Несколько мыслей в храме Христа Спасителя
zimaj — 08.10.2012Мир не чёрно-белый. И при том, что на мне нет креста, меня нельзя назвать эталонным атеистом. Но даже меня, человека не крещённого, покоробила близость торгашей, расположившихся буквально у подножия храма. Нет, формально киоск с сосисками находится не на огороженной прилегающей территории, но настолько вплотную к храму, что рука так и тянется запечатлеть на фото это недоразумение.
Я стою напротив алтаря храма Христа Спасителя и вспоминаю... да, Pussy Riot. Это самая грандиозная pr-акция современности, и два года колонии за такой шаг – нормальная рыночная цена. Некоторые по пятьдесят лет крутятся в беличьем колесе, из кожи вон лезут, чтобы вкусить хоть капельку такой популярности, но так и остаются бездарностью на помойке большого шоу-бизнеса. Так что два года – адекватная мера. Цветные колготки знали, на что шли, и если уж они не «вошли в историю» (не нам судить, через сто лет станет ясно, удержались ли их имена в сознании последующих поколений), то совершили оглушительный медийный прорыв практически на халяву.
В храме хорошо. В обычный осенний день, когда нет никакой помпезной службы с президентами и высшим духовенством, там действительно легко и хорошо. Мне обычно тяжело находиться в храмах, как не крещённый я предпочитаю просто постоять у крылечка, если прихожу к церкви с кем-то. А тут я легко зашёл и с удовольствием постоял, прислушиваясь, как потрескивают свечи, как скрипит обувь немногочисленных прихожан, всматриваясь, как льётся свет из-под купола… Хорошо.
Люди ведут себя тихо и по-настоящему
благообразно: мобильники по просьбе охраны на входе у всех
выключены, многие говорят шёпотом, ходят не спеша… Самое
неприличное поведение выказывают… сами работники храма Христа
Спасителя.
Вот какая-то монахиня вся в чёрном (я не разбираюсь в духовных
санах), у неё громко, на весь храм заорал звонок мобильника. Мало
того – она ответила и поговорила!..
Вот с шумом-гамом прошла толпа православных электриков (звучит,
да?) – мужики в свитерах и с бородами наперевес, неся в руках
какие-то мотки проводов и инструментов, задорно, не понижая голоса,
прошли из одного подсобного помещения в другое.
Мелочи, а неприятно.
Стоя в западной части храма Христа Спасителя, я
вдруг понял, что именно здесь, в христианстве, истоки той извечной
рефлексии, присущей человеку европейской цивилизации, к которой
русский человек тоже имеет некоторое отношение.
Все это самоистязание, мучительное перемалывание в душе ситуаций,
поступков и прочего, упоительная грызня-самоедство на бесчисленных
кушетках психоаналитиков, вся эта бесконечная, бесконечная,
бесконечная рефлексия, весь этот бесконечный внутренний диалог
современного европейца, который с горечью высмеивали все, от Фрейда
до Юнга, всё это суть есть плоды одного-единственного дерева –
христианского комплекса вины перед отцом небесным, безупречным и
всепрощающим, который тебя, низкого и низменного, всё равно
простит, хоть ты и грешен перед ним, а ты – грешен, уж в этом-то
нет никакого сомнения. Маленький, кающийся, вымаливающий всю жизнь
прощения за сам факт своей жизни, несчастный христианин.
И тебе, выросшему в этом культурном слое, в этом мире европейского
христианства, не остаётся ничего прочего, как грызть, грызть,
бесконечно грызть себя, выгрызая всё ту же вину, но теперь
являющуюся тебе в новом наряде «рефлексии», в виде перемалывания в
душе ситуаций, которых уже не вернёшь, но ты, по причудливой старой
привычке, всё будешь думать и думать, и думать об этом… Анамнез
завершён, уведите. Следующий!..
Сдаётся мне, что таким образом я, довольно тёмный человек, придумал
велосипед, который, наверное, давно отработан в томах неглупых
европейских философов и психоаналитиков. Но я дошёл сегодня до этой
мысли сам, и она меня поразила. Ведь внутренний диалог – феномен
действительно феноменальный (по-другому не скажешь). Европейский
человек ведёт его даже во сне(!) (обратите внимание как-нибудь,
ближайшей же ночью). Мучаясь, споря, оправдываясь, человек всё
разговаривает и разговаривает всю жизнь сам с собой, а по сути,
наверное, с …
|
</> |