента jenya444, даже не были упомянуты, то есть при большей выборке отвечавших этот список мог бы быть еще длиннее. Это говорит о том, что русская поэтическая традиция огромна. Во-вторых, можно говорить о том, что есть некоторый консенсус в отношении значительности. На первом месте, как и следовало ожидать, Пушкин (58 упоминаний), на втором – Бродский (26), которого, между прочим, в школьной программе не было, на третьем – Мандельштам (15), но вплотную за ним идут Лермонтов (13), Цветаева (12), Маяковский (12) и Пастернак (11), и при нашем количестве респондентов невозможно понять, кого из них ценят больше других, и есть ли вообще явный третий. Кроме поэтов, названных выше, упоминались: Блок (7), Ахматова (6), Есенин (4), Тютчев (4), Высоцкий (3), Тарковский (3), Державин (2), Грибоедов (2), Некрасов (2), Хармс (2), Саша Черный (2). По одному разу – Батюшков, Гумилев, Евтушенко, Чуковский, Симонов, Баратынский, Барто, Маршак, Цой, Щербаков, Заболоцкий, Ломоносов, Северянин, Кедрин, Светлов. Статистика предпочтений по респондентам мужского и женского пола не различается совершенно. Интересно было бы сравнить предпочтения респондентов разного возраста, но у меня нет для этого данных.

В-третьих, и это мне кажется самым интересным, из ответов очевидно, что стихи мы действительно читаем. В частности, 58 строчки Пушкина относятся к 25 разным его произведениям. Чаще всего цитировали «Евгения Онегина» (12 раз), да и то разные главы и строфы, а стихотворения упоминали от одного до пяти раз, и далеко не все они были частью школьной программы – отвечавшие явно читали Пушкина самостоятельно. Аналогично, 26 строчек Бродского относятся к 17 произведениям. Чаще всего цитировали «Письма римскому другу», но разные фрагменты. Вот из Лермонтова цитаты однообразные: возможно, его со школьных лет не перечитывали. Для остальных поэтов, даже тех, что всегда были в школьной программе, разброс цитат большой.

Мне представляется, что такой внушительный список имен и такое разнообразие первых пришедших в голову цитат, говорит о том, что величие русской поэтической традиции не только в гениальности пишущих, но и в исключительной преданности и отзывчивости читающих. Именно в этом уникальность нашей культуры восприятия поэзии: мы помним, цитируем, слышим от старших родственников, передаем младшим. При таких читателях поэтическая традиция не угаснет даже в не самые плодотворные времена.

P.S. Строчки, процитированные минимум два раза:
Пушкин
Я Вас любил, любовь еще, быть может (6)
Я помню чудное мгновенье (6)
Мой дядя самых честных правил (6)
Мороз и солнце, день чудесный! (4)
Буря мглою небо кроет (3)
Я вас люблю, хоть я бешусь (2)
Не дай мне бог сойти с ума (2)
У Лукоморья дуб зеленый (2)
Я к вам пишу — чего же боле? (2)
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась. (2)

Бродский
Так долго вместе прожили, что вновь (2)
Плывёт в тоске необъяснимой (2)
Если выпало в Империи родиться (2)
Нынче ветрено и волны с перехлестом (3)

Ахматова
Сжала руки под темной вуалью (2)

Маяковский
На флейте из водосточных труб (3)

Пастернак
Гул затих, я вышел на подмостки (2)

Блок
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (4)

Лермонтов
Белеет парус (4)

Тютчев
Нам не дано предугадать (3)

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
подаренные вчера тюльпаны! Они все были в бутонах.Обманчивые))) Утром сегодня вижу, что один тюльпан завял... Кинулась в инет, так, обрезать, поменять воду на ледяную!)) Добавить сахар в воду, бросить лёд в вазу!!! Все сделала, но... Но завядший тюльпан не удалось спасти(( Теперь один ...
…недоуменно вопрошает в своем журнале один из майданутых. Единомышленники пытаются выдвинуть свои версии, но единственно верной не высказал никто. Кидаются – без оружия и даже без палок – на БМП, БТР, автоматчиков в шлемах именно потому, что они не рабы, а свободные люди. И еще потому чт ...
Исполнила давнее желание - купила изделие от уникального Мастера и Человека. Охранник на выходе, которому показала, предположил цену в 11 раз меньшую. Прижала к груди: "Знаете, тут столько сердечного тепла Мастера, что хочется греться". - "Нельзя привязываться к вещам". К вещам - да, ...
Дед стоял возле прилавка, а девочка-продавщица резала ему колбасу на слайсы. Дед был похож на старого индюка, забытого в курятнике, тощего и сухого, с обвисшей небритой кожей. Голоса он не подавал - девочка отчетливо спрашивала: все или хватит? ...
Правдиво же? ...